DOI: 10.32691/2410-0935-2025-20-108-120
СЕМЕНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Доктор культурологии, НП «Театр-ЭКС», директор, Россия, Москва.
E-mail: semenova05 [at] list.ru (semenova05[at]list[dot]ru)
Статья посвящена зарубежным исследованиям современной карнавальной культуры. Предлагается к обсуждению несколько факторов, ставших причиной интерпретации современной карнавальной культуры как социально ангажированной театральной практики, первым из которых является англоязычное издание труда Бахтина о Рабле в США в 1968 году, хронологически совпавшее с пиком молодежной протестной активности, предопределив восприятие карнавала как формы ненасильственного сопротивления. Дополнительным фактором стал распространившийся в академической среде автоэтнографический подход к изучению карнавальных традиций, опирающийся на модель театра угнетенных А. Боаля. Сравнительно позднее развитие междисциплинарной науки о смехе стало причиной того, что исследования современной карнавальной культуры не учитывают новейшие данные науки о смехе и результаты верификации положений бахтинской концепции карнавальной культуры. Это, в свою очередь, объясняет причину невнимания к рассуждениям Бахтина о юморе, иронии и пародии и метасемантическому подходу к юмору Александра Козинцева, предложившему методологию верификации ключевых понятий бахтинской концепции.
Наконец, необходимо учитывать взаимосвязь карнавальных действ и обряда шаривари, являющегося формой публичного порицания. Делается вывод о том, что комплекс перечисленных факторов послужил причиной не вполне корректного взгляда на карнавал, как на социально ангажированную театральную практику.
Ключевые слова. Бахтина, современная карнавальная культура, карнавальный протест, студенческая революция, метасемантическая теория юмора, уличный театр, социально ангажированный театр, смеховое сопротивление, тактический карнавал, шаривари, смеховой активизм, стратегический юмор.
