
Кандидат философских наук, доцент
- старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований Института философии и Права СО РАН
- доцент кафедры социальной философии и политологии, заместитель директора Института философии и права Новосибирского государственного исследовательского университета
- доцент кафедры естественных наук Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного исследовательского университета
- заместитель главного редактора журнала «Философия образования»
e-mail v.v.p [at] ngs.ru
Образование и квалификация
- 2019 г. – присвоено ученое звание доцента по специальности 09.00.11 – «Социальная философия»
- 2014 – 2016 гг. – обучение в докторантуре Новосибирского государственного университета по специальности 09.00.11 – «Социальная философия»
- 2011 г. – защита диссертации «Сущность и тенденции развития инновационного образования: социально-философский анализ» на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 – «Социальная философия»
- 2008 – 2011 гг. – соискатель Института философии и Права СО РАН по специальности 09.00.11 – «Социальная философия»
- 1986 – 1994 гг. – Новосибирский государственный университет, геолого-геофизический факультет
Дополнительное профессиональное образование
- 2018 г. Московская школа управления Сколково: «Новая модель университета: стратегия развития приоритетных направлений»;
- 2018 г. Московская школа управления Сколково: «Настройка базовых политик университета с учетом стратегической ставки университета»;
- 2018 г. Московская школа управления Сколково: «Проблемные точки реализации стратегических направлений университета»;
- 2017 г. Новосибирский государственный педагогический университет, «Профессиональное обучение (по отраслям): Экономика и управление»;
- 2014 г. Charles University in Prague, Faculty of Social Sciences: «Scientific work in EU universities».
Сфера научных интересов
Развитие общества как организационной формы воспроизводства социальности, социальная философия, философия управления, философия образования, социология науки и образования, концепции и модели университетского образования в трансформирующихся обществах.
Профессиональная деятельность
- 2016 г. – н.в. – доцент кафедры социальной философии и политологии, заместитель директора Института философии и Права Новосибирского государственного университета;
- 2012 – н.в. – научный сотрудник, старший научный сотрудник Института философии и Права Сибирского отделения Российской академии наук;
- 2012 г. – 2016 гг. – доцент кафедры гносеологии и истории философии, заместитель декана философского факультета Новосибирского государственного университета;
- 1999 г. – н.в. – преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры естественных наук Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета
Основные публикации
Общее количество публикаций в российских и зарубежных изданиях – более 130, в том числе 6 монографий. В базе РИНЦ зарегистрировано более 100 публикаций, из них более 40 публикаций в рецензируемых журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК. За последние 5 лет опубликовано более 60 работ (в том числе 4 монографии) и 3 учебных пособия.
В 2018 г. отмечен дипломом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2017 года «Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном рынке» в составе коллектива авторов. Москва, Фонд развития отечественного образования, 2018 г.,
В 2013 г. отмечен дипломом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года «Инновационное образование в современной России». Сочи, Фонд развития отечественного образования, 2013 г.
Монографии
- Петров В.В. Университетские системы в трансформирующихся обществах. Монография. – Новосибирск: ИД «Манускрипт», 2020. – 324 с.
- Аблажей А.М., Гордиенко А.А., Дидикин А.Б., Петров В.В. Реформируемая наука. Монография. – Новосибирск: ИД «Манускрипт», 2018. – 366 с.
- Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном рынке : монография / Л.А. Василенко, Е.В. Грунт, А.В. Меренков, Я.Ю. Моисеенко, Е.А. Назарова, В.В. Петров , Н.Г. Попова, Н.В. Трубникова, С.А. Шаронова; под ред. С.А. Шароновой, Н.В. Трубниковой. – Москва : РУДН, 2017. – 229 с
- Шаронова С.А., Назарова Е.А., Петров В.В. Национальные системы образования: под воздействием глобализации и неолиберализации : монография. Тула : Изд-во ТулГУ, 2015. – 156 с.
- Петров В. В. Инновационное образование в современной России. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2012. – 212 с.
- Специализированное обучение: опыт 40 лет деятельности: Научное издание / А.А. Никитин, И.В. Силантьев, С.С. Гончаров, Н.С. Диканский, В.Д. Мазуров, Е.И. Биченков, Г.М. Дымшиц, В.М. Копытов, Н.И. Яворский, А.С. Марковичев, А.А. Москвитин, С.Г. Барам, В.А. Миндолин, О.В. Саблина, Ю.В. Михеев, М.А. Суменкина, В.В. Петров – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2004. – 264 с.
Учебные пособия
- Петров В. В. Инновационное образование: онтологические основания и аксиологические ориентиры : учеб. пособие / В. В. Петров; Новосибирск, ИД «Манускрипт», 2018. – 136 с.
- Петров В. В. Философия современного образования: концепции и ценностные основания : учеб. пособие / В. В. Петров ; – Новосибирск, ИД «Манускрипт», 2018. – 136 с.
- Петров В.В. Философские проблемы образования : учеб. пособие. Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : РИЦ НГУ, 2015. – 129 с.
- Петров В.В. Российская образовательная политика: вопросы формирования теории инновационного образования : учеб. пособие. Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : РИЦ НГУ, 2014. – 117 с.
Избранные статьи
- Петров В.В. Развитие университетских систем в трансформирующихся обществах // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 2 С. 3666–3673.
- Петров В.В. Идентичность российской образовательной системы: ретроспектива институциональных трансформаций // Философия образования. 2019. Т. 19. № 2. С. 5–19.
- Петров В.В. Виртуальная реальность: дистанционное образование в информационном обществе //Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 2. С. 2702–2709.
- Петров В.В. Сибирская философия: реальное настоящее и желаемое будущее // Сибирский философский журнал. 2019. Т.17. № 4. С. 208–213.
- Петров В.В. Сдерживающие факторы формирования социального потенциала в условиях системных трансформаций // Философия образования. 2019. Т. 19. № 3, С. 57–70.
- Петров В.В. Образовательная автономия и академическая легитимность: реструктуризация системы // Философия образования. 2018. №2 (75). С. 34–46.
- Петров В.В. Формирование образовательного запроса в условиях капитализации знаний // Профессиональное образование в современном мире. 2018. №3. С. 1981 – 1989.
- Петров В.В. Развитие университетских систем в обществе знания: положительные элементы прошлого опыта // Сибирский философский журнал. 2018. № 3. С. 100–112
- Петров В.В. Концептуальные ограничения развития исследовательских университетов в обществе знания: российская специфика // Известия Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук республики Таджикистан (Душанбе). 2018. №2. С. 33–37.
- Петров В. В. Эволюция концепций развития научных исследований в условиях реформ // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3. С. 67–74.
- Петров В.В . Университетская автономия и общегосударственная стратегия: сохранение баланса // Сибирский философский журнал. 2017. Т. 15. № 2 . С. 123–136
- Петров В.В. Российская образовательная политика: трансформация концепций высшей школы в условиях кризиса // Философия образования. 2017. № 4 C. 17–27.
- Петров В.В. Организационная культура подготовки научных кадров: свобода выбора в системе отбора // Профессиональное образование в современном мире. 2017. №4. C. 1401–1409.
- Петров В.В. Диалог Востока и Запада в философии современного российского образования (по итогам VII Российского философского конгресса) // Профессиональное образование в современном мире . 2016. Т. 6. № 1 . С. 181–184.
- Петров В.В. Организационная культура производства фундаментального знания в условиях системных трансформаций: российская специфика // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология . 2016. Т. 11. № 2 . С. 65–71.
- Петров В.В. Университет в условиях глобализации: организация, структура, управление //Философия образования. – 2016.–№ 4(67).–С. 20–28.
- ПетровВ.В. Реиндустриализация в обществе риска: миссия университета // Философия образования. – 2015. – № 3 (60). С. 32–40.
- Петров В. В. Треугольник Лаврентьева в концепции тройной спирали // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2015. Т. 14, вып. 3. С. 56–62.
- Петров В. В. Региональная специфика развития вузовской науки в условиях глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4. С. 180–192.
- Наливайко Н.В., ПетровВ.В. Аксиологические основы развития образования в обществе знания // Философия образования. – 2015. – № 6 (63).
- Петров В.В. Производство научного знания в условиях реформы высшей школы: проблемы и перспективы // Философия образования. – 2014. – № 3. – С. 64-73.
- Петров В.В. Модернизация российского общества: комплексный подход к реформе образования // Философия образования. – 2014. – № 2. – С. 64-73.
- Петров В.В. Формирование образовательной парадигмы в контексте развития общества // Профессиональное образование в современном мире. – 2014. ‑ №3 (14). – С. 35‑42
- Petrov V.V. Research university in post-industrial society: organization and practice // Journal of Philosophy of Education . 2016.
- Petrov .V.V ., Podalko P.E. Modernization of the Educational System in Russia: Problems and Prospects // Aoyama Kokusai Seikei Ronshu (The Aoyama Journal of International Politics, Economics and Communication). Tokyo, Japan, 2014. – No.93, P. 43–55.
Участие в конференциях, школах, семинарах
Избранные доклады
- Petrov V ., Ablazhey A. Social policy in the educational environment: problems and prospects // Challenges of the 21st Century: Democracy, Environment, Inequalities, Intersectionality : IV ISA Forum of Sociology. Book of Abstracts. 2020.
- Ablazhey A., Petrov V. Professors vs Management in the Neoliberal University Epoch // Challenges of the 21st Century: Democracy, Environment, Inequalities, Intersectionality : IV ISA Forum of Sociology. Book of Abstracts. 2020.
- Petrov V.V. Entrepreneurial universities development in the systemic crisis context // Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities : XIX ISA World Congress of Sociology. – Canada, Toronto, 2018. – p. 750–751.
- Ablazhey A., Petrov V., Diev V. Is the Merton Concept of Scientific Ethos Relevant Today: The Case of Post-Soviet Science // Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities : XIX ISA World Congress of Sociology. – Canada, Toronto, 2018. – p. 33–34.
- Petrov V., Diev V. University in the “Triple Helix” Innovative Development Conception: Russian Specifics // 19th Annual International Conference on Education, Athens, Greece. The Athens Institute for Education and Research. 2017. P. 169
- Ablazhey A.M., Petrov V.V. Adaptive strategies of Russian scientists in the era of reforms / The Futures We Want: Global Sociology and The Struggles for a Better World. Book of Abstracts. – Austria, Vienna, 2016
- Petrov V.V. High Quality Education: Globalization and Problems of National Educational Systems // Facing an Unequal World: Challenges for Global Socioliogy. XVIII ISA World Congress of Sociology. Book of Abstracts. – Japan, Yokohama, 2014. – P. 761.
- Петров В.В. Научная карьера: приоритеты трудоустройства выпускников исследовательского университета // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020 С. 4664–4670.
- Петров В.В. Университет, которого не будет // Сибирское измерение российской философии: школы, направления, традиции: Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции «VIII Сибирский философский семинар» / НГУ. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2019. С. 118–125.
- Петров В.В. Проблемные точки реализации концепции «Университет 3.0» Й. Виссемы// Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2019. C. 10–13.
- Петров В.В. Реорганизация университетской системы: фундаментальные основания и прикладные проблемы // Философия, наука, гуманизм в эпоху глобальной турбулентности. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2018.– С. 130–136.
- Петров В. В. Социогуманитарное знание в технической среде: перспективы развития / Особенности интеграции гуманитарных и технических знаний. – М. : Издательство МИСИ – МГТУ, 2018, – С. 98–102.
- Петров В.В. Университет и квоты: право двойного выбора // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XVI межрегиональной научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2018.
- Петров В.В. Высшая школа в условиях формирования общества знания в России: реформы и последствия // Национальная философия в глобальном мире : тезисы Первого белорусского философского конгресса. Минск, 2017. С. 598-599.
- Петров В.В . Концептуальные ограничения развития научных исследований в российских университетах // Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства: российский и зарубежный опыт. Труды V международной научно-практической конференции. – Новосибирск: «Омега Принт», – 2017. С. 36-45
- Петров В.В. Аксиологические ориентиры современного студента классического университета // «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета : материалы международной научной конференции. Томск, 2017
- Петров В.В. «Университетская наука»: возможность развития в условиях реформ // Социальные процессы в Современной Западной Сибири: сборник научных трудов – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017. – С. 127–129.
- Петров В.В. Научные исследования в условиях «менеджериальной революции» // Философия науки и техники в России : вызовы информационных технологий : сборник научных статей / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т ; под общ. ред. Н.А. Ястреб. – Вологда : ВоГУ, 2017. – С. 231–232.
- Петров В.В. Институциональные трансформации российской высшей школы в условиях системного кризиса // Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований : материалы международной научной конференции. – Екатеринбург, 2017.
- Петров В.В. Университет мирового класса: американская модель в российских условиях // «Третья миссия» университета в современной России: новации и интеллектуальные традиции : сб. науч.тр. V Сибирского философского семинара / Новосиб. Гос. ун-т. – Новосибирск : РИЦ НГУ, 2016. С. 173–180.
- Петров В.В. Взаимодействие науки и образования в условиях реформы РАН как фактор развития предпринимательских университетов // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость : сб. науч. тр. V Всероссийского социологического конгресса. Российское общество социологов. 2016. С. 9796-9805.
- Петров В.В. Университетский формат научных исследований: в сетях концепций и критериев // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XIV межрегиональной научной конференции молодых ученых. Новосибирск, 2016. – С. 11–14.
- Петров В.В. Российский исследовательский университет в условиях глобализации: тенденции развития // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений : тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6–10 октября 2015 г.). В 3-х т. Т.1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 262.
- Петров В.В. В погоне за рейтингом: российский университет в обществе знаний // Человек в технической среде : сборник научных статей. – Выпуск 2. / Мин-во обр. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т. – Вологда : ВоГУ, 2015. – С. 111–113.
- Петров В.В. Тройная спираль инновационного развития: применимость в российских условиях // Социальные процессы в Современной Западной Сибири: сборник научных трудов – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015. С. 181‑184.
- Петров В.В. Потенциал эффективной интеграции академической науки и высшего образования в региональных университетах // Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства: российский и зарубежный опыт. Труды IV международной научно-практической конференции. Под ред. Г. Б. Гридневой, А. Б. Дидикина. – Новосибирск: «Омега Принт», – 2015. С. 27–32
- Петров В.В Региональный университет: рейтинги, критерии, перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XIV межрегиональной научной конференции молодых ученых. Новосибирск, 2015. – С. 20–25.
- Петров В.В. Перспективы развития отечественного образования в условиях реформы высшей школы // Человек в образовательной среде: новое содержание, новые технологии : Материалы конференции – Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2014. С. 4‑7
- Петров В.В. Модель успешного университета: организация, структура, управление // Социальные процессы в Современной Западной Сибири: сборник научных трудов – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. С. 118‑121.
- Петров В.В. Организационные принципы эффективного университета // Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций : материалы конференции IV Сибирский философский семинар – Омск, 2014
Исследовательские проекты
Гранты
- РГНФ. Проект № 15-03-00437 «Реформируемая наука. Институциональные и социальные последствия реформы академической науки в России», руководитель Аблажей А.М., 2015-2017. (Исполнитель).
- РГНФ. Проект 16-03-14072 тип «г». «Третья миссия» университета в современной России: новации и интеллектуальные традиции», руководитель Диев В.С., 2016-2016. (Исполнитель).
- РГНФ. Проект № 13-03-14016 тип «г». «Инновационный университет: философия, наука, управление. Руководитель: Диев В.С. 2013 – 2013. (Исполнитель).
- Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре». Направление 2. Модернизация и ее влияние на российское общество. Проект «Инновационный вектор интеграции науки и образования в условиях современной модернизации общества» Руководитель: Наливайко Н.В. 2012-2012. (Исполнитель).
- Грант СО РАН на проведение экспедиции в Республике Саха (Якутия), Алтайском крае и Томской области в 2014 г. «Оценка тенденций развития высшего профессионального образования: региональный и институциональный аспекты» (Руководитель).
Преподавательская деятельность
Общий педагогический стаж с 1999 г.
Читаемые курсы: «Культурология», «Концепции современного естествознания», «Методика подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ».
Научное руководство квалификационными работами студентов бакалавриата и магистратуры.
Экспертная деятельность
- Эксперт ФГБНУ Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы
- Член экспертной комиссии по обществознанию Российского совета олимпиад школьников
Членство в ассоциациях
- Член Международной социологической ассоциации
- Член Российского философского общества
- Член Российского общества политологов