ГЛОБАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
ТЕОРЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ И НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ЭПИГЕНЕЗА

 

В.К. Батурин

 

Из­вест­но, что в цен­тре вни­ма­ния фи­ло­со­фии нау­ки на­хо­дят­ся об­щие за­ко­но­мер­но­сти и тен­ден­ции на­уч­но­го по­зна­ния как спе­ци­фи­че­ской дея­тель­но­сти по про­из­вод­ст­ву зна­ний, взя­той в сво­ем раз­ви­тии на фо­не из­ме­няю­ще­го­ся со­цио­куль­тур­но­го кон­тек­ста. Еще Ге­гель от­ме­чал, что «ме­тод об­ре­те­ния зна­ния не­пре­мен­но пред­по­ла­га­ет по­зна­ние пу­ти его дос­ти­же­ния, и под­лин­ное зна­ние не мо­жет стать та­ко­вым без осоз­на­ния про­цес­са его дос­ти­же­ния: путь к нау­ке сам уже есть нау­ка» [1].

Фор­мой це­ло­ст­но­го ре­ше­ния про­блем фи­ло­со­фии нау­ки вы­сту­па­ют, по на­ше­му мне­нию, гло­баль­ные ис­сле­до­ва­тель­ские про­грам­мы раз­ви­тия нау­ки – сис­те­ма тео­ре­ти­че­ских прин­ци­пов и по­ло­же­ний, на­прав­лен­ных на объ­яс­не­ние ос­нов­ных за­ко­но­мер­но­стей про­цес­са раз­ви­тия на­уч­но­го зна­ния в его ис­то­ри­че­ском, ло­ги­че­ском, тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­ском ас­пек­тах и спо­соб­ных пред­ска­зы­вать ра­нее не­из­вест­ные на­уч­ные фак­ты и яв­ле­ния, пред­вос­хи­щать воз­ник­но­ве­ние но­вых тео­ре­ти­че­ских пред­став­ле­ний и их сис­тем, ре­шать сис­тем­но обос­но­ван­ным об­ра­зом весь спектр про­блем фи­ло­со­фии нау­ки. Сре­ди ос­нов­ных гло­баль­ных ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния вы­де­ля­ют­ся по­зи­ти­ви­ст­ская, кон­вен­цио­наль­ная, ана­ли­ти­че­ская, про­грам­ма кри­ти­че­ско­го и по­сткри­ти­че­ско­го ра­цио­на­лиз­ма, фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская [2]. При­ве­дем их крат­кую со­дер­жа­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку.

Ÿ   По­зи­ти­ви­ст­ская ис­сле­до­ва­тель­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки (О.Конт, Г.Спен­сер, Дж. С.Милль, Э.Мах). Но­вая фи­ло­со­фия (по­зи­ти­визм) про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся ме­та­фи­зи­ке, фи­ло­со­фия рас­смат­ри­ва­ет­ся как стро­гая сис­те­ма, обоб­щаю­щая ре­зуль­та­ты раз­лич­ных на­ук и толь­ко в этом по­зи­тив­ном зна­че­нии имею­щая пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние. Об­щи­ми на­прав­ле­ния­ми на­уч­но­го по­зна­ния объ­яв­ля­ют­ся эм­пи­ризм и ин­дук­ти­визм, ко­то­рые объ­е­ди­ня­ет ве­ра в еди­но­об­ра­зие при­ро­ды. Вво­дит­ся не­ко­то­рый пси­хо­ло­гизм в по­зна­ва­тель­ные про­цес­сы. Ут­вер­жда­ют­ся стро­гий де­тер­ми­низм, воз­мож­ность при­ми­ре­ния нау­ки и ре­ли­гии, под­чер­ки­ва­ют­ся ан­ти­кау­за­лизм, ан­ти­ме­та­фи­зич­ность как ос­но­ва всех идей по­зи­ти­виз­ма.

Ÿ   Кон­вен­ци­аль­ная ис­сле­до­ва­тель­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки (А.Пу­ан­ка­ре, П.Дю­гем). Ут­вер­жда­ет­ся не­об­хо­ди­мость со­гла­ше­ний (кон­вен­ций) ме­ж­ду уче­ны­ми в ка­че­ст­ве ос­но­вы на­уч­ных тео­рий. Эти со­гла­ше­ния (кон­вен­ции) обу­слов­ле­ны со­об­ра­же­ния­ми удоб­ст­ва и про­сто­ты и не свя­за­ны не­по­сред­ст­вен­но с кри­те­рия­ми ис­тин­но­сти. По­ня­тие объ­ек­тив­но­сти сво­дит­ся к пред­став­ле­нию об об­ще­зна­чи­мо­сти, из ко­то­ро­го вы­те­ка­ет тре­бо­ва­ние ин­тер­субъ­ек­тив­но­сти со­гла­ше­ний (кон­вен­ций). Ме­то­до­ло­ги­че­ская на­прав­лен­ность кон­вен­циа­лиз­ма ус­мат­ри­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в ан­тро­по­ло­гиз­ме. Ут­вер­жда­ет­ся, что кон­вен­цио­наль­ные эле­мен­ты не­уст­ра­ни­мы из кор­пу­са нау­ки. Раз­ви­тие нау­ки рас­смат­ри­ва­ет­ся как дис­крет­ный про­цесс, а на­уч­ное со­об­ще­ст­во – как со­во­куп­ность раз­лич­ных груп­пи­ро­вок, не вни­каю­щих в до­во­ды оп­по­нен­тов. Обос­но­вы­ва­ет­ся, что про­цесс по­зна­ния есть про­цесс про­грес­сив­ной адап­та­ции к сре­де, а вся­кое по­зна­ние есть пси­хо­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние, био­ло­ги­че­ски по­лез­ное для че­ло­ве­ка. Ут­вер­жда­ет­ся прин­цип эко­но­мии мыш­ле­ния. В ка­че­ст­ве кри­те­рия на­уч­но­сти тео­рии вы­дви­га­ет­ся прин­цип ее фаль­си­фи­ци­руе­мо­сти, оп­ро­вер­гае­мо­сти. В про­ти­во­по­лож­ность ин­дук­ти­виз­му вы­дви­га­ет­ся ги­по­те­ти­ко-де­дук­тив­ная про­грам­ма на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния. Обос­но­вы­ва­ет­ся прин­цип фал­ли­би­лиз­ма. Рост на­уч­но­го зна­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся как ча­ст­ный слу­чай об­ще­го ми­ро­во­го эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са. От­вер­га­ет­ся ку­му­ля­ти­ви­ст­ский прин­цип ли­ней­но­сти нау­ки, ут­вер­жда­ет­ся, что кри­ти­цизм в об­щем смыс­ле яв­ля­ет­ся со­бой уме­ние реф­лек­ти­ро­вать в ре­жи­ме от­ри­ца­тель­ной об­рат­ной свя­зи, учи­ты­вая ис­ход­ные пред­по­сыл­ки.

Ÿ   Ана­ли­ти­че­ская гло­баль­ная ис­сле­до­ва­тель­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки (М.Шлик, Р.Кар­нап, О.Ней­рат, К.Гем­пель, К.Ге­дель, С.Кли­ни, Э.На­гель, П.Су­пес). Про­ис­хо­дит от­каз от ана­ли­за со­дер­жа­тель­ных ос­но­во­по­ло­же­ний нау­ки, на­блю­да­ет­ся стрем­ле­ние к уни­фи­ка­ции при по­мо­щи сим­во­ли­че­ской ло­ги­ки с опо­рой на язык фи­зи­ки, к очи­ще­нию от «псев­до­на­уч­ных ут­вер­жде­ний» и дву­смыс­лен­но­сти обы­ден­но­го язы­ка. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход к нор­ма­тив­но­му (на ба­зе язы­ка фи­зи­ки) по­ни­ма­нию раз­ви­тия на­уч­но­го зна­ния. За­ко­ны нау­ки ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся не как за­ко­ны при­ро­ды, а как за­ко­ны язы­ка. Обос­но­вы­ва­ет­ся мо­дель рос­та на­уч­но­го зна­ния, в ос­но­ву ко­то­рой кла­дут­ся так на­зы­вае­мые про­то­коль­ные пред­ло­же­ния. На­уч­ная дея­тель­ность по­ни­ма­ет­ся как ус­та­нов­ле­ние но­вых про­то­коль­ных пред­ло­же­ний и изо­бре­те­ние спо­со­бов их объ­е­ди­не­ния и обоб­ще­ния. Ут­вер­жда­ет­ся, что лю­бое не­про­ти­во­ре­чи­вое су­ж­де­ние мо­жет быть вы­бра­но в ка­че­ст­ве ис­ход­но­го, про­то­коль­но­го по со­гла­ше­нию с дру­ги­ми уче­ны­ми и что по­доб­ный вы­бор есть лич­ное де­ло уче­ных (объ­е­ди­не­ние кон­вен­циа­лиз­ма и ло­ги­че­ско­го по­зи­ти­виз­ма). По­ка­за­но, что тео­ре­ти­че­ские тер­ми­ны не мо­гут быть све­де­ны к тер­ми­нам на­блю­де­ния и ни­ка­кая их ком­би­на­ция не мо­жет ис­чер­пать воз­мож­но­стей тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний. Пред­ло­же­на тео­рия де­дук­тив­но-но­мо­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния. Ут­вер­жда­ет­ся струк­тур­ное ра­вен­ст­во объ­яс­не­ния и пред­ска­за­ния. Сфор­му­ли­ро­ва­на тео­ре­ма о не­пол­но­те дос­та­точ­но бо­га­тых не­про­ти­во­ре­чи­вых фор­маль­ных сис­тем. По­ка­за­на прин­ци­пи­аль­ная не­воз­мож­ность пол­ной фор­ма­ли­за­ции на­уч­но­го зна­ния. Обос­но­вы­ва­ет­ся фор­му­ла «объ­ект – язык – ре­че­вая дея­тель­ность – субъ­ект – язык». Ут­вер­жда­ет­ся, что язык яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым по­сред­ни­ком на­уч­но­го по­зна­ния. Став мно­го­ве­ко­вой ис­то­ри­че­ской ре­аль­но­стью, он об­ра­зу­ет вме­сти­ли­ще тра­ди­ций, при­вы­чек, па­мя­ти на­ро­да. Вы­ра­жая свои мыс­ли сло­ва­ми, над ко­то­ры­ми лю­ди не вла­ст­ны, ис­поль­зуя сло­вес­ные фор­мы, из­ме­не­ния ко­то­рых гос­под­ству­ют над ни­ми, лю­ди по­ла­га­ют, что речь по­ви­ну­ет­ся им, в то вре­мя как они са­ми под­чи­ня­ют­ся тре­бо­ва­ни­ям язы­ка.

Ÿ   Кри­ти­че­ский ра­цио­на­лизм как гло­баль­ная ис­сле­до­ва­тель­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки (К.Поп­пер). Ут­вер­жда­ет­ся, что ра­цио­на­лизм вы­сту­па­ет ха­рак­те­ри­сти­кой на­уч­но­го зна­ния и спо­со­бом по­ве­де­ния уче­ных в ис­сле­до­ва­тель­ском про­цес­се. Под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке ана­ли­ти­че­ская про­грам­ма ис­сле­до­ва­ния нау­ки. В ка­че­ст­ве цен­траль­ной про­бле­мы ис­сле­до­ва­тель­ской про­грам­мы вы­дви­га­ет­ся про­бле­ма рос­та на­уч­но­го зна­ния.

Ÿ   По­сткри­ти­че­ский ра­цио­на­лизм как гло­баль­ная ис­сле­до­ва­тель­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки (Т.Кун, И.Ла­ка­тос, П.Фей­е­ра­бенд, М.Фу­ко, М.По­ла­ни, Дж. Хол­тон, С.Тул­мин, Г.Фол­лмер, Ч.Ку­айн, А.Ос­борн, Г.Я.Буш). Пред­при­ня­та по­пыт­ка пре­одо­леть лож­ный иде­ал де­пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го на­уч­но­го зна­ния, оши­боч­но ото­жде­ст­в­ляе­мо­го с объ­ек­тив­но­стью. Вво­дит­ся пред­став­ле­ние о лич­но­ст­ном зна­нии как ин­тел­лек­ту­аль­ной са­мо­от­да­че, стра­ст­ном вкла­де по­знаю­ще­го. Обос­но­вы­ва­ет­ся, что в раз­ви­тии на­уч­но­го зна­ния фор­мы бу­ду­щих со­стоя­ний воз­ни­ка­ют как по­боч­ные про­дук­ты взаи­мо­дей­ст­вий, про­ис­хо­дя­щих за рам­ка­ми са­мо­го яв­ле­ния или на его пе­ри­фе­рии. По­зна­ва­тель­ный ап­па­рат че­ло­ве­ка ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся как ме­ха­низм адап­та­ции, раз­ви­тый в про­цес­се био­ло­ги­че­ской эво­лю­ции. Пред­ло­же­на тео­рия ге­не­ти­че­ской эпи­сте­мо­ло­гии. Кон­ста­ти­ру­ют­ся ги­по­те­ти­че­ский ха­рак­тер зна­ния, при­сут­ст­вие в нем ин­де­тер­ми­ни­сти­че­ских эле­мен­тов, его не­пред­ска­зуе­мость, от­кры­тость бу­ду­ще­му, под­чер­ки­ва­ет­ся осо­бая роль креа­тив­но­сти. На­уч­ное со­об­ще­ст­во рас­смат­ри­ва­ет­ся не как еди­ная струк­ту­ра, а как «гра­ну­ли­ро­ван­ная сре­да» кон­со­ли­ди­ро­ван­ных на­уч­ных групп, кол­лек­тив­но соз­даю­щих но­вый эле­мент зна­ния и ут­вер­ждаю­щих его в борь­бе и ком­про­мис­сах с дру­ги­ми ана­ло­гич­ны­ми груп­па­ми («гра­ну­ла­ми»). По­ка­за­но, что раз­ви­тие нау­ки пред­став­ля­ет со­бой че­ре­до­ва­ние пе­рио­дов гос­под­ства при­ня­той па­ра­диг­мы (эта­пов «нор­маль­ной нау­ки») и пе­рио­дов рас­па­да па­ра­диг­мы (эта­пов «на­уч­ной ре­во­лю­ции»). Ут­вер­жда­ет­ся, что на­уч­ные ре­во­лю­ции – это не толь­ко сме­на па­ра­дигм, но и за­ме­ще­ние эле­мен­тов дис­ци­п­ли­нар­ной мат­ри­цы, ис­сле­до­ва­тель­ской тех­ни­ки, ме­то­дов и тео­ре­ти­че­ских до­пу­ще­ний, транс­фор­ма­ция все­го на­бо­ра эпи­сти­мо­ло­ги­че­ских цен­но­стей, на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра, тео­рии и ме­то­да. До­ка­зы­ва­ет­ся, что эм­пи­ри­че­ски ней­траль­ный язык на­блю­де­ния не­воз­мо­жен: уче­ные дан­ной эпо­хи ви­дят мир сквозь приз­му гос­под­ствую­щей па­ра­диг­мы, и не фак­ты оп­ре­де­ля­ют тео­рию, а тео­рия вы­би­ра­ет те или иные фак­ты, ко­то­рые мо­гут вой­ти в ее ос­мыс­лен­ный опыт. Обос­но­вы­ва­ет­ся идея кон­ку­рен­ции на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм. Струк­ту­ра ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм вклю­ча­ет в се­бя же­ст­кое яд­ро, фун­да­мен­таль­ные до­пу­ще­ния, «пра­ви­ла по­ло­жи­тель­ной и от­ри­ца­тель­ной эв­ри­сти­ки». Вы­дви­га­ет­ся прин­цип про­ли­фе­ра­ции (раз­мно­же­ния) тео­рий. Ак­тив­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся те­зис об он­то­ло­ги­че­ской от­но­си­тель­но­сти. Ут­вер­жда­ет­ся, что раз­ра­бот­ка без­от­ка­за­но ра­бо­таю­щих пра­вил твор­че­ст­ва (эв­ри­сти­ки как раз­де­ла ме­то­до­ло­гии) прин­ци­пи­аль­но не­осу­ще­ст­ви­ма.

Край­не важ­ные ре­зуль­та­ты по­лу­че­ны в рам­ках этой ис­сле­до­ва­тель­ской про­грам­мы оте­че­ст­вен­ны­ми уче­ны­ми: В.С.Сте­пи­ным [3], П.П.Гай­ден­ко [4], В.А.Лек­тор­ским [5], В.В.Иль­и­ным [6], В.Т.Алек­сее­вым [7], И.В.Куз­не­цо­вым [8], О.П.Бран­ским [9], А.А.Ра­ки­то­вым [10], М.С.Бур­ги­ным и В.И.Куз­не­цо­вым [11], Е.А.Мам­чур [12], И.А.Ак­чу­ри­ным [13], Т.Г.Леш­ке­вич [14], В.С.Швы­ре­вым [15] и др. В их ис­сле­до­ва­ни­ях по­ка­за­но, что фи­ло­со­фия об­ла­да­ет оп­ре­де­лен­ной из­бы­точ­но­стью по от­но­ше­нию к за­про­сам нау­ки ка­ж­дой кон­крет­ной эпо­хи, по­это­му фи­ло­соф­ские ос­но­ва­ния нау­ки не то­ж­де­ст­вен­ны об­ще­му мас­си­ву фи­ло­соф­ских зна­ний. В ис­то­рии ес­те­ст­во­зна­ния вы­чле­ня­ет­ся три ти­па ус­той­чи­вых струк­тур фи­ло­соф­ских ос­но­ва­ний нау­ки: клас­си­че­ская, не­клас­си­че­ская и по­ст­не­клас­си­че­ская ра­цио­наль­ность. Обос­но­вы­ва­ет­ся со­цио­куль­тур­ная обу­слов­лен­ность на­уч­но­го зна­ния. Ка­че­ст­вен­но из­ме­не­но по­ни­ма­ние субъ­ек­та и объ­ек­та по­зна­ния: ут­вер­жда­ет­ся, что под­лин­ным субъ­ек­том вы­сту­па­ет не изо­ли­ро­ван­ный ин­ди­вид, а в его ли­це це­лое об­ще­ст­во; под­лин­ным объ­ек­том по­зна­ния вы­сту­па­ет та­кая фи­зи­че­ская ре­аль­ность, ко­то­рая яв­ля­ет­ся про­дук­том ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ской прак­ти­ки. Нау­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как функ­цио­ни­рую­щая сис­те­ма, со­стоя­щая из про­бле­мы, тео­рий, ме­то­дов, фак­то­ров, воз­дей­ст­вую­щих на про­цесс на­уч­но­го по­зна­ния, и пред­по­ла­гаю­щая раз­ви­тие пре­ж­де все­го тео­рии. Раз­ви­тие на­уч­но­го зна­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся как про­цесс са­мо­ор­га­ни­за­ции, об­ла­даю­щий су­ще­ст­вен­но не­ли­ней­ным ха­рак­те­ром. Сре­ди ис­то­ри­че­ски раз­ви­ваю­щих­ся сис­тем на­уч­но­го зна­ния вы­де­ля­ют­ся при­род­ные ком­плек­сы, в ко­то­рые в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го ком­по­нен­та вклю­чен сам че­ло­век, при этом «че­ло­ве­ко­раз­мер­ные» ком­плек­сы (ме­ди­ко-био­ло­ги­че­ские, эко­ло­ги­че­ские, био­тех­но­ло­ги­че­ские объ­ек­ты, сис­те­мы че­ло­век – ма­ши­на и др.) по­зво­ля­ют не­по­сред­ст­вен­но учесть и ис­сле­до­вать гу­ма­ни­сти­че­ские цен­но­сти, ак­сио­ло­ги­че­ское фак­то­ры, эти­че­ские про­бле­мы. В те­ло по­ст­не­клас­си­че­ской нау­ки ор­га­нич­но вво­дит­ся эти­че­ский ком­по­нент, и это свя­за­но с вы­хо­дом за рам­ки нау­ки, с соз­да­ни­ем но­вой фор­мы об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния – по­ст­нау­ки. По­ка­за­на взаи­мо­связь ис­то­ри­че­ских ти­пов ра­цио­наль­но­сти и субъ­ект-объ­ект­ных от­но­ше­ний. Обос­но­вы­ва­ет­ся, что  не­об­хо­ди­мо вер­нуть при­ро­де по­ня­тия це­ли и смыс­ла, под­нять ра­цио­наль­ность до уров­ня Ра­зу­ма. Вы­дви­га­ет­ся идея о том, что на­уч­ное от­кры­тие, рост на­уч­но­го зна­ния яв­ля­ют­ся по­боч­ным про­дук­том (по­риз­мом) ру­тин­ной дея­тель­но­сти уче­но­го. Вы­яв­ля­ет­ся тес­ная связь по­зна­ва­тель­но­го и цен­но­ст­но­го ком­по­нен­тов нау­ки с дея­тель­но­стью че­ло­ве­ка, един­ст­во ме­то­до­ло­ги­че­ских и ми­ро­воз­зрен­че­ских функ­ций диа­лек­ти­ки. Фор­му­ли­ру­ет­ся те­зис об эти­че­ской при­ро­де про­це­дур ар­гу­мен­та­ции и до­ка­за­тель­ст­ва. Ис­сле­ду­ет­ся су­ще­ст­во гно­сео­ло­ги­че­ских ис­ка­ний, ори­ен­ти­ро­ван­ных на три ос­нов­ные про­грам­мы: эм­пи­ризм (ин­дук­ти­визм, фак­туа­лизм), ра­цио­на­лизм (де­дук­ти­визм, ак­сио­ма­тизм), ин­туи­ти­визм (ап­рио­ризм, упо­ва­ние на оза­ре­ние). По­ка­за­но, что для клас­си­че­ско­го эта­па раз­ви­тия тео­рии по­зна­ния ха­рак­тер­ны кри­ти­цизм, фун­да­мен­та­лизм и нор­ма­ти­визм, субъ­ек­то­цен­тризм, нау­ко­цен­тризм, а в рам­ках не­клас­си­че­ско­го эта­па (со­вре­мен­ной тео­рии по­зна­ния) от­ме­чен­ные вы­ше по­зна­ва­тель­ные тра­ди­ции за­ме­ня­ют­ся на про­ти­во­по­лож­ные: по­сткри­ти­цизм, от­каз от фун­да­мен­та­лиз­ма, субъ­ек­то­цен­триз­ма и нау­ко­цен­триз­ма. До­ка­за­но, что по­зна­ние фун­ди­ро­ва­но пред­мет­но-вещ­ным ти­пом че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти и, бу­ду­чи со­во­куп­но­стью ин­тен­цио­наль­ных ак­тов, все­гда це­ле­о­ри­ен­ти­ро­ван­но и из­би­ра­тель­но. Вы­де­ле­ние и раз­ли­че­ние объ­ек­тов по­зна­ния под­дер­жи­ва­ет­ся по­лем пре­фе­рен­ци­аль­ных до­реф­лек­тив­ных струк­тур, со­став­ляю­щих поч­ву мыс­ле­дея­тель­но­сти в тео­рии и прак­ти­ке. Зна­ние есть сим­би­оз фор­ма­лиз­ма и ин­тер­пре­та­ции, при­чем на­уч­ное твор­че­ст­во не в по­след­нюю оче­редь есть сло­во­твор­че­ст­во.

Фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская ис­сле­до­ва­тель­ская про­грам­ма (Э.Гус­серль). От­чет­ли­во осоз­на­ет­ся не­дос­та­точ­ность по­зна­ва­тель­ных мо­де­лей для по­сти­же­ния су­ти ве­щей, ут­вер­жда­ет­ся це­ле­со­об­раз­ность воз­вра­та к са­мим це­ло­ст­ным, пер­во­здан­ным (ес­те­ст­вен­ным) пред­мет­но­стям. Вы­дви­га­ет­ся тре­бо­ва­ние не­уче­та по­зна­ва­тель­ных ус­та­но­вок в со­зер­ца­нии (тре­бо­ва­ние прие­ма эпо­хэ). Пред­ла­га­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ское по­ни­ма­ние пред­мет­но­сти, яв­ляю­щей­ся в пси­хи­че­ском. Фор­му­ли­ру­ет­ся пред­став­ле­ние о соз­на­нии как по­то­ке пе­ре­жи­ва­ний, ка­ж­дое из ко­то­рых ин­тен­цио­наль­но, на­де­ле­но «им­ма­нент­ной вре­мен­но­стью» – един­ст­вом ак­ту­аль­ных пе­ре­жи­ва­ний, вос­по­ми­на­ний, во­об­ра­же­ний, где слож­ным об­ра­зом пе­ре­ме­ша­но про­шлое, на­стоя­щее, бу­ду­щее. Вво­дит­ся по­ня­тие фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской ре­дук­ции, обо­зна­чаю­щее вы­де­ле­ние ин­ва­ри­ант­но­го в ва­риа­ци­ях фе­но­ме­но­ло­ги­че­ских пе­ре­жи­ва­ний на фо­не им­ма­нент­ной вре­мен­но­сти.

 

Та­ко­во крат­кое со­дер­жа­ние ос­нов­ных гло­баль­ных ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния [16]. Пе­рей­дем к тео­ре­ти­ко-фи­ло­соф­ско­му ана­ли­зу этих про­грамм, ко­то­рый мо­жет стать ос­но­вой их даль­ней­ше­го раз­ви­тия и кон­кре­ти­за­ции.

Пре­ж­де все­го сле­ду­ет от­ме­тить, что имею­щие­ся гло­баль­ные ис­сле­до­ва­тель­ские про­грам­мы, на наш взгляд, не да­ют це­ло­ст­ной ана­ли­ти­че­ской кар­ти­ны фе­но­ме­на нау­ки, па­но­рам­но­го пред­став­ле­ния об осо­бен­но­стях ее раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния. Для этих про­грамм ха­рак­те­рен так на­зы­вае­мый «внеш­ний» ме­то­до­ло­гизм, ко­гда их ра­цио­наль­ные ре­ко­мен­да­ции, со­став­ляю­щие ре­аль­ный вклад в на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния, ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся опи­са­ни­ем, бо­лее то­го, оп­рав­да­тель­ной кон­ста­та­ци­ей сло­жив­шей­ся в нау­ке си­туа­ции и за­щи­той су­ще­ст­вую­щих на­уч­ных ме­то­дов, в то вре­мя как их ра­бо­чая, кон­ст­рук­тив­но-со­зи­да­тель­ная по от­но­ше­нию к на­уч­но­му по­зна­нию за­да­ча, свя­зан­ная с про­из­вод­ст­вом (ге­не­ра­ци­ей) но­вых на­уч­ных зна­ний, прак­ти­че­ски не ре­ша­ет­ся. Имею­щие­ся гло­баль­ные ис­сле­до­ва­тель­ские про­грам­мы ре­аль­но не на­прав­ля­ют ис­сле­до­ва­тель­ский про­цесс, не ка­на­ли­зи­ру­ют на­уч­ный по­иск, не ве­дут уче­но­го от од­но­го эта­па по­зна­ния к дру­го­му. Прак­ти­ка про­ве­де­ния на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и на се­го­дняш­ний день – это ча­ще все­го ра­бо­та «всле­пую», без осоз­нан­но­го при­ме­не­ния уче­ным ме­то­до­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний и норм на­уч­но­го по­зна­ния, без уче­та и це­ле­на­прав­лен­но­го ис­поль­зо­ва­ния внут­рен­них за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия са­мой нау­ки, без опо­ры на прин­ци­пы внут­рен­не­го ме­то­до­ло­гиз­ма. Сре­ди глу­бин­ных при­чин, по­ро­ж­даю­щих внеш­ний ме­то­до­ло­гизм имею­щих­ся гло­баль­ных про­грамм раз­ви­тия нау­ки, сле­ду­ет от­ме­тить пре­ж­де все­го ог­ра­ни­чи­тель­ные го­ри­зон­ты су­гу­бо ра­цио­на­ли­сти­че­ско­го ее мо­де­ли­ро­ва­ния, ут­ра­ту фи­ло­со­фи­ей нау­ки мно­гих свя­зей и от­но­ше­ний, в том чис­ле, как ни па­ра­док­саль­но это зву­чит, с са­мой фи­ло­со­фи­ей, не­дос­та­точ­ность ис­сле­до­ва­тель­ских средств и ин­ст­ру­мен­тов, и в пер­вую оче­редь прин­ци­пи­аль­но не­об­хо­ди­мо­го, на наш взгляд, по­тен­циа­ла дея­тель­но­ст­но­го и фе­но­ме­но­ло­ги­че­ско­го под­хо­дов в их един­ст­ве и взаи­мо­свя­зи.

Ос­нов­ной не­га­тив­ной чер­той имею­щих­ся гло­баль­ных ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм яв­ля­ет­ся их от­рыв от фи­ло­со­фии, в ча­ст­но­сти от тео­рии по­зна­ния. Это яв­ле­ние бе­рет свое на­ча­ло в по­зи­ти­виз­ме О.Кон­та, про­воз­гла­сив­ше­го ос­во­бо­ж­де­ние фи­ло­со­фии нау­ки от ме­та­фи­зи­ки со всей ее про­бле­ма­ти­кой, ме­то­да­ми и по­ня­тия­ми. На­ме­рен­ный уход от по­ис­ка глу­бин­ных ме­та­фи­зи­че­ских ос­но­ва­ний нау­ки, все­воз­мож­ные спе­ку­ля­ции без опо­ры на ус­той­чи­вую фи­ло­соф­скую и ис­то­ри­че­скую тра­ди­цию при­во­дят к пред­взя­то­му от­ри­ца­нию важ­ных сто­рон на­уч­но­го по­зна­ния, ис­ка­жа­ют це­ло­ст­ную кар­ти­ну раз­ви­тия нау­ки, свя­зи ме­ж­ду но­ва­ци­ей и тра­ди­ци­ей в про­цес­се на­уч­но­го по­зна­ния, «ме­та­фи­зи­че­ских» субъ­ект-объ­ект­ных от­но­ше­ний, со­от­но­ше­ния сущ­но­сти и цен­но­сти, взаи­мо­свя­зи дея­тель­но­сти, по­зна­ния, управ­ле­ния, ми­фо­ло­гии и нау­ки.

Сле­ду­ет от­ме­тить и еще од­но прин­ци­пи­аль­но важ­ное ог­ра­ни­че­ние: гос­под­ствую­щая до сих пор по­зна­ва­тель­ная тра­ди­ция нау­ко­цен­триз­ма в фи­ло­со­фии нау­ки не по­зво­ля­ет пре­одо­леть ди­а­хро­ни­че­ский под­ход к свя­зи ми­фо­ло­гии и нау­ки. Это яв­ля­ет со­бой серь­ез­ное пре­пят­ст­вие на пу­ти ре­ше­ния мно­гих про­блем фи­ло­со­фии нау­ки, и пре­ж­де все­го про­бле­мы про­из­вод­ст­ва (ге­не­ра­ции) но­во­го на­уч­но­го зна­ния. Ме­ж­ду тем за пре­де­ла­ми фи­ло­со­фии нау­ки уже дос­та­точ­но про­дол­жи­тель­но и в ис­сле­до­ва­тель­ском пла­не эф­фек­тив­но раз­ви­ва­ет­ся иная, син­хро­ни­че­ская, мо­дель взаи­мо­свя­зи ми­фо­ло­гии и нау­ки (от­ме­тим, что здесь осо­бен­но зна­чим вклад оте­че­ст­вен­ных фи­ло­со­фов).

Не­за­вер­шен­ность, не­дос­та­точ­ность, не­пол­но­та ха­рак­тер­ны и для имею­щих­ся ме­то­до­ло­ги­че­ских под­хо­дов к ис­сле­до­ва­нию про­цес­са раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния. Как из­вест­но, в на­стоя­щее вре­мя в этой об­лас­ти су­ще­ст­ву­ет три ос­нов­ных под­хо­да: ку­му­ля­тив­ный, ан­ти­ку­му­ля­тив­ный и под­ход «кейс-ста­ди» (си­туа­ци­он­ное ис­сле­до­ва­ние) [17]. Ку­му­ля­тив­ный под­ход ос­но­ван на пред­став­ле­нии о на­уч­ном по­зна­нии как по­сту­па­тель­ном дви­же­нии, про­цес­се по­сте­пен­но­го по­пол­не­ния зна­ний, при­бли­жаю­щих­ся к идеа­лу аб­со­лют­ной ис­ти­ны. Ут­вер­жда­ет­ся, что ка­ж­дый по­сле­дую­щий шаг нау­ки де­ла­ет­ся с опо­рой на пре­ды­ду­щие дос­ти­же­ния. Од­на­ко в этой мо­де­ли есть и уяз­ви­мый мо­мент: не­со­стоя­тель­ность хо­тя бы од­но­го эле­мен­та на­уч­но­го зна­ния в си­лу сис­тем­но­сти по­след­не­го не­из­беж­но долж­на бы­ла бы по­влечь за со­бой раз­ру­ше­ние всей его кон­ст­рук­ции и тем са­мым по­ста­вить под со­мне­ние са­му идею на­уч­но­го про­грес­са. Но что же пред­став­ля­ет со­бой про­цесс раз­ви­тия на­уч­но­го зна­ния как не ис­прав­ле­ние преж­них оши­бок, как не из­бав­ле­ние от ил­лю­зий и за­блу­ж­де­ний, дос­тав­ших­ся в на­след­ст­во от пре­ды­ду­щих по­ко­ле­ний уче­ных?

Сто­рон­ни­ки вто­рой, ан­ти­ку­му­ля­тив­ной, мо­де­ли раз­ви­тия нау­ки, пы­та­ясь пре­одо­леть от­ме­чен­ный вы­ше не­дос­та­ток, пред­ла­га­ют рас­смат­ри­вать раз­ви­тие нау­ки как пре­рыв­ный про­цесс, ре­во­лю­ци­он­ную сме­ну норм, ка­но­нов, стан­дар­тов, пол­ную сме­ну сис­тем зна­ний. В рам­ках дан­ной мо­де­ли вво­дит­ся прин­цип не­со­из­ме­ри­мо­сти тео­рий (прин­цип на­уч­ных ре­во­лю­ций) и та­ким об­ра­зом пре­одо­ле­ва­ет­ся не­дос­та­ток ку­му­ля­ти­виз­ма. Но опи­са­ние раз­ви­тия нау­ки сво­дит­ся те­перь толь­ко к про­ти­во­пос­тав­ле­нию так на­зы­вае­мой нор­маль­ной нау­ки (ко­гда идет по­сте­пен­ное на­ко­п­ле­ние зна­ний в рам­ках су­ще­ст­вую­щей па­ра­диг­мы) и на­уч­ных ре­во­лю­ций (пе­рио­дов ко­рен­ной лом­ки гос­под­ствую­щих па­ра­дигм, за­ме­ны их на но­вые). На­до от­ме­тить, что при всей сво­ей но­виз­не и эф­фек­тив­но­сти ан­ти­ку­му­ля­тив­ный под­ход к раз­ви­тию нау­ки, тем не ме­нее, не­раз­рыв­но свя­зан с ку­му­ля­тив­ной мо­де­лью, по­сколь­ку и здесь раз­ви­тие нау­ки ви­дит­ся по­сту­па­тель­ным, а его не­пре­рыв­ность на­ру­ша­ет­ся толь­ко в пе­рио­ды на­уч­ных ре­во­лю­ций. Ан­ти­ку­му­ля­тив­ная мо­дель ока­зы­ва­ет­ся все­го лишь не­ким фраг­мен­том, от­лич­ным от ку­му­ля­тив­ной мо­де­ли как це­ло­го в той ее час­ти, ко­то­рая от­но­сит­ся к на­уч­ным ре­во­лю­ци­ям.

Тре­тий ме­то­до­ло­ги­че­ский под­ход к ис­сле­до­ва­нию раз­ви­тия нау­ки – ис­поль­зо­ва­ние си­туа­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний («кейс-ста­ди»), т.е. со­че­та­ние все­воз­мож­ных на­уч­ных под­хо­дов с це­лью об­ри­со­вать, ре­кон­ст­руи­ро­вать то или иное со­бы­тие из ис­то­рии нау­ки в его це­ло­ст­но­сти, уни­каль­но­сти, не­вос­про­из­во­ди­мо­сти. Но­вое на­уч­ное зна­ние, от­кры­тие бе­рут­ся не изо­ли­ро­ван­но, а рас­смат­ри­ва­ют­ся в кон­тек­сте имею­щих­ся на­уч­ных ги­по­тез, тео­рий, со­цио­куль­тур­ных, ис­то­ри­че­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских об­стоя­тельств, при ко­то­рых этот но­вый на­уч­ный ре­зуль­тат был по­лу­чен. Сле­ду­ет от­ме­тить, что от­но­си­тель­но пол­ное рас­смот­ре­ние раз­ви­тия на­уч­но­го зна­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при ис­поль­зо­ва­нии дан­но­го под­хо­да толь­ко в ло­каль­ных уз­лах и та­кое то­чеч­ное мо­де­ли­ро­ва­ние не да­ет об­щей кар­ти­ны это­го про­цес­са. В чис­ле про­чих воз­ра­же­ний про­тив ука­зан­но­го под­хо­да мож­но об­ра­тить вни­ма­ние и на то, что здесь с по­мо­щью об­щих и уни­вер­саль­ных по­ня­тий ста­ра­ют­ся опи­сать ин­ди­ви­ду­аль­ное и уни­каль­ное, что «кейс-ста­ди» – в боль­шей сте­пе­ни ис­то­ри­че­ское, чем со­дер­жа­тель­но-на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние (к то­му же в нем сме­ши­ва­ют­ся пред­ше­ст­вую­щие, на­стоя­щие и по­сле­дую­щие со­бы­тия, и от­де­лить од­но от дру­го­го пред­став­ля­ет­ся весь­ма за­труд­ни­тель­ным).

В ос­но­ве на­шей ра­бо­ты ле­жит за­мы­сел ин­те­гра­ции то­го су­ще­ст­вен­но­го, что име­ет­ся не толь­ко в фи­ло­со­фии нау­ки, но и в фи­ло­со­фии во­об­ще, а так­же в ча­ст­ных нау­ках (пре­ж­де все­го в си­нер­ге­ти­ке, пси­хо­ло­гии, ме­то­до­ло­гии ес­те­ст­вен­ных на­ук), с це­лью по­строе­ния но­вой гло­баль­ной ис­сле­до­ва­тель­ской про­грам­мы раз­ви­тия нау­ки, опи­раю­щей­ся на дос­ти­же­ния оте­че­ст­вен­ных и за­ру­беж­ных уче­ных и спо­соб­ной стать имен­но ру­ко­во­дством к дей­ст­вию, про­грам­мой, ра­бо­таю­щей на прин­ци­пах внут­рен­не­го ме­то­до­ло­гиз­ма. В со­от­вет­ст­вии с этим за­мыс­лом мы пред­при­ни­ма­ем по­пыт­ку по-но­во­му сфор­му­ли­ро­вать и ре­шить про­бле­мы со­от­но­ше­ния ин­тер­на­лиз­ма и экс­тер­на­лиз­ма в ис­сле­до­ва­нии на­уч­но­го зна­ния, диа­лек­ти­че­ски пе­ре­ос­мыс­лить кри­ти­цизм, субъ­ек­то­цен­тризм, нау­ко­цен­тризм, фун­да­мен­та­лизм и нор­ма­ти­визм клас­си­че­ской нау­ки. Ло­ги­ка дан­но­го ис­сле­до­ва­ния при­ве­ла нас к не­об­хо­ди­мо­сти раз­ра­бот­ки но­вых сто­рон це­ло­ст­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду нау­кой и ми­фо­ло­ги­ей в ког­ни­тив­ном, нор­ма­тив­ном и прак­сео­ло­ги­че­ском ас­пек­тах, к не­об­хо­ди­мо­сти ана­ли­за за­ко­но­мер­но­стей строе­ния и раз­ви­тия раз­лич­ных тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­ских сис­тем в на­уч­ном по­зна­нии, взаи­мо­свя­зи ло­ги­ко-лин­гвис­ти­че­ско­го, мо­дель­но-ре­пре­зен­та­тив­но­го, праг­ма­ти­ко-про­це­дур­но­го и про­блем­но-эв­ри­сти­че­ско­го эле­мен­тов в про­цес­се на­уч­но­го по­зна­ния, к не­об­хо­ди­мо­сти изу­че­ния по­ли­мор­физ­ма и «че­ло­ве­ко­раз­мер­но­сти» на­уч­но­го зна­ния, вклю­чаю­ще­го в се­бя цен­но­ст­ные (ак­сио­ло­ги­че­ские), гу­ма­ни­сти­че­ские и эти­че­ские ас­пек­ты.

Об­щим ре­зуль­та­том пред­при­ня­то­го на­ми ана­ли­за со­дер­жа­ния имею­щих­ся гло­баль­ных ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вы­вод о не­об­хо­ди­мо­сти раз­ра­бот­ки но­вой про­грам­мы, ко­то­рая бы бо­лее пол­но учи­ты­ва­ла ос­нов­ные за­ко­но­мер­но­сти про­из­вод­ст­ва и раз­ви­тия на­уч­но­го зна­ния и с по­мо­щью ко­то­рой мож­но бы­ло бы ре­аль­но управ­лять про­цес­сом на­уч­но­го по­зна­ния для дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­ных ис­сле­до­ва­тель­ских це­лей и за­дач. Та­кую про­грам­му мы раз­ра­бо­та­ли [18], она со­че­та­ет в се­бе уже имею­щие­ся ре­зуль­та­ты и дос­ти­же­ния оте­че­ст­вен­ных и за­ру­беж­ных уче­ных и те но­вые ме­то­до­ло­ги­че­ские и тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния и вы­во­ды, ко­то­рые по­лу­че­ны на­ми в ис­сле­до­ва­нии про­цес­са по­зна­ния (в по­зна­нии по­зна­ния).

В ка­че­ст­ве но­вой кон­крет­но-дей­ст­вен­ной, прак­ти­че­ски-кон­ст­рук­тив­ной гло­баль­ной ис­сле­до­ва­тель­ской про­грам­мы раз­ви­тия (про­из­вод­ст­ва) на­уч­но­го зна­ния вы­сту­па­ет со­во­куп­ность прак­ти­че­ских и мыс­ли­тель­ных прие­мов, сле­до­ва­ние ко­то­рым по­зво­лит осу­ще­ст­в­лять пред­ва­ри­тель­ную под­го­тов­ку пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния к осо­бым тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­ским про­це­ду­рам с це­лью его все­сто­рон­не­го по­зна­ния; управ­лять, ор­га­ни­зо­вы­вать, це­ле­со­об­раз­но пре­об­ра­зо­вы­вать пред­мет ис­сле­до­ва­ния в це­лях по­лу­че­ния (про­из­вод­ст­ва) но­во­го зна­ния; ана­ли­зи­ро­вать, це­ле­со­об­раз­но пре­об­ра­зо­вы­вать по­лу­чен­ные ис­сле­до­ва­тель­ские ре­зуль­та­ты; осу­ще­ст­в­лять тео­ре­ти­че­скую и ме­то­до­ло­ги­че­скую про­вер­ку по­лу­чен­но­го зна­ния на дос­то­вер­ность и вклю­чен­ность в сис­те­му ра­нее имев­ше­го­ся зна­ния; вы­пол­нять на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские пер­спек­тив­но-про­гноз­ные функ­ции; бло­ки­ро­вать из­на­чаль­но ту­пи­ко­вые на­прав­ле­ния на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и т.д. Это со­во­куп­ность прие­мов, под­хо­дов, ус­та­но­вок, имею­щих це­ле­о­ри­ен­ти­рую­щий ха­рак­тер, ха­рак­тер управ­лен­че­ской ди­рек­ти­вы, си­нер­ге­ти­че­ских «ру­лей», с по­мо­щью ко­то­рых про­цесс раз­ви­тия на­уч­но­го зна­ния мож­но сде­лать эф­фек­тив­ным и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни управ­ляе­мым.

Пре­ж­де все­го мы ис­сле­до­ва­ли взаи­мо­связь нау­ки и ми­фо­ло­гии, и ока­за­лось, что про­цесс раз­ви­тия на­уч­но­го зна­ния не­воз­мож­но тео­ре­ти­че­ски и ме­то­до­ло­ги­че­ски ре­кон­ст­руи­ро­вать без глу­бо­ко­го ана­ли­за осо­бен­но­стей мыс­ле­дея­тель­но­сти пер­во­быт­ных лю­дей, древ­не­го (ар­ха­ич­но­го) ин­тел­лек­та. При ана­ли­зе имею­щих­ся гло­баль­ных про­грамм ис­сле­до­ва­ния на­уч­но­го зна­ния об­на­ру­жи­лось, что в них иг­но­ри­ро­ва­лось не толь­ко фи­ло­соф­ско-ме­та­фи­зи­че­ское, но и, тем бо­лее, ар­хаи­ко-ми­фо­ло­ги­че­ское со­дер­жа­ние. По­доб­ное иг­но­ри­ро­ва­ние, бег­ст­во от ми­фо­ло­ги­че­ско­го (так же как и бег­ст­во от ме­та­фи­зи­че­ско­го) не по­зво­ли­ло раз­ра­бот­чи­кам гло­баль­ных про­грамм об­рес­ти те ре­сур­сы, те воз­мож­но­сти, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для соз­да­ния та­кой ис­сле­до­ва­тель­ской про­грам­мы, ко­то­рая смог­ла бы стать прак­ти­че­ски зна­чи­мым кон­ст­рук­тив­ным ру­ко­во­дствам, внут­рен­ним ме­то­дом для осу­ще­ст­в­ле­ния на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний.

Из­вест­но, что в струк­ту­ре ми­фа пред­став­ле­но три ос­нов­ных ком­по­нен­та: ког­ни­тив­ный, нор­ма­тив­но-им­пе­ра­тив­ный и ак­ти­ви­ст­ски-ма­ни­пу­ля­тор­ский [19]. Имен­но по­это­му миф да­ет от­но­си­тель­но це­ло­ст­ную кар­ти­ну взаи­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка с ок­ру­жаю­щей его дей­ст­ви­тель­но­стью в един­ст­ве ми­ро­по­ни­ма­ния (этио­ло­гия ми­ра, про­ис­хо­ж­де­ние су­ще­го, пер­во­при­чи­ны, яв­лен­но­сти вещ­но­сти, лю­дей, бо­гов и т.д.), жиз­не­дей­ст­вия (ин­ст­рук­ции, цен­но­сти, ус­та­нов­ки, идеа­лы, ди­рек­ти­вы, ре­гу­ля­ти­вы) и ми­ро­дей­ст­вия (об­мен дея­тель­но­стью, со­ци­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие, ли­нии по­ве­де­ния, са­мо­ут­вер­жде­ние, ри­ту­аль­но-мис­ти­че­ские, куль­то­вые ак­ты, фес­мо­фо­рии, жерт­во­при­но­ше­ния как эле­мен­ты влия­ния на сре­ду оби­та­ния, об­ря­ды, ма­ги­че­ские тех­ни­ки, ими­та­ции, за­кли­на­ния). Глав­ным свой­ст­вом ми­фо­ло­ги­че­ско­го соз­на­ния яв­ля­ет­ся его син­кре­тич­ность, а ис­точ­ни­ком, со­еди­няю­щим пред­ме­ты и яв­ле­ния в це­ло­ст­ную, еди­ную сис­те­му, ока­зы­ва­ют­ся во­все не опыт и не рас­су­док, а фан­та­зия и об­раз­ное мыш­ле­ние. В си­лу это­го ми­ро­вос­прия­тие ар­ха­ич­но­го че­ло­ве­ка очень ди­на­мич­но, в его пред­став­ле­ни­ях все мо­жет быть во всем, все еще не ос­та­но­ви­лось, не за­сты­ло в ка­ких-ли­бо оп­ре­де­лен­ных смыс­лах и зна­че­ни­ях.

Вы­яв­ле­но, что при пе­ре­хо­де от ми­фа к ло­го­су про­ис­хо­дят от­каз от «обо­рот­ни­че­ской» ло­ги­ки ми­фа, от ме­та­мор­фоз объ­ек­тов в дру­гие объ­ек­ты; за­ме­на ду­хов­но-лич­но­ст­но­го от­но­ше­ния к дей­ст­ви­тель­но­сти объ­ект­но-суб­стан­ци­аль­ным; раз­ру­ше­ние ми­фо­ло­ги­че­ско­го то­ж­де­ст­ва че­ло­ве­ка и дей­ст­ви­тель­но­сти и ста­нов­ле­ние «объ­ект­ной идео­ло­гии» – фор­ми­ро­ва­ние пред­став­ле­ния о дей­ст­ви­тель­но­сти не как о ду­хов­ной, а как о вещ­ной, са­мо­дос­та­точ­ной для сво­его вне­субъ­ект­но­го су­ще­ст­во­ва­ния; об­ра­зо­ва­ние раз­ветв­лен­ных тео­го­ни­че­ских сис­тем, ко­то­рые в от­ли­чие от сис­тем ми­фо­ло­ги­че­ских не не­по­сред­ст­вен­но-чув­ст­вен­ны (эс­те­ма­тич­ны), а опо­сре­до­ван­но-дис­кур­сив­ны (но­эма­тич­ны); фор­ми­ро­ва­ние ес­те­ст­вен­но­го ис­тол­ко­ва­ния, по­сте­пен­ное раз­ру­ше­ние ос­но­вы для схе­мы «при­чи­на – зна­че­ние» и за­ме­на ее на при­чин­но-след­ст­вен­ную ти­по­ло­ги­за­цию яв­ле­ний. При этом раз­ру­ша­ет­ся це­ло­ст­ное ми­фо­ло­ги­че­ское от­но­ше­ние к ми­ру и про­ис­хо­дит его за­ме­на от­но­ше­ни­ем на­уч­ным – обо­со­бив­шей­ся от не­го ког­ни­тив­ной со­став­ляю­щей, ча­стью, во­зом­нив­шей се­бя це­лым.

Диа­лек­ти­че­ское един­ст­во ми­фо­ло­ги­че­ско­го и на­уч­но­го, на на­ши взгляд, яв­ля­ет со­бой ключ к ре­ше­нию цен­траль­ной про­бле­мы фи­ло­со­фии нау­ки – про­бле­мы рос­та (про­из­вод­ст­ва) но­во­го на­уч­но­го зна­ния. Мы пред­ла­га­ем свое ре­ше­ние – дея­тель­но­ст­но-фе­но­ме­но­ло­ги­че­ское, суть ко­то­ро­го со­сто­ит в сле­дую­щем.

Из­вест­но, что лю­бое на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние на­чи­на­ет­ся с по­ста­нов­ки про­бле­мы, с об­на­ру­же­ния не­со­от­вет­ст­вия ме­ж­ду имею­щим­ся по­тен­циа­лом зна­ний и же­лае­мым для ре­ше­ния ак­ту­аль­ных за­дач че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, т.е. с управ­лен­че­ской ди­рек­ти­вы от­но­си­тель­но по­ис­ка то­го, что нуж­но для ре­ше­ния дан­ной про­бле­мы. По­это­му по­став­лен­ная про­бле­ма, свя­зан­ная с не­об­хо­ди­мо­стью иметь со­от­вет­ст­вую­щее но­вое зна­ние, как бы «вы­ре­за­ет» тот сек­тор взаи­мо­дей­ст­вую­щей с че­ло­ве­ком ре­аль­но­сти, ко­то­рый под­го­тав­ли­ва­ет­ся для вто­ро­го ак­та – ак­та ин­тен­ции на пред­мет ис­сле­до­ва­ния то­го, что в со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии и фи­ло­со­фии на­зы­ва­ет­ся при­по­ми­нае­мым. С вы­де­лен­ным с по­мо­щью управ­лен­че­ской ди­рек­ти­вы фраг­мен­том дей­ст­ви­тель­но­сти в ка­че­ст­ве пред­ме­та дан­но­го ис­сле­до­ва­ния всту­па­ет во взаи­мо­дей­ст­вие соз­на­ние, при­чем та его часть, ко­то­рая так­же «под­го­тов­ле­на», «вы­ре­за­на», ото­бра­на этой управ­лен­че­ской ди­рек­ти­вой. Эта часть соз­на­ния и есть при­по­ми­нае­мое, ко­то­рое те­перь ин­тен­цио­наль­ным по­то­ком на­прав­ля­ет­ся на ис­сле­дуе­мое. Пред­мет ис­сле­до­ва­ния, вы­де­лен­ный с по­мо­щью ди­рек­ти­вы, взаи­мо­дей­ст­вуя с ча­стью соз­на­ния, вы­де­лен­ной так­же с ее по­мо­щью, по­сред­ст­вом про­цес­са экс­т­ра­по­ля­ции «оде­ва­ет» ис­сле­дуе­мый объ­ект в «оде­ж­ды» при­по­ми­нае­мо­го, фор­ми­ру­ет не­кую мо­дель дан­но­го фраг­мен­та ре­аль­но­сти. У Э.Гус­сер­ля это опи­сы­ва­ет­ся как фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская ре­дук­ция, ко­то­рая со­сто­ит в ра­бо­те с пе­ре­жи­ва­ния­ми (вос­по­ми­на­ния­ми, фан­та­зия­ми, ожи­да­ния­ми и т.д.). Ко­гда же субъ­ек­том ус­мат­ри­ва­ют­ся ра­зы­ски­вае­мые смыс­лы, фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская ре­дук­ция дос­ти­га­ет сво­ей выс­шей ста­дии, – Гус­серль на­зы­ва­ет это эй­де­ти­че­ской ре­дук­ци­ей [20]. Со­во­куп­ность всех по­доб­ных по­зна­ва­тель­ных мо­де­лей, по­лу­чен­ных в пре­ды­ду­щих ак­тах, об­ра­зу­ет но­вую це­ло­ст­ность, в ко­то­рой оп­ре­де­ля­ют­ся цен­траль­ная (ядер­ная) часть и пе­ри­фе­рия, и все вхо­дя­щие в эту но­вую це­ло­ст­ность мо­де­ли на­хо­дят­ся в от­но­ше­ни­ях взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­под­чи­нен­но­сти.

В опи­сан­ных ак­тах рос­та но­во­го на­уч­но­го зна­ния еще нет са­мо­го на­уч­но­го от­кры­тия, – оно мо­жет со­сто­ять­ся толь­ко то­гда, ко­гда воз­ни­ка­ет си­туа­ция не­дос­та­точ­но­сти «одежд» при­по­ми­нае­мо­го и для ов­ла­де­ния си­туа­ци­ей не­об­хо­ди­мо при­влечь не­кое но­вое зна­ние. Но­вое зна­ние не мо­жет со­дер­жать­ся в при­по­ми­нае­мом, сле­до­ва­тель­но, его нет и в ин­тен­цио­наль­ном по­то­ке (ина­че ка­ж­дый ин­тен­цио­наль­ный акт ка­ж­до­го ак­та соз­на­ния был бы но­си­те­лем не­пре­рыв­ных на­уч­ных от­кры­тий). Ин­тен­цио­наль­ный по­ток соз­на­ния, на­прав­лен­ный на дан­ный ис­сле­дуе­мый пред­мет, не со­дер­жит ис­ко­мо­го но­во­го зна­ния. Оно в том, что ра­нее в соз­на­нии уже бы­ло, но не при­ме­ня­лось, не рас­про­стра­ня­лось, не пе­ре­но­си­лось, не экс­т­ра­по­ли­ро­ва­лось, не ис­поль­зо­ва­лось в дан­ном при­ме­не­нии, не рас­смат­ри­ва­лось по от­но­ше­нию к дан­но­му пред­ме­ту ис­сле­до­ва­ния. Имен­но по­это­му на­уч­ное от­кры­тие – все­гда не­кая не­ожи­дан­ность, не­кий от­каз от при­выч­но­го, тра­ди­ци­он­но­го, не­кое не­ве­ро­ят­ное.

По­зна­ние как управ­ле­ние по­зна­ва­тель­ны­ми ре­сур­са­ми ста­но­вит­ся эф­фек­тив­ным на эта­пе осу­ще­ст­в­ле­ния дви­же­ния (экс­т­ра­по­ля­ции) на­лич­но­го мас­си­ва ста­ро­го зна­ния к но­во­му эле­мен­ту толь­ко по­сле по­яв­ле­ния (про­яв­ле­ния) это­го зна­ния. По­зна­ние как управ­ле­ние ре­сур­са­ми не в со­стоя­нии при­вес­ти этот мас­сив к но­во­му зна­нию без пред­ва­ри­тель­но­го по­яв­ле­ния по­зна­ва­тель­ной ди­рек­ти­вы из дру­гих ис­точ­ни­ков. Ина­че го­во­ря, толь­ко имею­щие­ся на­уч­ные зна­ния для сво­его раз­ви­тия не­са­мо­дос­та­точ­ны, не­пол­ны. Для по­сти­же­ния прин­ци­пи­аль­но но­во­го зна­ния в ка­че­ст­ве средств его до­бы­ва­ния мож­но ис­поль­зо­вать все что угод­но, но толь­ко не на­лич­ный мас­сив зна­ний и не на­уч­ные ме­то­ды, как ни па­ра­док­саль­но это зву­чит. На эта­пе твор­че­ско­го по­сти­же­ния но­во­го зна­ния не ме­сто рас­суд­ку, ко­то­рый мо­жет дей­ст­во­вать толь­ко в со­от­вет­ст­вии с уже из­вест­ным, в со­от­вет­ст­вии с по­зна­ва­тель­ны­ми тра­ди­ция­ми. Этот этап – ис­клю­чи­тель­но для ра­зу­ма, для фан­та­зии, для дви­же­ния «по без­до­ро­жью», в от­сут­ст­вие вся­ких ог­ра­ни­че­ний и пра­вил, для ра­бо­ты мыс­ли без про­шло­го и бу­ду­ще­го. На этом твор­че­ском эта­пе вы­клю­ча­ют­ся все «льзя» и «нель­зя», здесь ста­рых пра­вил уже нет, а но­вых еще нет, здесь нет ни­ка­ких пре­фе­рен­ций и пред­поч­те­ний, здесь пол­ное от­клю­че­ние па­мя­ти, «вы­клю­чен­ное про­шлое», здесь все мо­жет стать всем, все во всем, все од­но­вре­мен­но не­раз­ли­чи­мо и не­раз­де­ли­мо, все как не­кий це­ло­ст­ный по­зна­ва­тель­но-управ­лен­че­ский, це­ло­ст­но-дея­тель­но­ст­ный ха­ос, ди­на­ми­че­ский ха­ос… Внут­ри рас­суд­ка – ра­цио­наль­ность, нау­ка, внут­ри ра­зу­ма – ми­фо­твор­че­ст­во. В этой свя­зи сле­ду­ет от­ме­тить, что ди­а­хрон­ное от­но­ше­ние ме­ж­ду ми­фом и нау­кой со­вер­шен­но не­пра­во­мер­но, бо­лее пра­виль­но – это син­хро­ния, со­су­ще­ст­во­ва­ние ми­фо­ло­ги­че­ско­го и на­уч­но­го мыш­ле­ния как двух уров­ней иде­аль­но­го от­ра­же­ния ре­аль­но­сти. Путь к твор­че­ско­му по­сти­же­нию за­ко­но­мер­но­стей рос­та на­уч­но­го зна­ния – путь не впе­ред, а на­зад, к ми­фо­мыш­ле­нию.

Ос­та­ва­ясь в пре­де­лах толь­ко тра­ди­ци­он­ной нау­ки, акт про­из­вод­ст­ва прин­ци­пи­аль­но но­во­го на­уч­но­го зна­ния тео­ре­ти­че­ски ре­кон­ст­руи­ро­вать не­воз­мож­но, по­сколь­ку са­ма нау­ка есть лишь часть, лишь фраг­мент, ог­ра­ни­чен­ный ког­ни­тив­ный фраг­мент не­ко­ей «стар­шей», бо­лее пол­ной и це­ло­ст­ной сис­те­мы – ми­фо­ло­гии. Нау­ка, от­де­ля­ясь от ми­фо­ло­гии пу­тем же­ст­кой фик­са­ции зна­че­ний и смы­слов по­зна­вае­мых объ­ек­тов и яв­ле­ний, ут­ра­ти­ла ми­фо­ло­ги­че­скую твор­че­скую сво­бо­ду, ко­гда лю­бой объ­ект мо­жет быть всем, пре­вра­щать­ся во все, со­от­вет­ст­во­вать все­му, быть свя­зан­ным и взаи­мо­дей­ст­во­вать со всем, она ут­ра­ти­ла ми­фо­ло­ги­че­скую спо­соб­ность быть на­пол­нен­ной бес­ко­неч­но раз­ны­ми зна­че­ния­ми и смыс­ла­ми лю­бо­го яв­ле­ния и объ­ек­та. Нау­ка же­ст­ко фраг­мен­ти­ро­ва­ла ок­ру­жаю­щий мир на обо­соб­лен­ные яв­ле­ния и объ­ек­ты и за­фик­си­ро­ва­ла его та­ким. Уже са­ма эта на­уч­ная фраг­мен­та­ция ми­ра его серь­ез­но де­фор­ми­ру­ет, де­ла­ет его че­ло­ве­ко­раз­мер­ной мо­де­лью ми­ра. Мо­дель ре­аль­но­сти за­да­ет­ся нау­кой, и нау­кой мо­жет быть опи­са­но толь­ко мо­дель­но-фраг­мен­тар­ное, ог­ра­ни­чен­ное, про­яв­лен­ное, ис­то­ри­че­ски вы­де­лен­ное. Дру­го­го в нау­ке нет, дру­гое – не в мо­дель­ной час­ти, а в том са­мом Це­лом, в том са­мом не­за­фик­си­ро­ван­ном, не в ис­то­ри­че­ски вы­де­лен­ном, не во фраг­мен­тар­ном, а в на­стоя­щем, жи­вом, ес­те­ст­вен­ном, где еще не со­стоя­лась же­ст­кая про­це­ду­ра на­де­ле­ния ре­аль­но­сти че­ло­ве­ко­раз­мер­ным на­бо­ром зна­че­ний и смы­слов, где со­хра­ня­ет­ся, не­пре­рыв­но из­ме­ня­ясь, Це­лое – не­рас­чле­нен­ное и не­де­фор­ми­ро­ван­ное. Имен­но там, в си­нер­ге­ти­че­ской ин­тер­пре­та­ции по­ня­тия «ха­ос», но­вое зна­ние, ко­то­рое мы на­зва­ли тво­ри­мым. Оно имен­но в стар­шей, ми­фо­ло­ги­че­ской по сво­ей при­ро­де и сущ­но­сти сис­те­ме, в ми­фо­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии к дей­ст­ви­тель­но­сти. Вы­хо­дит, Ха­ос – это и есть то са­мое Це­лое, что еще не че­ло­ве­ко­раз­мер­но, и имен­но в этом Це­лом, еще не про­яв­лен­ном, но­вое тво­ри­мое зна­ние. Оно про­из­во­дит­ся при обес­пе­че­нии един­ст­ва управ­лен­че­ски-по­зна­ва­тель­ной ди­рек­ти­вы, воз­ни­каю­щей на ос­но­ве имею­ще­го­ся мас­си­ва зна­ний, и но­во­го на­уч­но­го со­дер­жа­ния, до­бы­вае­мо­го ис­сле­до­ва­тель­ски­ми ин­ст­ру­мен­та­ми ми­фо­ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния – фан­та­зи­ей, об­раз­но­стью, син­кре­тиз­мом, не­чув­ст­ви­тель­но­стью к про­ти­во­ре­чи­ям, те­лео­ло­гич­но­стью, воз­мож­но­стя­ми эв­ри­сти­че­ской и «обо­рот­ни­че­ской» ло­ги­ки.

 

При­ме­ча­ния

1. Ге­гель Г. Со­чи­не­ния: В 14 т. – М.; Л., 1929–1959. – Т. 4. – С. 50.

2. См.: Ба­ту­рин В.К. Дея­тель­но­ст­но-фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки. – Вла­ди­во­сток: Изд-во Даль­не­вост. ун-та, 2004; Бур­гин М.С., Куз­не­цов В.И. Вве­де­ние в со­вре­мен­ную точ­ную ме­то­до­ло­гию нау­ки. – М., 1994; Гай­ден­ко П.П. Эво­лю­ция по­ня­тия нау­ки: Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие пер­вых на­уч­ных про­грамм. – М., 1980; Иль­ин В.В. Тео­рия по­зна­ния: Эпи­сте­мо­ло­гия. – М., 1994; Ис­то­ри­че­ские ти­пы ра­цио­наль­но­сти / Под ред. В.А. Лек­тор­ско­го. – М., 1995. – Т. I; Кан­ке В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции нау­ки: Ито­ги XX сто­ле­тия. – М., 2000; Ка­са­вин И.Т. Про­бле­мы не­клас­си­че­ской то­рии по­зна­ния: Ми­гра­ция. Креа­тив­ность. Текст. – СПб., 1998; Ко­са­ре­ва Л.М. Пред­мет нау­ки. – М., 1977; Леш­ке­вич Т.Г. Фи­ло­со­фия нау­ки: тра­ди­ции и но­ва­ции. – М., 2001; Мар­ко­ва Л.А. Нау­ка: ис­то­рия и ис­то­рио­гра­фия XIXXX вв. – М., 1987; Ми­ке­ши­на Л.А. Фи­ло­со­фия по­зна­ния. – М., 2002; Ни­ки­фо­ров А.Л.Фи­ло­со­фия нау­ки: ис­то­рия и ме­то­до­ло­гия. – М., 1998; По­зна­ва­тель­ная тра­ди­ция как ин­ва­ри­ант раз­ви­тия нау­ки, фи­ло­со­фии, фи­ло­со­фии нау­ки. – Вла­ди­во­сток: Изд-во Даль­не­вост. гос. ака­де­мии эко­но­ми­ки и управ­ле­ния, 2004. – Т. 1, 2; Ра­цио­наль­ность на пе­ре­пу­тье: В 2 кн. – М., 1999; Швы­рев В.С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­зна­нии. – М., 1978.

3. См.: Сте­пин В.С. Фи­ло­соф­ская ан­тро­по­ло­гия и фи­ло­со­фия нау­ки. – М., 1992; Он же. Тео­ре­ти­че­ское зна­ние. – М., 2000; Сте­пин В.С., Го­ро­хов В.Г., Ро­зов М.А. Тра­ди­ции и ре­во­лю­ции в ис­то­рии нау­ки. – М.: Нау­ка, 1991.

4. Гай­ден­ко П.П. Эво­лю­ция по­ня­тия нау­ки…; Она же. На­уч­ная ра­цио­наль­ность и фи­ло­соф­ский ра­зум // Про­бле­мы ме­то­до­ло­гии по­ст­не­клас­си­че­ской нау­ки. – М., 1992; Гай­ден­ко П.П., Да­вы­дов Ю.Н. Ис­то­рия и ра­цио­наль­ность. – М., 1991.

5. См.: Лек­тор­ский В.А. Субъ­ект, объ­ект, по­зна­ние. – М.: Нау­ка, 1980; Он же. Тео­рия по­зна­ния: гно­сео­ло­гия, эпи­сте­мо­ло­гия // Вопр. фи­ло­со­фии. – 1999. – № 8; Он же. Эпи­сте­мо­ло­гия клас­си­че­ская и не­клас­си­че­ская. – М., 2001.

6. Иль­ин В.В. Тео­рия по­зна­ния: Вве­де­ние. Об­щие про­бле­мы. – М., 1994; Иль­ин В.В., Ка­лин­кин А.Т. При­ро­да нау­ки. – М., 1985.

7. Алек­се­ев В.Т. По­ня­тие тра­ди­ции в гер­ме­нев­ти­ке и фи­ло­со­фии нау­ки // Вестн. С.-Пе­тер­бург. гос. ун-та. Сер. 6. – 1996. – Вып. 2, № 13.

8. См.: Куз­не­цов И.В. Из­бран­ные тру­ды по ме­то­до­ло­гии фи­зи­ки. – М., 1975.

9. Бран­ский В.П. Про­бле­ма вы­бо­ра в фун­да­мен­таль­ном тео­ре­ти­че­ском ис­сле­до­ва­нии и прин­цип от­ра­же­ния // Роль фи­ло­со­фии в на­уч­ном ис­сле­до­ва­нии. – М., 1990.

10. См.: Ра­ки­тов А.И. Фи­ло­соф­ские про­бле­мы нау­ки. Сис­тем­ный под­ход. – М., 1997.

11. См.: Бур­гин М.С., Куз­не­цов В.И. Вве­де­ние в со­вре­мен­ную точ­ную ме­то­до­ло­гию нау­ки.

12. См.: Мам­чур Е.А. Про­цес­сы са­мо­ор­га­ни­за­ции в раз­ви­тии на­уч­но­го зна­ния // Фи­ло­соф­ские нау­ки. – 1989. – № 7; Мам­чур Е.А., Ов­чин­ни­ков Н.Ф., Огур­цов А.П. Оте­че­ст­вен­ная фи­ло­со­фия нау­ки: пред­ва­ри­тель­ные ито­ги. – М., 1997.

13. См.: Ак­чу­рин И.А. Те­ле­оно­мич­ность боль­ших ди­на­ми­че­ских сис­тем – ха­рак­тер­ная чер­та по­ст­не­клас­си­че­ской нау­ки // Про­бле­мы ме­то­до­ло­гии по­ст­не­клас­си­че­ской нау­ки. – М., 1992.

14. См.: Леш­ке­вич Т.Г. Фи­ло­со­фия нау­ки: тра­ди­ции и но­ва­ции.

15. См.: Швы­рев В.С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­зна­нии.

16. Под­роб­нее см.: Ба­ту­рин В.К. Об­щая фи­зи­ка и ми­ро­воз­зре­ние. – Вла­ди­во­сток: Изд-во Даль­не­вост. ун-та, 1985; Он же. Дея­тель­но­ст­но-фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки; Гай­ден­ко П.П. Эво­лю­ция по­ня­тия нау­ки…; Она же. На­уч­ная ра­цио­наль­ность и фи­ло­соф­ский ра­зум; Гай­ден­ко П.П., Да­вы­дов Ю.Н. Ис­то­рия и ра­цио­наль­ность; Леш­ке­вич Т.Г. Фи­ло­со­фия нау­ки: тра­ди­ции и но­ва­ции; По­зна­ва­тель­ная тра­ди­ция как ин­ва­ри­ант раз­ви­тия нау­ки, фи­ло­со­фии, фи­ло­со­фии нау­ки. – Т. 1, 2.

17. См.: Леш­ке­вич Т.Г. Фи­ло­со­фия нау­ки: тра­ди­ции и но­ва­ции; Мам­чур Е.А., Ов­чин­ни­ков Н.Ф., Огур­цов А.П. Оте­че­ст­вен­ная фи­ло­со­фия нау­ки; Мар­ко­ва Л.А. Нау­ка: ис­то­рия и ис­то­рио­гра­фия XIXXX вв.; Ми­ке­ши­на Л.А. Фи­ло­со­фия по­зна­ния; Швы­рев В.С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­зна­нии.

18. Ба­ту­рин В.К. Дея­тель­но­ст­но-фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки; По­зна­ва­тель­ная тра­ди­ция как ин­ва­ри­ант раз­ви­тия нау­ки, фи­ло­со­фии, фи­ло­со­фии нау­ки. – Т. 2. По­зна­ние как управ­ле­ние (Гл. «Не­клас­си­че­ская тео­ре­ти­ко-по­зна­ва­тель­ная це­ло­ст­но-дея­тель­но­ст­ная гло­баль­ная ис­сле­до­ва­тель­ская про­грам­ма раз­ви­тия нау­ки»).

19. См.: Най­дыш В.М. Фи­ло­со­фия ми­фо­ло­гии: от ан­тич­но­сти до эпо­хи ро­ман­тиз­ма. – М.: Гар­да­ри­ки, 2002.

20. См.: Гус­серль Э. Фи­ло­со­фия как стро­гая нау­ка. – Но­во­чер­касск, 1994.

 

Ин­сти­тут управ­ле­ния,
ка­фед­ра го­су­дар­ст­вен­но­го

и му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния,

г. Владивосток

 

Baturin, V.K. Global research programs concerning the development of scientific knowledge: their theoretical-philosophical analysis and some resources of their epigenesis.

The paper gives proof of the thesis that dialectical unity of the mythological and the scientific is a key by which we may solve the central problem of the philosophy of science, that is the problem of growth (production) of new scientific knowledge. The author offers his own solution of the problem which consists in the activity-and-phenomenology approach.