Философские школы НГУ и идея университета

(О Летней школе “Бурмистрово-99”)

 

В.С.Диев, Н.С.Розов

 

В 1999 г. состоялась четвертая (третья летняя) философская школа Новосибирского государственного университета. Инициатива проведения этих школ исходила от выпускников и магистрантов философского факультета. Но школы не случайно являются общеуниверситетскими: участие в них принимают студенты, аспиранты, магистранты всех факультетов, а также вузов Новосибирска и других городов. Инициатива студентов нашла поддержку у преподавателей, убежденных в том, что философию нельзя преподавать только в академической аудитории: философ должен научиться публично представлять свои идеи, уметь отстаивать их в диалоге, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и т.п.

Участвовать в работе школы может практически любой желающий, но при выполнении определенных условий. Необходимо было подать в оргкомитет (Большой Диван) свои тезисы, пройти отбор. Второе обязательное условие – знать и соблюдать Конституцию философских школ. В ней определены правила работы и взаимодействия участников школ. Конституция подчеркивает наше евразийское месторасположение и самосознание: есть Президент и Визирь, Сенат и Большой Диван [1].

Традиция иронии в философии ведет свое начало от Сократа, поэтому ирония и добрый юмор являются неотъемлемыми спутниками каждой школы. При этом не следует думать, что весь этот антураж: звучные должности, Конституция, различного рода ритуалы – являются лишь внешними и необязательными приложениями к серьезному делу. На самом деле это весьма серьезный компонент  каждой школы, поскольку молодым ученым необходимо учиться жить в научном сообществе, а любое учение лучше всего усваивается в играх и ритуализованных действах.

В 1999 г. философская школа проходила в преддверии празднования 40-летия Новосибирского государственного университета. За сорок лет своей деятельности НГУ внес немалый вклад в мировую фундаментальную науку и образование. НГУ и Сибирское отделение РАН на деле являют собой пример интеграции академической науки и образования. Новосибирскому научному центру, неотъемлемой частью которого является НГУ, принадлежит выдающаяся роль в формировании научных школ, академических институтов и университетов страны, а в регионах Сибири и Дальнего Востока эта роль была и остается центральной.

Наш университет имеет ярко выраженную естественно-научную направленность. Именно исследования в области математики, физики, химии, биологии, в науках о земле принесли его выпускникам мировую славу. В то же время подготовка ученых высшего класса, а именно на это ориентирован университет, невозможна без серьезной гуманитарной составляющей.

Новосибирский университет с надеждой смотрит в будущее. Он продолжает развиваться, появляются новые специальности, факультеты. Шесть лет назад в НГУ был создан и философский факультет. К этому событию достаточно долго шли, оно должно было свершиться, поскольку наш университет не мог полноценно развиваться без такого факультета. Философия – важнейшая часть гуманитарного образования в университете еще со времен Канта, Фихте и Гегеля. Создание философского факультета в НГУ было важным фактором преодоления некоторой “естественно-научной однобокости”. Философский факультет – самый маленький в университете, но его роль существенно больше той доли, который он занимает по численности обучающихся на нем. Это вызвано рядом обстоятельств. Факультет ориентирован на выпускников всех других факультетов, так как не имеет собственного бакалавриата, здесь работает “нулевой” курс, который пользуется большой популярностью среди студентов, факультет регулярно проводит свои семинары и философские школы.

Естественно, что 40-летие университета должно было найти свое отражение в тематике Летней школы 1999 г. Участникам школы предлагалось обсудить следующие четыре блока проблем, среди которых последними по очереди, но не по важности были связанные с историей и философскими традициями НГУ.

1. Философ в современном мире

Что означает быть философом сегодня – как в профессиональном, так и в экзистенциальном плане? Социальная и культурная роль философа в прошлые периоды и в настоящее время. Переживает ли современная философия кризис, имеет ли место кризис ее позиций в обществе и культуре? Ценности философии и ценности современных обществ и социальных групп. Философ перед лицом сегодняшних военно-политических, экологических и экономических кризисов в мире. Философ и современная ситуация в России. Философ и его окружение.

2. Проблематизация и рассуждение в философском исследовании

Что такое философская проблема? Чем она отличается от научной проблемы? Как возникают проблемы? Что значит поставить философскую проблему? Есть ли и могут ли быть критерии корректной постановки философской проблемы? Что дает анализ постановки проблем в классической и современной философии?

Чем отличаются философские суждения (положения) от научных? Что такое философское рассуждение и в чем его специфика? Каковы могут быть исходные пункты и основания рассуждения? Чем корректное рассуждение отличается от некорректного? Каковы могут быть стратегии философского рассуждения? Анализ примеров рассуждений в классической и современной философии.

3. Философия и университеты: прошлое, настоящее и будущее

Значение формальных сообществ и организаций для становления философии (начиная с пифагорейской школы и Академии). Философия, риторика и теология в университетах средневековья и Возрождения. Образовательные и ученые сообщества и организации в неевропейских философских традициях. Новая роль философии в  исследовательских университетах XIX в. в Европе и России. Философия и идеология в университетах советского времени. Роль философии в современных университетах России и зарубежья. Перспективы университетской философии.

4. Философская традиция в НГУ: личности, события, семинары, школы

Личности и события. Кто были первые философы в Академгородке и НГУ? Какие были самые яркие личности среди философов в дальнейшем? Какие проблемы они решали? О чем спорили? Чем были интересны? Какова была их роль в университете и Академгородке? Отношения философов с властью и идеологией, конфликты и их последствия, организация философской жизни, кризисы и переломы, взлеты и падения. Личность и эпоха.

Семинары и школы. Формальные и неформальные (домашние) семинары. Методологические семинары в Институтах СО АН СССР. Клуб межнаучных контактов. Философские конференции в Академгородке. Научные школы в НГУ и Институте философии. Тематика, проблемы, идеи, результаты, траектории развития, публикации, значение в философской жизни. Связи преемственности и конкуренция с философскими школами в Москве и других городах. Возможности и перспективы философских школ НГУ.

Первый день работы школы был посвящен теме “Философия в НГУ: события, идеи, люди”. С пленарными докладами выступили профессор И.А.Молетотов (“Идеология и философия: первое десятилетие НГУ”), профессор С.С.Розова (“Домашний семинар по эпистемологии и философии науки в новосибирском Академгородке”), профессор Л.С.Сычева (“Развитие идей семинара по эпистемологии и философии науки М.А.Розова”), кандидат психологических наук К.И.Алексеев (“Современное состояние и перспективы развития теории социальных эстафет”) [2]. Очень важно, что все докладчики были непосредственными участниками становления философских традиций в университете. Доклады были выслушаны с живым вниманием, задавалось множество вопросов. Нынешние студенты, магистранты и аспиранты смогли окунуться в эпоху становления Академгородка, оценить, как живут и развиваются научные идеи, традиции философского сообщества.

Следующие дни работы школы шли в соответствии с заявленной тематикой. Сегодня можно говорить, что на философском факультете НГУ формируется направление,  связанное с изучением такого феномена как современное управление [3]. Исследование этого феномена наряду с традиционной философской проблематикой: логико-методологической, аксиологической, антропологической, социальной и др. – имеет и весьма выраженную прикладную значимость. Участниками школы были заслушаны доклады В.С.Диева – “Принцип максимина, теория справедливости и проблема корректности в философском исследовании”, В.В.Тамчук – “Аксиологические аспекты рациональности в управлении”, Т.Завьяловой – “Ситуация принятия решения как основания конфликта между этикой и наукой”, Л.В.Кузякина – “Философско-методологический анализ ценностно-целевого компонента в философии управления”.

Следующий день работы был посвящен проблемам “философ и мир” и “философия и будущее”. В этот день были представлены доклады, отражающие историко-философский подход и современные исследования по этим вопросам. Отметим доклады М.В.Волошиной “Обоснование религиозного характера философии у Владимира Соловьева” и А.З.Фахрутдиновой “Социальная философия и социальная практика: в поисках исследовательской стратегии”.

В нескольких докладах было представлено еще одно новое направление проводимых на факультете исследований, складывающееся на пересечении социальной философии, философии истории, макросоциологии и культурологии. Это направление, которое условно может быть названо “макроисторическая динамика”, охватывает широкий круг тесно связанных проблем геополитики, геоэкономики, развития цивилизаций, роста и распада государств, происхождения революций и войн [4]. На школе “Бурмистрово-99” по этой тематике были представлены и вызвали живой интерес доклады Ю.Б.Вертгейм “Социальная философия и социальная практика: в поисках исследовательской стратегии”, В.В.Горошко “Трансформации социальной системы и проблема границ роста” и Е.Перепечина “Причины возникновения тоталитарных режимов”.

Заключительный день работы школы служил своеобразным итогом работы и вначале были заслушаны и обсуждены два доклада: профессора Г.А.Антипова – “О смысле философской проблемы как проблемы смысла” и профессора Н.С.Розова – “Что делает философскую проблему великой?”.

Жизнь школы продолжается и после ее окончания, пусть не с такой интенсивностью. Речь идет о кафедральных спецсеминарах. Семинаром по истории философии, логике и методологии науки руководят профессор В.П.Горан и профессор В.Н.Карпович. Здесь новые поколения включаются в работу, результаты которой публикуются, в частности, на страницах журнала “Философия науки”. На семинаре по социальной философии “Время мира” (руководители – авторы этих строк) обсуждаются проблемы философии истории, макроисторической динамики, философии управления. Большое внимание уделяется реферативным докладам, знакомящим с главными зарубежными достижениями в этих областях. Ту же линию продолжает и альманах “Время мира”.

Кафедральные семинары – это как бы ниточки, связывающие между собой летние и зимние философские школы, полные бурной интеллектуальной жизни. Но это еще не все. Философские школы НГУ восстанавливают связь времен и пространств. Здесь в непрерывных обсуждениях, нередко затягивающихся до утра, можно услышать и отзвуки Сократовых бесед о справедливости, и изощренные логические споры, подобные тем, что велись в Венском кружке. Здесь физики, математики, биологи, филологи, историки находят с философами общий язык. После того, как науки разошлись по факультетам и стали жить своей обособленной жизнью, философские школы являют собой живую попытку восстановления Идеи Университета – своего рода Касталии, объединяющей все сферы человеческого познания.

Философские школы – это особый, продолжающийся в течение нескольких дней интенсивный ритуал, это мощный генератор творчества. Значение, которое имеют эти несколько дней для профессионального и личностного роста всех участников школы, им предстоит осознать лишь через годы. Философские школы, подобно капле воды, отражающей мир, отражают атмосферу высокого, напряженного и одновременно свободного, раскованного творчества, которым славится Новосибирский государственный университет уже четыре десятилетия.

 

Примечания

1. См.: Летняя философская школа “Бурмистрово-97”. – Новосибирск, 1998; Время мира: Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. – Новосибирск, 1998. – Вып. 1.

2. См.: Летняя философская школа “Бурмистрово-99”. – Новосибирск, 1999.

3. См.: Диев В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск, 1998.

4. См.: Время мира…