АЛГЕБРА И ЛОГИКА: CТАРЫЕ И НОВЫЕ СВЯЗИ*

Ю.Л. Ершов

 

* На­уч­ное со­об­ще­ние ака­де­ми­ка Ю.Л.Ер­шо­ва на за­се­да­нии Пре­зи­диу­ма РАН (Мо­ск­ва, 12 но­яб­ря 2003 г.). Текст под­го­тов­лен на ос­но­ве сте­но­грам­мы за­се­да­ния.

 

 

Я бла­го­да­рен за пре­дос­тав­лен­ную мне воз­мож­ность вы­сту­пить здесь с док­ла­дом, хо­тя за­да­ча моя не из лег­ких, по­сколь­ку то, о чем хо­чу рас­ска­зать, от­но­сит­ся к наи­бо­лее аб­ст­ракт­ным час­тям ма­те­ма­ти­ки, ко­то­рая са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых аб­ст­ракт­ных на­ук. Ал­геб­ра и ло­ги­ка – это до­воль­но ши­ро­кие об­лас­ти ис­сле­до­ва­ния, и там ве­дет­ся ак­тив­ная и пло­до­твор­ная ра­бо­та. Я вы­брал уз­кое на­прав­ле­ние их взаи­мо­дей­ст­вия, на­прав­ле­ние, ко­то­рое, на мой взгляд, пред­став­ля­ет ин­те­рес. И рас­смот­рев его в ис­то­ри­че­ской пер­спек­ти­ве, я по­ста­ра­юсь удер­жать вни­ма­ние ува­жае­мо­го на­уч­но­го со­об­ще­ст­ва как мож­но доль­ше, по­то­му что рас­ска­зы­вать со­всем тех­ни­че­ские ре­зуль­та­ты дос­та­точ­но слож­но.

Итак, ал­геб­ра и ло­ги­ка, их ста­рые и но­вые свя­зи. Сло­ва «ал­геб­ра» и «ло­ги­ка» всем зна­ко­мы. Ал­геб­ра зна­ко­ма из школь­но­го кур­са, а на­счет ло­ги­ки уме­ст­но рас­ска­зать та­кую быль. Один мой ост­ро­ум­ный кол­ле­га рас­ска­зал о не­дав­нем раз­го­во­ре с дру­гим сво­им кол­ле­гой-ма­те­ма­ти­ком. Он ска­зал: «Я за­ни­ма­юсь ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­кой» – и тот впол­не ис­крен­не от­ве­тил сле­дую­щее: «Ты зна­ешь, а я в сво­ей дея­тель­но­сти ло­ги­кой ни­ко­гда не поль­зо­вал­ся!». Дол­жен ска­зать, что это по­чи­ще ли­те­ра­тур­но­го ге­роя, ко­то­рый был по­ра­жен, ко­гда уз­нал, что го­во­рит про­зой. И это ска­зал ма­те­ма­тик!

Взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ма­те­ма­ти­кой и ло­ги­кой дос­та­точ­но ин­те­рес­ны. Я вы­де­лил в этих взаи­мо­дей­ст­ви­ях три ис­то­ри­че­ских пе­рио­да. Они не взаи­мо­ис­клю­чаю­щие, они пе­ре­се­ка­ют­ся, ко­гда, об­раз­но го­во­ря, ал­геб­ра вы­пол­ня­ет по со­вмес­ти­тель­ст­ву роль ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки и тео­рии ал­го­рит­мов.

Что зна­чит «вы­пол­ня­ет роль» и ка­ко­ва роль ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки? Взгляд на ис­то­ри­че­ские пе­рио­ды рет­ро­спек­тив­ный, – с ны­неш­ней точ­ки зре­ния мы мо­жем ин­тер­пре­ти­ро­вать со­бы­тия, ко­то­рые име­ли ме­сто в про­шлом.

Ма­те­ма­ти­ка зна­ме­ни­та тем, что в ней соз­да­ны и оп­ро­бо­ва­ны все ло­ги­че­ские ме­то­ды. Это од­но из тех средств, с по­мо­щью ко­то­ро­го ма­те­ма­ти­ка дос­тиг­ла и дос­ти­га­ет в на­стоя­щее вре­мя сво­его вы­со­ко­го уров­ня стро­го­сти. Из­вест­но, что пик «со­вер­шен­ст­ва» в «дои­сто­ри­че­ский» пе­ри­од – ак­сио­ма­ти­че­ское пред­став­ле­ние гео­мет­рии Евк­ли­дом. Суть его со­сто­ит в сле­дую­щем: из­ло­же­ние на­уч­ной дис­ци­п­ли­ны, на­при­мер гео­мет­рии, на­чи­на­ет­ся с точ­ной фор­му­ли­ров­ки ак­си­ом – «пер­во­на­чаль­ных ис­тин», а все ос­таль­ное, т.е. по­сле­до­ва­тель­ное из­ло­же­ние, по­лу­ча­ет­ся ло­ги­че­ским вы­ве­де­ни­ем всех ос­таль­ных тео­рем из при­ня­тых пред­по­сы­лок.

Дей­ст­ви­тель­но, ак­сио­ма­ти­че­ский ме­тод сыг­рал и иг­ра­ет важ­ную роль не толь­ко в ма­те­ма­ти­ке, но и в дру­гих дис­ци­п­ли­нах. Но я бы ска­зал, что с ло­ги­кой у Евк­ли­да бы­ло сла­бо­ва­то. В ка­ком смыс­ле? Де­ло в том, что он от­но­сил­ся к ло­ги­ке как к че­му-то са­мо со­бой ра­зу­мею­ще­му­ся. Это дос­та­точ­но праг­ма­тич­ная точ­ка зре­ния. Не ска­жу, что она та­кая уж пло­хая: на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков она ес­ли и ме­ша­ла, то не­силь­но. Ино­гда да­же из­вест­ные уче­ные де­ла­ли эле­мен­тар­ные ло­ги­че­ские ошиб­ки. Это бы­ло еще тер­пи­мо, но на ру­бе­же XIXXX вв. воз­ник­ли так на­зы­вае­мые па­ра­док­сы, ко­то­рые по­ста­ви­ли под со­мне­ние роль ма­те­ма­ти­ки как наи­бо­лее точ­ной и безу­преч­ной нау­ки. Па­ра­докс – это ко­гда од­ни и те же рас­су­ж­де­ния, ко­то­рые при­ни­ма­ют­ся на­уч­ным со­об­ще­ст­вом, при­во­дят в од­ном слу­чае к од­но­му ре­зуль­та­ту, в дру­гом – к про­ти­во­по­лож­но­му. То­гда осоз­на­ли не­об­хо­ди­мость сде­лать еще один шаг в раз­ви­тии ак­сио­ма­ти­че­ско­го ме­то­да: нуж­но точ­но вы­явить те ло­ги­че­ские сред­ст­ва, ко­то­рые раз­ре­ша­ет­ся ис­поль­зо­вать для по­лу­че­ния след­ст­вий, для их вы­ве­де­ния.

Это и бы­ло про­бле­мой, ко­то­рая на ру­бе­же XIXXX вв. при­ве­ла к соз­да­нию ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки. Тем не ме­нее в те­че­ние ве­ков ал­геб­ра, ко­то­рая яв­ля­ет­ся од­ной из древ­ней­ших ма­те­ма­ти­че­ских на­ук, на са­мом де­ле де­мон­ст­ри­ро­ва­ла при­ме­ры точ­ных, в том чис­ле и фор­маль­ных, ло­ги­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, но не на уров­не са­мых слож­ных ло­ги­че­ских  ут­вер­жде­ний, а на уров­не то­ж­деств. Мож­но ска­зать, что ал­геб­ра ко­ди­фи­ци­ро­ва­ла ра­бо­ту с то­ж­де­ст­ва­ми. Это до­воль­но важ­ный мо­мент. И сей­час я об­ра­щусь к про­сто­му при­ме­ру из школь­ной ал­геб­ры. В шко­ле изу­ча­ют ре­ше­ние урав­не­ния x2 + ax + b, где a и b – па­ра­мет­ры ре­ше­ния, и нуж­но най­ти кор­ни это­го урав­не­ния. Как это про­ис­хо­дит? Де­ла­ют­ся не­ко­то­рые пре­об­ра­зо­ва­ния, и по­лу­ча­ет­ся фор­му­ла для ре­ше­ния, ко­то­рая да­ет ре­ше­ние это­го квад­рат­но­го урав­не­ния:

 

 

Эти то­ж­де­ст­вен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния при­во­дят к ре­ше­нию за­дач, в ча­ст­но­сти к на­хо­ж­де­нию кор­ней урав­не­ния, а на­хо­ж­де­ние кор­ней урав­не­ния – это бы­ла за­да­ча, ко­то­рую и тео­рия чи­сел, и ариф­ме­ти­ка ста­ви­ли, а ал­геб­ра пы­та­лась ре­шать эти урав­не­ния в об­щем ви­де.

Дру­гая точ­ка зре­ния (ко­гда уже по­лу­чи­ли это ре­ше­ние) со­сто­ит в сле­дую­щем. Эта фор­му­ла на са­мом де­ле пред­став­ля­ет со­бой за­пись не­ко­то­ро­го ал­го­рит­ма на­хо­ж­де­ния ре­ше­ния. Ее мож­но ин­тер­пре­ти­ро­вать как не­ко­то­рые ука­за­ния: что нуж­но сде­лать, ка­кие ариф­ме­ти­че­ские опе­ра­ции нуж­но про­из­ве­сти с ко­эф­фи­ци­ен­та­ми, для то­го что­бы най­ти ко­рень квад­рат­но­го урав­не­ния. То есть ал­геб­раи­че­ские фор­му­лы яв­ля­ли со­бой пер­вые фор­маль­ные за­пи­си ал­го­рит­мов. По­это­му ал­геб­ра вы­пол­ня­ла роль и тео­рии ал­го­рит­мов.

Од­ной из важ­ней­ших за­дач ХV–ХVI вв. бы­ла за­да­ча на­хо­ж­де­ния кор­ней урав­не­ний бо­лее вы­со­ких сте­пе­ней. На­при­мер, из­вест­на фор­му­ла Кар­да­но для кор­ня ку­би­че­ско­го урав­не­ния:

 

 

 

Здесь от­сут­ст­ву­ет квад­рат в ка­но­ни­че­ской за­пи­си урав­не­ния, од­на­ко с по­мо­щью не­ко­то­рых пре­об­ра­зо­ва­ний об­щее урав­не­ние при­во­дит­ся к дан­но­му ви­ду. По­это­му хо­тя это и бо­лее слож­ное вы­ра­же­ние, но оно то­же пред­став­ля­ет со­бой за­пись ал­го­рит­ма для на­хо­ж­де­ния кор­ней урав­не­ний.

Итак, пер­вый ис­то­ри­че­ский пе­ри­од – VIIIXVI вв. Ал­геб­ра вы­пол­ня­ет (по со­вмес­ти­тель­ст­ву) роль (ма­те­ма­ти­че­ской) ло­ги­ки и тео­рии ал­го­рит­мов. Я при­ве­ду не­ко­то­рые име­на, ко­то­рые от­но­сят­ся к это­му пе­рио­ду: Абу Джа­фар Му­хам­мад ибн Му­са аль-Хо­рез­ми (787–850), Дже­ло­ра­мо Кар­да­но (1501–1576), Лу­до­ви­ко Фер­ра­ри (1522–1565), Фран­суа Ви­ет (1540–1603), Ре­не Де­карт (1596–1650), Эва­рист Га­луа (1811–1832) и др.

Пер­вым я ука­зал имя аль-Хо­рез­ми, ко­то­рый не так хо­ро­шо из­вес­тен ши­ро­кой об­ще­ст­вен­но­сти, но тем не ме­нее это че­ло­век уни­каль­ный. Он ро­дил­ся в кон­це VII в. и про­жил до се­ре­ди­ны VIII в. Два сло­ва, ко­то­рые в ма­те­ма­ти­че­ском оби­хо­де и да­же в об­ще­че­ло­ве­че­ском оби­хо­де сей­час при­сут­ст­ву­ют, – сло­ва «ал­го­ритм» и «ал­геб­ра» свя­за­ны с име­нем это­го че­ло­ве­ка.

Сло­во «ал­го­ритм» – это транс­фор­ма­ция име­ни аль-Хо­рез­ми (по ла­ты­ни dixit algorizmi – так ска­зал аль-Хо­рез­ми), а сло­во «ал­геб­ра» воз­ник­ло из час­ти араб­ско­го на­зва­ния его кни­ги по ал­геб­ре «Ки­тат аль-му­хас­сар ибн ха­саб аль-габр д’алуккабала». Это уни­каль­ный слу­чай, ко­гда два та­ких важ­ней­ших и ши­ро­ких по­ня­тия свя­за­ны с име­нем од­но­го че­ло­ве­ка, при­чем жил он дос­та­точ­но дав­но.

Сле­дом идут име­на тех италь­ян­цев, ко­то­рые ис­ка­ли, пы­та­лись най­ти об­щие фор­му­лы для ре­ше­ния урав­не­ний от од­ной пе­ре­мен­ной бо­лее вы­со­ких сте­пе­ней.

Прин­ци­пи­аль­ный шаг, ко­то­рый был сде­лан да­лее, свя­зан с име­нем вы­даю­ще­го­ся фран­цуз­ско­го фи­ло­со­фа Ре­не Де­кар­та. В дан­ном кон­тек­сте упо­мя­нуть его имя важ­но по­то­му, что, вве­дя ко­ор­ди­на­ты, Де­карт впер­вые по­ка­зал, что мно­гие гео­мет­ри­че­ские во­про­сы мож­но сфор­му­ли­ро­вать ал­геб­раи­че­ски, т.е. опять же све­сти к во­про­сам ре­ше­ния урав­не­ний, сис­тем урав­не­ний и т.д.

Из­вест­ны сло­ва Саль­е­ри из тра­ге­дии Пуш­ки­на «Мо­царт и Саль­е­ри»: «…По­ве­рил я ал­геб­рой гар­мо­нию». Эти сло­ва по­ка­зы­ва­ют, что Пуш­кин ин­туи­тив­но по­ни­мал, что с ал­геб­рой свя­зан не­ко­то­рый фор­маль­ный под­ход, ко­то­рый по­зво­ля­ет ана­ли­зи­ро­вать. Так вот, я бы ска­зал, что Ре­не Де­карт по­ве­рил ал­геб­рой гео­мет­рию. И это бы­ло дей­ст­ви­тель­но вы­даю­щим­ся дос­ти­же­ни­ем. А то, что ал­геб­ра соз­да­ла тех­ни­ку пре­об­ра­зо­ва­ния урав­не­ний и ре­ше­ния урав­не­ний, – то­му есть та­кое внеш­нее сви­де­тель­ст­во: не­дав­но поя­вил­ся пе­ре­вод до­воль­но серь­ез­ной кни­ги аме­ри­кан­ско­го фи­ло­со­фа Рэн­да­ла Кол­лин­за «Со­цио­ло­гия фи­ло­со­фии. Гло­баль­ная тео­рия ин­тел­лек­ту­аль­но­го из­ме­не­ния», где он ана­ли­зи­ру­ет раз­ви­тие нау­ки, и в ча­ст­но­сти го­во­рит, что раз­ви­тие нау­ки в Ев­ро­пе, рас­цвет нау­ки ХVI–XVII вв. свя­зан с вве­де­ни­ем но­вых при­бо­ров. По­яв­ле­ние этих при­бо­ров сти­му­ли­ро­ва­ло «нау­ку бы­ст­рых от­кры­тий». Ма­те­ма­ти­ка ста­но­вит­ся ма­ши­ной по про­из­вод­ст­ву от­кры­тий. И Де­карт «был во­ин­ст­вен­ным за­щит­ни­ком но­во­го ал­геб­раи­че­ско­го под­хо­да, он ос­во­бо­ж­дал по­след­нюю из об­лас­тей ма­те­ма­ти­ки, ос­тав­ших­ся не­ос­во­бо­ж­ден­ны­ми от гу­ма­ни­сти­че­ско­го воз­ро­ж­де­ния клас­си­ки, и пре­вра­щал их в тех­ни­ки бы­ст­ро­го ре­ше­ния за­дач». В то же вре­мя Кол­линз го­во­рит, что дру­гим ис­точ­ни­ком «тео­рии бы­ст­рых от­кры­тий» бы­ла ма­те­ма­ти­ка, в ча­ст­но­сти ал­геб­ра как нау­ка, ко­то­рая дос­тав­ля­ла тех­ни­ку ре­ше­ния и пре­об­ра­зо­ва­ний. На са­мом де­ле ал­геб­ра яв­ля­лась ана­ло­гом при­бор­ной ба­зы со­вре­мен­ной нау­ки.

На­ко­нец, Эва­рист Га­луа, тра­ги­че­ски по­гиб­ший мо­ло­дым ге­ни­аль­ный фран­цуз­ский ма­те­ма­тик, ко­то­рый до­ка­зал, что для урав­не­ния пя­той сте­пе­ни об­щей фор­му­лы не су­ще­ст­ву­ет. Это бы­ло за­ме­ча­тель­ным дос­ти­же­ни­ем. При­чем это бы­ло за­ме­ча­тель­ным дос­ти­же­ни­ем и с точ­ки зре­ния средств, ко­то­ры­ми бы­ло по­лу­че­но до­ка­за­тель­ст­во, по­то­му что ана­ло­гич­ный ре­зуль­тат по­ка­зал и Абель, но Га­луа это сде­лал та­ким спо­со­бом, что я на­зы­ваю его пред­вест­ни­ком или од­ним из ос­но­ва­те­лей со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ки. Он для ре­ше­ния за­дач клас­си­че­ской ма­те­ма­ти­ки при­влек к изу­че­нию дру­гие, но­вые объ­ек­ты: груп­пы ав­то­мор­физ­мов, ко­неч­ные груп­пы, ко­неч­ные по­ля и т.д. С дру­гой сто­ро­ны, сам ре­зуль­тат Га­луа мож­но ин­тер­пре­ти­ро­вать и с ал­го­рит­ми­че­ской точ­ки зре­ния. Мож­но ска­зать, что тео­ре­ма Га­луа яв­ля­ет­ся пер­вым при­ме­ром ал­го­рит­ми­че­ски не­раз­ре­ши­мой про­бле­мы. Ес­ли по­ни­мать под ал­го­рит­мом фор­му­лу, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ко­рень че­рез ра­ди­ка­лы, сло­же­ние, ум­но­же­ние и де­ле­ние, то он по­ка­зал, что та­ко­го пред­став­ле­ния, та­ко­го ал­го­рит­ма про­сто не су­ще­ст­ву­ет. По­том по­ня­тие «ал­го­ритм» при­об­ре­ло бо­лее об­щую фор­му.

Вто­рой ис­то­ри­че­ский пе­ри­од – XVIIXX вв. Ал­геб­ра по­мо­га­ет ло­ги­ке най­ти свой путь в ма­те­ма­ти­ке. Здесь то­же мож­но при­вес­ти це­лый ряд имен: Гот­фрид Лейб­ниц (1646–1716), Джордж Буль (1815–1864), Эрнст Шре­дер (1841–1902), Гот­лоб Фре­ге (1848–1925), Да­вид Гиль­берт (1862–1943) и др.

Вы­даю­щий­ся не­мец­кий фи­ло­соф Гот­фрид Лейб­ниц по пра­ву мо­жет счи­тать­ся ос­но­ва­те­лем ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки. Он пер­вым в яв­ном ви­де по­ста­вил за­да­чу и по­пы­тал­ся вве­сти уни­вер­саль­ный язык, уни­вер­саль­ное ис­чис­ле­ние, ко­то­рое мог­ло бы ох­ва­ты­вать всю ма­те­ма­ти­ку. Кро­ме то­го, на­ря­ду с Нью­то­ном он был соз­да­те­лем ма­те­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за. Но он был и ос­но­ва­те­лем ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки, так как пер­вым осоз­нал не­об­хо­ди­мость это­го. Вто­рой эле­мент, ко­то­рый ма­те­ма­ти­че­ская ло­ги­ка вне­сла в усо­вер­шен­ст­во­ва­ние ак­сио­ма­ти­че­ско­го ме­то­да, и в этом от­но­ше­нии ал­геб­ра серь­ез­но по­мог­ла, – это ис­поль­зо­ва­ние все бо­лее бо­га­тых фор­маль­ных язы­ков. Сам ус­пех в тех­но­ло­гии ре­ше­ния во мно­гом был свя­зан с вве­де­ни­ем фор­маль­ных язы­ков и точ­ных пра­вил их пре­об­ра­зо­ва­ния. Ес­ли ал­геб­ра ра­бо­та­ла с то­ж­де­ст­ва­ми, с пре­об­ра­зо­ва­ния­ми то­ж­деств, то Лейб­ниц по­ста­вил за­да­чу о том, нель­зя ли соз­дать та­кой фор­маль­ный язык, ко­то­рый по­зво­ля­ет точ­но го­во­рить обо всем (вы­чис­лять).

Да­лее, та­кие ма­те­ма­ти­ки, как Буль и Шре­дер, по­пы­та­лись пер­вы­ми бо­лее ус­пеш­но ре­шить эту за­да­чу. По­то­му нель­зя ска­зать, что Лейб­ниц ус­пеш­но ре­шил за­да­чу соз­да­ния уни­вер­саль­но­го фор­маль­но­го язы­ка. По­пыт­ку фор­ма­ли­зо­вать ло­ги­ку од­ним из пер­вых пред­при­нял анг­лий­ский ма­те­ма­тик Буль, имя ко­то­ро­го в ма­те­ма­ти­ке ос­та­лось в на­зва­нии «бу­ле­вы ал­геб­ры». Это по­ка­зы­ва­ет, что ал­геб­ра бы­ла той пу­те­вод­ной звез­дой, ко­то­рая в кон­це кон­цов при­ве­ла к по­строе­нию со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки.

Еще од­но имя – Да­вид Гиль­берт, ко­то­ро­го я ука­зал как за­клю­чи­тель­ную клю­че­вую фи­гу­ру вто­ро­го пе­рио­да. Это вы­даю­щий­ся не­мец­кий ма­те­ма­тик, ко­то­рый ра­бо­тал во мно­гих об­лас­тях ма­те­ма­ти­ки, в ча­ст­но­сти в тео­рии чи­сел, в ма­те­ма­ти­че­ской фи­зи­ке и др., и сыг­рал боль­шую роль в соз­да­нии и фор­ма­ли­за­ции ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки. Он в не­ко­то­ром смыс­ле за­вер­шил вто­рой цикл. На ру­бе­же XIXXX вв. он опуб­ли­ко­вал кни­гу «Ос­но­ва­ния гео­мет­рии». Это бы­ло со­вре­мен­ное ак­сио­ма­ти­че­ское из­ло­же­ние гео­мет­рии где на­ря­ду с гео­мет­ри­че­ски­ми ак­сио­ма­ми бы­ли в яв­ном ви­де сфор­му­ли­ро­ва­ны и ло­ги­че­ские ак­сио­мы, т.е. в яв­ном ви­де ука­за­ны те ло­ги­че­ские сред­ст­ва, ко­то­рые до­пус­ти­мы для по­лу­че­ния ре­зуль­та­тов и для до­ка­за­тель­ст­ва тео­рем.

На ос­но­ве это­го про­изош­ло мно­го раз­ных со­бы­тий. В ча­ст­но­сти, ко­гда в яв­ном ви­де фор­ма­ли­зу­ют­ся не­ко­то­рые ак­сио­мы, то воз­ни­ка­ют со­вер­шен­но не­ожи­дан­ные ве­щи. Ко­гда бы­ла ак­сио­ма­ти­зи­ро­ва­на тео­рия мно­жеств и бы­ла в яв­ном ви­де сфор­му­ли­ро­ва­на ак­сио­ма вы­бо­ра, ко­то­рой ин­туи­тив­но и не­яв­но поль­зо­ва­лись мно­гие ма­те­ма­ти­ки, сра­зу об­на­ру­жи­лось, что она ве­дет к па­ра­док­саль­ным след­ст­ви­ям. А вы­яв­ле­ние ло­ги­че­ских средств, ска­жем рас­су­ж­де­ния от про­тив­но­го, при­ве­ло к то­му, что сам Гиль­берт в сво­ей дея­тель­но­сти стал поль­зо­вать­ся этим. Он на­шел до­воль­но ко­рот­кое до­ка­за­тель­ст­во зна­ме­ни­той тео­ре­мы о ко­неч­но­сти ин­ва­ри­ан­тов, ис­поль­зуя рас­су­ж­де­ния от про­тив­но­го. Как след­ст­вие, на­блю­да­лось не­ко­то­рое от­тор­же­ние пред­ло­жен­но­го Гиль­бер­том до­ка­за­тель­ст­ва со сто­ро­ны ма­те­ма­ти­ков, ко­то­рые за­ни­ма­лись этой про­бле­мой, по­сколь­ку клас­си­че­ская ма­те­ма­ти­ка бы­ла ин­туи­тив­но кон­ст­рук­тив­ной. То есть ко­гда го­во­рит­ся о чем-то, что су­ще­ст­ву­ет, то дол­жен быть ука­зан путь по­строе­ния это­го объ­ек­та, а не толь­ко до­ка­за­тель­ст­во его су­ще­ст­во­ва­ния. Тем не ме­нее для по­лу­че­ния зна­ний и рас­су­ж­де­ния от про­тив­но­го яв­ля­ют­ся ни­чуть не худ­шим сред­ст­вом.

Итак, на ру­бе­же XIXXX вв. ма­те­ма­ти­че­ская ло­ги­ка как са­мо­стоя­тель­ная дис­ци­п­ли­на бы­ла сфор­ми­ро­ва­на, но не все за­да­чи она ре­ши­ла. Од­ной из це­лей Гиль­бер­та бы­ло по­стро­ить та­кое фор­маль­ное ис­чис­ле­ние, в ко­то­рое ук­ла­ды­ва­ет­ся вся ма­те­ма­ти­ка, и до­ка­зать его не­про­ти­во­ре­чи­вость, т.е. на все вре­ме­на обес­пе­чить се­бе бла­го­по­луч­ное бу­ду­щее. Эта цель не бы­ла дос­тиг­ну­та из-за тео­рем Ге­де­ля, хо­тя это и не яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но не­ожи­дан­ным. Тем не ме­нее цель по дос­ти­же­нию боль­шей точ­но­сти в ма­те­ма­ти­ке бы­ла дос­тиг­ну­та (в ви­де раз­ви­тия ак­сио­ма­ти­че­ско­го ме­то­да в вы­ше­оз­на­чен­ных двух ша­гах).

Ка­за­лось бы, ма­те­ма­ти­че­ская ло­ги­ка вы­пол­ни­ла свою роль, но на­сту­пил тре­тий пе­ри­од – на са­мом де­ле уни­каль­ный пе­ри­од, ко­гда ло­ги­ка на­чи­на­ет «от­да­вать дол­ги» ал­геб­ре. И про­изош­ло это, на мой взгляд, со­вер­шен­но не­ожи­дан­но. Ис­то­ри­че­ски это ни­чем не бы­ло оп­рав­да­но. В 1941 г. Ана­то­лий Ива­но­вич Маль­цев, то­гда еще не ака­де­мик, опуб­ли­ко­вал ста­тью, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Об од­ном об­щем ме­то­де по­лу­че­ния ло­каль­ных тео­рем в тео­рии групп».

Не­ко­то­рая пре­дыс­то­рия: в 1936 г. Ана­то­лий Ива­но­вич до­ка­зал очень важ­ную тео­ре­му, от­но­ся­щую­ся к ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ке, – так на­зы­вае­мую тео­ре­му ком­пакт­но­сти язы­ка ис­чис­ле­ния пре­ди­ка­тов, ко­то­рая по­слу­жи­ла ос­но­вой для соз­да­ния це­ло­го раз­де­ла ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки, но­ся­ще­го на­зва­ние «тео­рия мо­де­лей» и впол­не ус­пеш­но раз­ви­ваю­ще­го­ся в на­стоя­щее вре­мя. Он об­на­ру­жил, что не­ко­то­рые тео­ре­мы из тео­рии групп, ка­ж­дая из ко­то­рых име­ла свое соб­ст­вен­ное, час­то до­воль­но слож­ное до­ка­за­тель­ст­во, ко­то­рые но­сят на­зва­ние ло­каль­ных тео­рем, на са­мом де­ле суть след­ст­вия об­ще­го прин­ци­па ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки, при­чем ку­да бо­лее про­стые след­ст­вия тео­ре­мы ком­пакт­но­сти, чем их кон­крет­ные до­ка­за­тель­ст­ва.

Не­сколь­ко слов по по­во­ду то­го, что же это та­кое – ло­каль­ная тео­ре­ма. Я при­ве­ду один кон­крет­ный при­мер и на­де­юсь, что этот при­мер не толь­ко ма­те­ма­ти­ки, но и фи­зи­ки мо­гут по­нять.

Что та­кое груп­па? Я уже упо­мя­нул о груп­пах в свя­зи с име­нем Га­луа, груп­па – это та­кая ал­геб­раи­че­ская сис­те­ма, ко­то­рая опи­сы­ва­ет сим­мет­рии или ав­то­мор­физ­мы, ес­ли го­во­рить ма­те­ма­ти­че­ским язы­ком. В ча­ст­но­сти, ес­ли есть n-мер­ное век­тор­ное про­стран­ст­во над ком­плекс­ны­ми чис­ла­ми, то его груп­па ав­то­мор­физ­мов – так на­зы­вае­мая об­щая ли­ней­ная груп­па – очень кон­ст­рук­тив­на. Ес­ли за­фик­си­ро­вать ба­зис это­го век­тор­но­го про­стран­ст­ва, ка­ж­дый ав­то­мор­физм опи­сы­ва­ет­ся квад­рат­ной мат­ри­цей по­ряд­ка n ´ n, а ум­но­же­ние этих ав­то­мор­физ­мов на са­мом де­ле есть ум­но­же­ние мат­риц. По­это­му это впол­не кон­крет­ный объ­ект, в ко­то­ром мож­но счи­тать.

И во­прос о том, име­ет ли ка­кая-то груп­па, ко­то­рая воз­ник­ла, быть мо­жет, из со­всем дру­гих со­об­ра­же­ний, мат­рич­ное пред­став­ле­ние (есть ли изо­морф­ное вло­же­ние этой груп­пы в груп­пу мат­риц), час­то очень ва­жен. Так вот, од­на из ло­каль­ных тео­рем го­во­рит сле­дую­щее: ес­ли груп­па та­ко­ва, что ка­ж­дая под­груп­па, ко­то­рая по­ро­ж­да­ет­ся ко­неч­ным чис­лом эле­мен­тов, име­ет изо­морф­ное вло­же­ние в груп­пу мат­риц по­ряд­ка n ´ n, то и са­ма груп­па име­ет изо­морф­ное вло­же­ние в груп­пу мат­риц по­ряд­ка n ´ n. Так, свой­ст­во иметь точ­ное мат­рич­ное пред­став­ле­ние на са­мом де­ле яв­ля­ет­ся ло­каль­ным свой­ст­вом: ес­ли есть ка­кое-то пре­пят­ст­вие вло­же­нию, то это пре­пят­ст­вие на са­мом де­ле реа­ли­зу­ет­ся на ка­кой-то ко­неч­ной по­ро­ж­ден­ной под­груп­пе. Та­ких тео­рем – мо­ре. Ал­геб­раи­че­ское до­ка­за­тель­ст­во этой тео­ре­мы до­воль­но слож­ное, а ло­ги­че­ское – про­стое.

С по­яв­ле­ни­ем этой ра­бо­ты на­сту­пил тре­тий этап, ко­то­рый ус­пеш­но про­дол­жа­ет­ся до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Итак, тре­тий ис­то­ри­че­ский пе­ри­од – с 1941 г. по на­стоя­щее вре­мя. Ло­ги­ка на­чи­на­ет «от­да­вать дол­ги» ал­геб­ре. Име­на, ко­то­рые здесь на­до на­звать, – Ана­то­лий Ива­но­вич Маль­цев (1909–1967), Альф­ред Тар­ский (1902–1983), Аб­ра­хам Ро­бин­сон (1918–1974), Ян Де­неф, Ехуд Хру­щов­ский и др.

Альф­ред Тар­ский и Аб­ра­хам Ро­бин­сон – это ма­те­ма­ти­ки, ко­то­рые на­ря­ду с Ана­то­ли­ем Ива­но­ви­чем Маль­це­вым яв­ля­ют­ся соз­да­те­ля­ми раз­де­ла ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки, на­зы­вае­мо­го тео­ри­ей мо­де­лей. Тео­рия мо­де­лей ока­за­лась весь­ма ус­пеш­ной. Но ме­ня ин­те­ре­су­ют взаи­мо­от­но­ше­ния ло­ги­ки и ал­геб­ры с дру­ги­ми раз­де­ла­ми ма­те­ма­ти­ки. Альф­ред Тар­ский с по­мо­щью ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки обос­но­вал так на­зы­вае­мый прин­цип Леф­ше­ца. Из­вест­ный аме­ри­кан­ский то­по­лог и ал­геб­раи­че­ский гео­метр Со­ло­мон Леф­шец (1884–1972) сфор­му­ли­ро­вал та­кой не­фор­маль­ный прин­цип: ес­ли что-то в ал­геб­раи­че­ской гео­мет­рии до­ка­за­но над по­лем ком­плекс­ных чи­сел, то это спра­вед­ли­во и для лю­бо­го ал­геб­раи­че­ски замк­ну­то­го по­ля. Ока­зы­ва­ет­ся, что ес­ли пе­ре­фор­му­ли­ро­вать это ло­ги­че­ски, то мож­но и до­ка­зать.

Аб­ра­хам Ро­бин­сон, ко­то­рый ввел до­воль­но мно­го по­лез­ных по­ня­тий в тео­рию мо­де­лей, пред­ло­жил ма­те­ма­ти­че­скую мо­дель по­ня­тия бес­ко­неч­но ма­ло­го. Тот жe Лейб­ниц при по­строе­нии ана­ли­за поль­зо­вал­ся по­ня­ти­ем бес­ко­неч­но ма­ло­го, ко­то­рое по­том бы­ло из­гна­но при со­вре­мен­ном из­ло­же­нии ана­ли­за. Мож­но бы­ло обой­тись без бес­ко­неч­но ма­лых, тем не ме­нее это име­ло свой эв­ри­сти­че­ский смысл. Ока­зы­ва­ет­ся, что на са­мом де­ле мож­но по­стро­ить та­кие мо­де­ли чи­сел, в ко­то­рых есть бес­ко­неч­но ма­лые, и ими мож­но поль­зо­вать­ся.

Тре­тий этап – это при­ме­не­ние ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки в со­вре­мен­ной ал­геб­ре, при­ме­не­ние в со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ке.

Ока­зы­ва­ет­ся, од­на­ко, что ме­то­ды ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки мо­гут ус­пеш­но при­ме­нять­ся и к клас­си­че­ским объ­ек­там, свя­зан­ным с ариф­ме­ти­кой, тео­ри­ей чи­сел, ал­геб­раи­че­ской гео­мет­ри­ей. Так, бель­гий­ский ма­те­ма­тик Ян Де­неф дал ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ст­во ги­по­те­зы Ша­фа­ре­ви­ча – Бо­ре­ви­ча о ра­цио­наль­но­сти ря­дов Вей­ля, свя­зан­ных с чис­лом то­чек ре­ше­ния урав­не­ний по мо­ду­лю pn. Не бу­ду вда­вать­ся в под­роб­но­сти, но сам факт ва­жен. Впер­вые эту ги­по­те­зу ал­геб­ро-гео­мет­ри­че­ски­ми ме­то­да­ми до­ка­зал Джи Игу­за, а Де­неф, ис­поль­зуя то, что ло­ги­ка p-ади­че­ских чи­сел хо­ро­шо из­вест­на, дал дру­гое до­ка­за­тель­ст­во – бо­лее про­стое и ло­ги­че­ское.

Из­ра­иль­ский ма­те­ма­тик Ехуд Хру­щов­ский ре­шил не­ко­то­рые труд­ные ариф­ме­ти­ко-ал­геб­раи­че­ские про­бле­мы, свя­зан­ные с чис­лом то­чек абе­ле­вых мно­го­об­ра­зий, – это ги­по­те­за Мам­фор­да, ги­по­те­за Ма­ни­на и т.д. Здесь си­туа­ция та­ко­ва: бы­ло най­де­но ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ст­во для ги­по­тез, для ко­то­рых не­ло­ги­че­ских до­ка­за­тельств про­сто не бы­ло.

В за­клю­че­ние хо­чу кое-что по­яс­нить в свя­зи с не­ко­то­ры­ми мои­ми ра­бо­та­ми. Клас­си­че­ская ма­те­ма­ти­ка рас­смат­ри­ва­ет ог­ра­ни­че­ния чис­ла объ­ек­тов – ра­цио­наль­ные, ве­ще­ст­вен­ные и ком­плекс­ные чис­ла, плос­ко­сти, про­стран­ст­ва и проч. Со­вре­мен­ная же ма­те­ма­ти­ка не ог­ра­ни­чи­ва­ет се­бя вы­бо­ре объ­ек­тов и соз­да­ет, ес­ли нуж­но, все но­вые и но­вые. Что­бы пло­до­твор­но ра­бо­тать в та­ком мно­го­об­ра­зии объ­ек­тов, нуж­но уметь вы­би­рать «наи­бо­лее важ­ные» с той или иной точ­ки зре­ния, ко­то­рые по­зво­ля­ют про­лить свет на си­туа­цию в це­лом. Так, тра­ди­ци­он­ным под­хо­дом в ма­те­ма­ти­ке яв­ля­ет­ся рас­смот­ре­ние в пер­вую оче­редь пол­ных (мет­ри­че­ских, то­по­ло­ги­че­ских и др.) про­странств вме­сте с про­це­ду­ра­ми по­пол­не­ния. Тео­рия ка­те­го­рий по­лез­на тем, что под­ска­зы­ва­ет изу­че­ние про­ек­тив­ных и ин­век­тив­ных объ­ек­тов ка­те­го­рии. Ма­те­ма­ти­че­ская ло­ги­ка вно­сит свой по­ло­жи­тель­ный вклад в соз­да­ние ме­то­до­ло­гии вы­бо­ра «важ­ных» объ­ек­тов.

Объ­ек­ты из та­ких важ­ных по­ня­тий, ве­ду­щих про­ис­хо­ж­де­ние из ло­ги­ки, яв­ля­ет­ся по­ня­тие E-замк­ну­той сис­те­мы. По­про­бую по­яс­нить на при­ме­ре. Пусть – по­ле ком­плекс­ных чи­сел; F0 £ F1 – под­по­ля C (т.е. под­мно­же­ст­ва, замк­ну­тые от­но­си­тель­но сло­же­ния, вы­чи­та­ния, ум­но­же­ния и де­ле­ния на чис­ла, от­лич­ные от ну­ля). F0 яв­ля­ет­ся E-замк­ну­тым в F1 ес­ли лю­бая ко­неч­ная сис­те­ма ра­венств и не­ра­венств мно­го­чле­нов над F0, имею­щая ре­ше­ние в F1 име­ет ре­ше­ние и в F0. Ес­ли K – ка­кой-ли­бо класс под­по­лей по­ля C, то по­ле F из K яв­ля­ет­ся E-замк­ну­тым (в клас­се K), ес­ли для лю­бо­го по­ля F0 из K та­ко­го, что F £ F0 (F под­по­ле F0), F яв­ля­ет­ся E-замк­ну­тым в F0. Варь­и­руя класс K бу­дем по­лу­чать раз­ные по­ня­тия. Так, ес­ли класс K со­сто­ит из всех под­по­лей по­ля C, то E-замк­ну­ты­ми в K бу­дут в точ­но­сти ал­геб­раи­че­ски замк­ну­тые под­по­ля по­ля C.

Во­прос о су­ще­ст­во­ва­нии E-замк­ну­тых по­лей в клас­се K ре­ша­ет­ся по­ло­жи­тель­но, ес­ли K замк­нут от­но­си­тель­но объ­е­ди­не­ния це­пей вло­жен­ных друг в дру­га эле­мен­тов из K.

Клас­си­че­ский объ­ект тео­рии чи­сел – по­ле ра­цио­наль­ных чи­сел Q име­ет ряд ес­те­ст­вен­ных мет­рик: од­на свя­за­на с ес­те­ст­вен­ным ли­ней­ным по­ряд­ком на Q, дру­гая оп­ре­де­ля­ет­ся с по­мо­щью от­но­ше­ния де­ли­мо­сти в коль­це це­лых чи­сел Z £ Q по сте­пе­ни фик­си­ро­ван­но­го про­сто­го чис­ла p. По­пол­не­ния Q по этим мет­ри­кам да­ют по­ле ве­ще­ст­вен­ных чи­сел и по­ля p-ади­че­ских чи­сел. Все эти по­пол­не­ния ока­зы­ва­лись бо­лее «про­сты­ми» объ­ек­та­ми. И ма­те­ма­ти­че­ская ло­ги­ка при­да­ла точ­ный смысл этой «про­сто­те», ко­то­рая ра­нее ощу­ща­лась на праг­ма­ти­че­ском уров­не – в них про­ще ре­шать урав­не­ния.

В 1948 го­ду Альф­ред Тар­ский до­ка­зал ал­го­рит­ми­че­скую раз­ре­ши­мость для ве­ще­ст­вен­ных чи­сел, а в 1965 г. (как от­вет на во­прос Тар­ско­го) ал­го­рит­ми­че­ская раз­ре­ши­мость по­ля p-ади­че­ских чи­сел бы­ла по­ка­за­на мною и аме­ри­кан­ски­ми ма­те­ма­ти­ка­ми (вме­сте) – спе­циа­ли­стом по тео­рии чи­сел Дж. Ак­сом и спе­циа­ли­стом по тео­рии мо­де­лей С.Ко­чи­ным. Ал­го­рит­ми­че­ская раз­ре­ши­мость по­ля оз­на­ча­ет су­ще­ст­во­ва­ние ал­го­рит­ма, ко­то­рый на лю­бой во­прос о спра­вед­ли­во­сти то­го или ино­го ут­вер­жде­ния для по­ля да­ет (пра­виль­ный) от­вет, спра­вед­ли­во оно или нет. За­ме­тим, что для по­ля ра­цио­наль­ных чи­сел Q та­ко­го ал­го­рит­ма не мо­жет су­ще­ст­во­вать.

Итак, бы­ло по­ка­за­но, что су­ще­ст­ву­ет бес­ко­неч­но мно­го «хо­ро­ших» по­пол­не­ний по­ля Q. Ме­ня за­ин­те­ре­со­вал во­прос: мож­но ли «со­брать» эти (не­срав­ни­мые ме­ж­ду со­бой) по­пол­не­ния в од­но «хо­ро­шее» по­ле? По­ло­жи­тель­ный от­вет уда­лось по­лу­чить, ис­поль­зуя по­ня­тие E-замк­ну­то­го по­ля в под­хо­дя­щем клас­се по­лей. В 1936 г. фран­цуз­ский ма­те­ма­тик К.Ше­ва­лье ввел в рас­смот­ре­ние важ­ное коль­цо аде­лей (под­хо­дя­щее под­коль­цо пря­мо­го про­из­ве­де­ния по­лей ве­ще­ст­вен­ных и p-ади­че­ских чи­сел), в тер­ми­нах ко­то­рых изящ­но из­ло­жил так на­зы­вае­мую гло­баль­ную тео­рию по­лей клас­сов – один из наи­бо­лее глу­бо­ких раз­де­лов тео­рии чи­сел. Ес­ли в ка­че­ст­ве клас­са K по­лей взять се­мей­ст­во всех счет­ных под­по­лей коль­ца аде­лей, то E-замк­ну­тые по­ля в K – это по­ля, ко­то­рые я на­звал уди­ви­тель­ны­ми рас­ши­ре­ния­ми по­ля ра­цио­наль­ных чи­сел. Ока­за­лось, что все та­кие по­ля име­ют од­ну и ту же тео­рию (од­ни и те же свой­ст­ва) и эта тео­рия ал­го­рит­ми­че­ски раз­ре­ши­ма. Эта тео­рия так­же «со­дер­жит» в се­бе рав­но­мер­но все тео­рии ве­ще­ст­вен­ных и p-ади­че­ских чи­сел.

Впо­след­ст­вии (cм. мою за­мет­ку в «Док­ла­дах РАН» за 2003 г.) ока­за­лось, что эти уди­ви­тель­ные рас­ши­ре­ния мож­но ис­поль­зо­вать и для но­во­го пред­став­ле­ния гло­баль­ной тео­рии по­лей клас­сов. По­сколь­ку тео­рия уди­ви­тель­ных рас­ши­ре­ний ал­го­рит­ми­че­ски раз­ре­ши­ма, по­столь­ку и са­му гло­баль­ную тео­рию по­лей клас­сов мож­но эф­фек­ти­ви­зи­ро­вать, в ча­ст­но­сти ото­бра­же­ние вза­им­но­сти мож­но рав­но­мер­но вы­чис­лить.

Сум­ми­руя дос­ти­же­ния третье­го эта­па, мож­но от­ме­тить, что ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дов ма­те­ма­ти­че­ской ло­ги­ки про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ло свою ус­пеш­ность на­чи­ная с ре­ше­ния про­блем со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ки, да­лее, в ре­ше­нии про­блем клас­си­че­ской ма­те­ма­ти­ки и, на­ко­нец, как «вме­ша­тель­ст­во» в по­ня­тий­ный ап­па­рат клас­си­че­ской ма­те­ма­ти­ки. Нет со­мне­ний и в даль­ней­шем про­грес­се в «от­да­ва­нии дол­гов».

 

Институт математики СО РАН

г. Новосибирск

 

 

Yershov, Yu.L. Algebra and logic: their old and new relations.

The paper considers interrelation and interaction of algebra and logic. It presents a historical perspective of this process and describes its modern achievements in solution of mathematical problems.