Анна Владиславовна Елашкина – эксперт по технологиям мышления для стартап-студий в сфере искусственного интеллекта, автор научных и популярных статей, образовательных курсов про мышление, педагогику, архитектор деловых игр, лектор проекта «Страдариум». В 2024 году вместе с Петром Щедровицким разработала курс лекций «Может ли машина мыслить?».
В 1997 г. окончила Физический факультет НГУ, в 2007 г. – магистратуру Философского факультета НГУ, в 2010 г. – аспирантуру в ИФПР СО РАН. Под руководством В. П. Горана защитила магистерскую работу «Единое и многое в философии Платона», работала над кандидатской диссертацией «Рассудок и разум в философии Платона».
Оксана Егорова (далее – О. Е.): Когда и при каких обстоятельствах состоялось Ваше знакомство с Василием Павловичем? Чем был обусловлен выбор тематики философских исследований?
Анна Елашкина (далее – А. Е.): При поступлении в магистратуру Философского факультета НГУ я попала на семинары и первые лекции по истории философии, которые читал Василий Павлович. Я тогда была очень техническим человеком, после физфака и после стартапа в ИИ. Поэтому мой выбор кафедры истории философии, а не философии науки, был для меня самой неожиданным. Но те вопросы, которые передо мной встали в практике, обсуждались именно на этом направлении. И Василий Павлович очень чутко к этому отнесся. Он мне объяснил, что очень много из того, что я спрашиваю, находится именно в истории развития идей. И нужно учить ее, чтобы хоть что-то понимать. И обязательно нужно выбрать одного философа, чтобы углубиться, тогда и остальные философы станут более понятны. Я хотела обратиться к Лейбницу, но, выслушав меня про сложности с ИИ, Василий Павлович посоветовал остановиться на Платоне, на проблеме «единого» и «многого». Это было чудесно! Впервые меня кто-то понял и очень точно нашел этому культурное место.
О. Е.: Какие личные качества Василия Павловича как научного руководителя Вы бы отметили?
А. Е.: Академический стиль, который Василий Павлович транслировал на все вокруг. Это то наследие, которое теперь и мое, по мере моих сил. Это все – и манера речи, и требования к точности и аккуратности в работе со знаниями, ссылки на других, ценность выслушивания иного мнения, культура работы с текстом. Василий Павлович был максимально ярким представителем этой культуры. Он работал со мной беседой, как это и положено в философии. Я как-то двигалась, что-то ему приносила и мы беседовали, недолго, но очень точно.
Еще работа с Василием Павловичем – это несколько принципов, которые остались на всю жизнь. Первое. Он говорил: «Не смотри на других, делай свою работу максимально глубоко, не обращай внимания на критику, пока не сделал свое. Ответишь потом, когда будут уже свои результаты». Это очень важный принцип позиционирования себя в работе. Чтобы говорить с другими, нужно сначала выработать свою позицию, углубить ее. Второе. Работа с текстом. Это особая форма самоотчета в собственном мышлении. Василий Павлович научил меня писать, и долгие годы я этим с успехом пользуюсь. И до сих пор помню его почерк на полях моих статей.
О. Е.: Какие впечатления у Вас остались от обучения, и в частности – от занятий В. П. Горана?
А. Е.: Очень сильными был семинары, где студенты рассказывали материал. Я к этому времени уже во многих коммуникативных формах участвовала и думала, что академический семинар меня ничем поразить не может. Но как сейчас помню как на 3-м этаже Главного корпуса НГУ, в левом крыле шли вечерние семинары с В. П. Гораном. Он очень спокойно сидел за столом преподавателя и весь семинар шел тихо, спокойно, но с напряжением мысли. Василий Павлович модерировал обсуждение, казалось бы, почти ничего не делая. Но как опытный модератор могу сказать, что это иллюзия. Я потом много раз пробовала так провести семинары – это очень сложно и невозможно без своего собственного глубокого содержания.
О. Е.: Пригодились ли Вам впоследствии знания и навыки, полученные при обучении и почерпнутые из общения с В. П. Гораном?
А. Е.: В рамках исследований в дальнейшем я так и продолжала заниматься именно Платоном. Безусловно, мне были интересны многие другие философы, и не только диалектики. Но Платона оказалось достаточно для долгого пути. И до сих пор я внимательно перечитываю диалоги «Софист» и «Парменид» и обнаруживаю в них новое. Свою так и не защищенную диссертацию я собираюсь переписать и издать просто как книгу, добавив туда максимум связи с современными проблемами в изучении мышления. До сих пор в самых глубоких технических сообществах, часто бывает, что то, что я говорю буквально по лекциям В. П. Горана, вызывает удивление и интерес у разработчиков. Такое впечатление, что им всем не помешал бы такой курс. Я стараюсь, как могу, это восполнить. Естественно, адаптирую и перерабатываю материал для своих партнеров. Конечно, иногда я встречаю, что в бизнесе и в разработке есть люди с похожей подготовкой. Те, кто системно проходил историю философии. Не все об этом кричат, и я обычно не заявляю про философское образование и опыт исследований, но мы друг друга опознаем довольно быстро. Это очень забавно. Благодаря совету Василия Павловича выбрать именно его специальность про прошлое, я очень хорошо ориентируюсь в настоящем и вхожу в невидимую сеть тех, кто знает историю философии.
О. Е.: Известно, что в своих исследованиях Василий Павлович придерживается марксистской методологии. Как Вы к этому относитесь? Влияло ли это как-то на Вашу совместную работу под руководством Василия Павловича?
А. Е.: Василий Павлович никогда не менял свою позицию марксиста, но никогда не позволял себе пользоваться властью, чтобы как-то задеть или унизить другие точки зрения. Только честный философский разговор. И важный принцип – должны быть разные мнения, чтобы полнота мышления оставалась. И Василий Павлович и Виталий Валентинович Целищев позволяли в Институте философии и права СО РАН и на Философском факультете НГУ быть практически любой философской позиции. Дискриминации подвергалось невежество и неумение себя вести, а не иная мысль. Сама пара Горан – Целищев была воплощением академического стиля. У них совершенно разные философские позиции, но это не мешало им продолжать работать рядом. Марксизм В. П. Горана мне не мешал. Я категорически не марксист. Но не знать Маркса – это неприлично. В истории философии случайных персон не бывает. Я отношу себя к диалектическому методу, и тут мы с Василием Павловичем были на одной волне.
О. Е.: Чем Вы занимаетесь после завершения совместной работы с Василием Павловичем? Изменилась ли Ваша сфера деятельности? Связаны ли как-то Ваши нынешние занятия и увлечения с философией вообще и с тематикой работ, выполненных под руководством В. П. Горана?
А. Е.: Я пришла в философию после работы с искусственным интеллектом. Проблемы, которые я там обнаружила, были философскими. Они и на сегодня остаются актуальными. Я соединила в себе по мере сил две школы – Новосибирскую философскую школу и школу методологии Г. П. Щедровицкого. В обеих это была именно диалектика и деятельностный подход. После ухода из аспирантуры я была руководителем школы предпринимательства в крупнейшей в Европе стартап-студии – она расположена под Москвой, в Троицке. Поскольку я занималась Платоном, то стала очень хорошо понимать, как устроено мышление в педагогической и в игровой ситуации. И сделала ряд деловых игр. Затем вернулась в сферу ИИ, поскольку пришло время именно там использовать все, что удалось изучить в философии и опробовать на практике. С Василием Павловичем мы обсуждали вопрос о том, как философия относится к практике. Он поддерживал мое желание никогда не отрываться от практического действия. Со времени, когда я вышла из своего стартапа по разработке ИИ, и до сегодняшнего момента, когда я для новых ИИ-стартапов выступаю экспертом, моя философская позиция постоянно уточняется. Об этом меня предупреждал Василий Павлович – остановки не будет! Те, кто начали разбираться со сложными вопросами, больше никогда не будут зафиксированы в какой-то готовой догматической установке.
Личное поздравительное послание для Василия Павловича от А. В. Елашкиной:
Дорогой Василий Павлович! Очень часто Вас вспоминаю с благодарностью! Это были прекрасные годы учебы и исследований. По мере сил стараюсь сохранить такое же строгое отношение к мышлению, как Вы учили. Философия остается в моей работе. Пишу статьи про Искусственный интеллект. Экспериментирую на практике. Перерабатываю свою старую диссертацию в книгу. Доброго Вам здоровья!
Материал подготовила Оксана Егорова, младший научный сотрудник ИФПР СО РАН.
