20-25 июля 2025 года состоялась Летняя международная научная философская школа для молодых ученых «Основы научной карьеры». Организаторами мероприятия стали отдел социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН, кафедра английского и немецкого языков Монгольского национального университета образования (МНУО), кафедра права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), кафедра международных отношений и гуманитарного сотрудничества, а также кафедра иностранных языков и лингводидактики Сибирского института управления – РАНХиГС. В работе школы приняли участие студенты, аспиранты, педагоги школ, преподаватели вузов, ученые из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Улан-Батора. 23 участника работали и отдыхали на базе «Лукоморье» (Новосибирская область, Искитимский район, поселок Тула), 13 участников (11 человек из Монголии) подключались к работе философской школы онлайн. Занятия протекали весьма интенсивно, дождливая погода этому способствовала. В течение четырех дней прозвучало пять лекций и четырнадцать докладов.
Первый учебный день был посвящен теме «Быть или не быть? Проблема субъектности человека в современном мире». На торжественном открытии выступила с приветственной речью д-р филос. наук, профессор кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества СИУ–РАНХиГС О.А. Береговая. Научная работа философской школы стартовала с доклада «Основные проблемы философии сознания» доцента кафедры права и философии НГПУ, канд. филос. наук, доцента М. Ю. Веркутиса.
В первый учебный день была организована проектная работа в трех микрогруппах. Подражая знаменитому произведению К. Маркса «Тезисы о Фейербахе» участники проекта подготовили 11 тезисов о проблемах формирования субъектности человека в современном мире, а затем в бурной дискуссии обсудили полученные результаты. Инициаторами проекта выступили декан психологического факультета НГПУ, кан.психол.наук, доцент О.О. Андронникова и в. н. с. ИФПР СО РАН, д-р филос.наук А.А. Изгарская. Исследовательский проект позволил подготовить слушателей к лекции О.О. Андронниковой «Виктимность человека и современного общества». В этот же день проблема формирования субъектности человека прозвучала в докладе «Умереть во имя…» (к вопросу мотивации террориста) канд.филос.наук, члена Парижского психоаналитического общества (SPP), члена Международной Психоаналитической организации (IPA), преподавателя Московского института психоанализа, практикующего психоаналитика А. В. Петропавловского и в докладе «Граница между человеком и животным в постантропологической перспективе» профессора кафедры общего экономического образования экономического факультета НГУ, профессора кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ, д-ра филос. наук, доцента Е.А. Ерохиной.
Второй учебный день был посвящен теме «Границы моего языка означают границы моего мира». Заведующая кафедрой иностранных языков и лингводидактики СИУ РАНХиГС, канд. филол. наук, доцент Т. В. Савина прочитала лекцию «Как написать аннотацию к статье и не наделать ошибок? Разбор полетов». На примере известных слушателям статей Т.В. Савина показала ряд распространенных ошибок, которые допускают отечественные авторы при составлении англоязычных аннотаций. Т.В. Савина пояснила структурные различия аннотации и абстракт-текста, указала основные общие принципы и приемы написания, а также особенности выделения различных элементов текста на английском языке, продемонстрировала образцовый вариант аннотации.
Исследовательский проект «Философия, языки и поэзия: перевод и интерпретация» был посвящен 150-летию со дня рождения Антонио Мачадо. Микрогруппы получили в оригинале и в русском переводе несколько ключевых стихотворений великого испанского поэта и должны были раскрыть их смысл. Данное задание подготовило участников к лекции «Герменевтический анализ текста: практика перевода смыслов». Организатором проекта и лектором выступил доцент кафедры права и философии НГПУ, канд.филос.наук А.В. Харламов.
Третий учебный день «Почему мы такие разные?» был открыт научным докладом «Тренды в исследованиях этнической идентичности» научного сотрудника отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН О. А. Персидской. Дневную лекцию «Сравнительная методология в социально-гуманитарном исследовании» прочитала д-р филос. наук, доцент О. А. Береговая. По результатам летних полевых исследований д-р филос. наук, доцент Е. А. Ерохина прочитала научный доклад «Традиционное скотоводство народов Северного Алтая как объект нематериального наследия, ресурс демографического развития села и инструмент геополитического контроля российского фронтира».
В этот день прозвучал доклад «Домашние животные как источник социокультурных изменений» старшего преподавателя кафедры истории и философии НГАУ С.С. Сергеева. Горячую дискуссию вызвали два доклада представителей миросистемного подхода, а именно аспиранта кафедры права и философии НГПУ И. Ф. Литошенко «К. Читти о причинах политизации человеческой сексуальности» и преподавателя кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества СИУ РАНХиГС, учителя истории и обществознания ОШ «Просвещение» С. А. Хлыновской «Место и роль культуры в теоретических конструкциях миросистемного подхода».
В заключительный учебный день прозвучали доклады и лекции на тему: «Философия, творчество, образование». Заместитель директора Института философии и права НГУ, старший научный сотрудник ИФПР СО РАН, заместитель главного редактора журнала «Философия образования», канд. филос. наук, доцент В. В. Петров сделал научный доклад «Концептуальные основания модели современного российского университета». Заведующая сектором правовой информации и цифровых сервисов информационно-библиографического отдела ГАУК НСО «Новосибирская государственная областная научная библиотека» А. А. Соломкина в своем докладе «Информационные ресурсы для актуальных исследований» познакомила участников философской школы с возможностями библиотечных фондов.
Во второй половине дня канд. филос. наук, доцент А. В Петропавловский прочитал научный доклад «“Сны маркиза де Сада” (психоанализ сновидений в творчестве Ф.М. Достоевского)». Выпускник ИИГСО НГПУ А.Д. Куропатов сделал доклад «”Смерть” Толкина как автора». В завершении работы философской школы прозвучала лекция «Философия и искусство: на примере творчества П. Пикассо» в. н. с. ИФПР СО РАН, профессора кафедры права и философии НГПУ, д-ра филос. наук А. А. Изгарской.
К работе в онлайн формате подключались коллеги из Монголии Нанжидмаа Хишигдулам, Бадамгарав Дуламжав, Амар-Амгалан Нацагдорж, Алтанзул Намнандорж, Баясгалан Цээсэд, Гомбосэд Бямбаа, Балдандорж Батбаатар, Баатаржав Сосорбурам, Урчал Баярсайхан, Сандагдорж Ундармаа, Уянга Болд. Онлайн участниками стали практикующие психологи Е.Э. Стрелкова (Самуй, Таиланд) и Б.А. Каминский (Москва, Россия). Работу по подключению онлайн участников вели А.В. Харламов, Е.А. Ерохина, А.А. Изгарская.
На протяжении всей работы осуществлялась видеозапись лекций и докладов. Видеозаписи и сопровождающие их слайды могут быть использованы в образовательном процессе. Видеозапись обеспечивал А. В. Харламов.
Каждый вечер участники, проживающие на базе отдыха «Лукоморье», собирались в беседке за большим столом на совместную трапезу (сисситию). Они вспоминали своих учителей (тема «Однажды я встретил человека…»), делились своими представлениями о роли философии в жизни современного исследователя (тема «Я благодарен философии за…»), обсуждали результаты прошедшего учебного дня, строили планы взаимодействия на будущее. В организации и проведении совместных трапез оказали помощь Е.А. Гордейчик и О.А. Доронина. Существенную помощь в работе философской школы оказали следующие ее участники: А. А. Борисова, А.С. Благодарова, М.В. Изгарская, А.А. Савина, А.Д. Куропатов.
Философская школа проводилась третий раз (первая летняя – 2-4.07.2024, зимняя – 30.01-2.02.2025). База отдыха «Лукоморье» трижды предоставляла свои коттеджи и услуги для проведения научного мероприятия. Расположенная вдали от городского шума на берегу Обского водохранилища база позволила успешно совместить интеллектуальное общение с отдыхом. Участники философской школы благодарят руководство и коллектив базы отдыха «Лукоморье» за радушный прием, уют и оперативную помощь в решении организационных вопросов.
