DOI: 10.32691/2410-0935-2025-20-242-256
ТРОХИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Аспирант Новосибирского государственного Университета
E-mail: ipanuu [at] gmail.com (ipanuu[at]gmail[dot]com)
В традиционной индийской философии источники достоверного познания подразделяются на три типа: авторитетное свидетельство, логический анализ и непосредственный опыт. Каждая из шести школ (даршан), хотя и включает в себя все три типа, но опирается преимущественно на какой-то один, а два другие оказываются соподчиненными первому. Слово (шабда) является доминирующим для школы веданта, то есть в качестве достоверного источника здесь выступает корпус текстов прастханатрийя, или тройной канон. К логике как к самостоятельной области относится школа ньяя, в еще большей степени некоторые буддийские направления. Йога-даршана соответственно опирается на духовный опыт и практики по его достижению, но и это в свою очередь не обходится без наставничества со стороны компетентного учителя, а также размышления. Данная статья посвящена прояснению некоторых фрагментов классических текстов по йоге.
Ключевые слова: духовные практики, сознание, йога, санкхья, дхьяна.
