Какую теорию природы сознания мы ищем?

 

С.В.Николаев

 

 

Когда говорят о теории сознания, конечно, имеют в виду объяснительную теорию, подразумевая под этим такую теорию, которая объясняла бы связь феномена сознания с нейробиологическими событиями, или, в более общем плане, связь психических феноменов с физическими. Рассмотрим с этой точки зрения современные гипотезы о природе сознания. К настоящему времени накопилось достаточное количество определений сознания (некоторые из них приведены, например, П.В.Симоновым [1]), но мы здесь условимся понимать под сознанием то субъектив­ное переживание, которое, безусловно известно каждому читающему эти строки.

Среди естествоиспытателей самым распространенным является убеждение, "что все аспекты психики, включая и самое удивительное ее свойство – сознание, вероятно, можно объяснить материалистически как результат активности больших популяций взаимодействующих нейронов" [2]. Основанием для этого служат многочисленные экспериментальные данные, указывающие на следующие факты:

1) прямые раздражения определенных участков коры головного мозга вызывают у пациентов определенные психические пережива­ния (экспериментальные данные, получаемые начиная с работ Р.Пен­филда);

2) различные психические процессы у субъекта сопровожда­ются объективно наблюдаемыми изменениями в нейронной актив­ности определенных участков головного мозга (данные позитронно-эмиссионной томографии, магнитоэнцефалографии и др.);

3) органические повреждения опре­деленных участков головного мозга сопровождаются изменениями в психической сфере пациентов (данные клинических наблюдений).

Кроме того, необходимо отметить впечатляющую объяснитель­ную силу "нейронального" подхода в изучении первых стадий процессов восприятия и заключительных стадий процессов эффе­рентации. В некоторых случаях для них разработаны в деталях структурно-функциональные нейронные модели, очень хорошо согласующиеся с экспериментальными данными.

Если рассмотреть предлагаемые гипотезы о механизмах соз­нания, то, вероятно, можно сгруппировать некоторые из них вок­руг гипотезы Дждельмена, отметив, что они различаются ее детализа­цией в содержательном нейробиологическом плане. Согласно этой гипотезе функциональной основой сознания является возв­рат возбуждения нейронной активности, вызванной внешими сигна­лами в первичных корковых представительствах и переданных на следующие уровни обработки информации, снова в эти первичные представительства [3]. А.М.Иваницкий в ряде работ приводит согласующиеся с этой гипотезой нейрофизиологические данные, относящиеся как к переживанию ощу­щений, так и к мыслительным процессам [4]. Интересные экспериментальные данные, найденные в литера­туре, представляет В.Я.Сергин для подтверждения своей модели соз­нания как системы внуреннего видения [5], которая, по мнению этого автора, также согласуется с гипотезой Эдельмена.

Во многих работах, содержащих описание гипотетических ме­ханизмов сознания, приводятся ценные экспериментальные данные о нейробиологических явлениях и предлагаются интересные их интерпретации. Но все-таки при чтении этих работ, посвящен­ных нейронным механизмам сознания, складывается впечатление, что решение вопроса о том, что такое сознание, в критические моменты сводится до уровня установления корреляций, которые мож­но охарактеризовать примерно следующим образом: "определенная нейронная активность переживается как психическое ощущение". Примером этому может служить название статьи Ф.Крика и К.Коха: "Осознаем ли мы нейронную активность в первично видимом участке коры головного мозга?" [6]. Или, скажем, такое утверждение: "...Объективный и субъективный критерии сознания сливаются. Очевидно, они связаны с функцио­нированием одного механизма... Только в одном случае работу этого механизма оценивает внешний наблюдатель, а в другом она переживается интроспективно" (выделено мной. – С.Н.) [7].

Сегодня кажется, что нейробиологические предс­тавления о работе мозга в основном сформулированы. И если для возникновения сознания и вообще психики достаточно наличия большого ансамбля нейронов, то можно ожидать обнаружения этих феноменов у искусственных систем, моделирующих основые свойс­тва нейронных ансамблей. Здесь имеются в виду нейросетевые мо­дели – как формальные, так и воплощенные в "железе" [8]. Искусственные нейросети действительно проявляют интересные черты поведения, которые можно проинтерпретировать как обуче­ние, узнавание и даже обобщение.

В последнее время рядом исследователей, изучающих искус­ственные нейросети, сделаны попытки ответить также на воп­рос об искусственных системах сознания. В качестве примера можно привести статью И.Александера [9], которая представляет собой формализацию интерпретации сознания как вычислительного процесса. Обратим, однако, внимание на основной постулат этой ра­боты: «То персональное ощущение, имеющееся у некоторого организ­ма, которое зовется сознанием, обусловлено паттернами разрядов некоторых нейронов. Последние являются частью еще большего числа нейронов, формирующих параметры состояния некоторой ма­шины нейронных состояний. Эти паттерны разрядов должны быть заучены путем передачи активности между сенсорными входными нейронами и нейронами этого состояния". Далее поясняется, что "машина состояний есть наи­более общая модель ограниченного вычислительного процесса". В предзаключительной части этой статьи автор снова повто­ряет, что "сознание есть внутреннее ощущение, которое может быть приписано активности некоторого подмножества составных компонентов, называемых нейронами" (выделено мной. С.Н.).

Таким образом, и в исследованиях, посвященных искусственным нейросетям, вопрос о воз­никновении феномена некоего искусственного сознания решился в духе процитированных выше высказываний, которые оставляют ощущение что это решение сведено к некоторой корреляции.

Попытаемся определить, где лежат корни отмеченной неулови­мости феномена сознания при формулировании утверждений о его природе. Теории направлены на внешний мир. Это происходит пото­му, что субъект делит мир на внутренний и внешний (к которому до не­которой степени относит и свое тело) и такое деление – глубин­ное свойство познающего интеллекта [10]. Существующая сис­тема естественно-научных теорий описывает явления как нечто внешнее по отношению к обладающему этой теорией субъекту и отражает один аспект мира – аспект, базирующийся на взаимодей­ствиях "корпускулярных" объектов, что является обобщением ин­дивидуального опыта перемещения собственного тела в пространс­тве и взаимодействия этого тела с телами, полностью принадле­жащими внешнему миру.

Пример тому – физика, безусловный лидер в естественных науках. Вот как высказался об этой ситуации Б.Б.Кадомцев: "Все мы привыкли к тому, что основные разделы физики построены на принципах динамики. Все начинается с механики ма­териальной точки и с законов Ньютона, которые вводят основные динамические понятия: массу, скорость, импульс и силу. ...Уравнения полей – это тоже уравнения динамики. Термодинамика ... может быть построена на базе статистической физики, представляющей собой лишь специфическую разновидность динами­ки. Тот факт, что физика строится на принципах динамики, прояв­ляется и в основных физических единицах измерения (например, сантиметр, грамм, секунда), которые изначально вводятся в ме­ханике материальной точки, а затем переносятся в другие, более сложные разделы физики" [11].

Современные гипотезы о природе сознания представляют со­бой высказывания следующей структуры: "когда (внешний) наблюдатель фиксирует событие Х, связан­ное с неким индивидом, этот индивид имеет психическое переживание, которое он в сообщении (внешнему) наблюда­телю характеризует как состояние осознанности". Но все события Х принадлежат множеству событий, базирующихся на "соматической составляющей" индивида. Таким образом, теории, выраженные высказываниями с такой структурой, описывают в лучшем случае некий коррелят сознатель­ного, который является феноменом из "корпускулярно-полевой" части мира. По отношению к психике субъекта – это внешние опи­сания.

Попытки "сближения" психических феноменов с нейробиологи­ческими, по сути, приводят к редукционизму: "...Психические про­цессы вторичны по отношению к нервным, так как возникают на их основе, являются следствием их определенной организации, кото­рая может и должна быть предметом научного анализа" [12].

Подводя итог изложенному, можно сказать, что здесь мы видим попытки объяснить возникновение сознания, известного нам лишь как внутренне данное, как результат некоторых событий, извест­ных нам только как внешне данное, находящееся по другую сторо­ну сечения субъект – объект. И в этом видится причина "ускользания" объяснительного качества таких гипотез.

Исправить положение дел, вероятно, можно возведением психических феноменов в ранг "фундаментальных", изначальных в природе. В принципе это можно осуществить двумя путями. Примерами первого подхода являются унитарная гипотеза Экклза – Поппера [13] и полевая гипотеза Либета [14].

Гипотеза Экклза – Поппера постулирует наличие в реальнос­ти двух миров: физического и психического. В этой части гипо­теза базируется на дуализме в философском смысле, хотя Экклз оговаривает, что такой дуализм имеет операциональное значение, а не онтологическое. Специфическая часть гипотезы содержит ар­гументацию существования влияния событий, происходящих в пси­хическом мире, т.е. субъективных переживаний индивида, на события, происходящие в физическом мире, т.е. на нейрофизиологические явления. Моментом сопряжения событий, происходящих в этих двух мирах, по мнению Экклза, является момент выхода нейромедиатора в синапти­ческую щель. В квантовомеханическом характере этих физических событий Экклз и другие авторы [15] видят защиту дуализма от его противников, выдвигающих в качестве контраргумента воз­ражение, что физическим следствием дуализма было бы нарушение основных законов сохранения.

Дуалистической по своей сути является гипотеза Либета о поле­вой природе сознания [16] (также с оговоркой относительно опера­ционального характера его дуализма). Либет в своей работе тоже приводит экспериментальные данные, которые интерпретирует как причинно-следственную связь в направлении от психического к нейробиологическому. В специфической части гипотезы представлены данные в пользу правдоподобности предположения о поле­вых свойствах сознания и схемы возможных экспери­ментов для проверки этой гипотезы.

Именно наличие причинно-следственной связи в направле­нии от психических событий к физическим, как это ар­гументируется авторами, дает им повод для "возвышения" психическо­го до уровня, "недоступного" для редукционизма, что приводит их к дуализму.

Другой подход, связанный с таким "спасительным возвышением" психичес­кого, был разработан Шопенгауэром около 200 лет назад. В философском аспекте это трансцендентальный идеализм. В психологическом аспекте, который пронизывает, мож­но сказать, весь труд Шопенгауэра "Мир как воля и представле­ние" [17], это обоснование психологии как науки о специфи­ческих феноменах, т.е. как науки о внешнем по отношению к изучающему индивиду. То обоснование, которое построил Шопенгауэр, может служить образцом для построения гипотез о природе сознания (как наибо­лее ярком феномене психических явлений) – образцом убедитель­ности объяснений. Такая убедительность, выражающаяся в субъек­тивном, психическом удовлетворении объяснением, достигается тем, что Шопенгауэр доказывает правоту своих основных положе­ний логическим сведением их к высказываниям, достоверным для каждого индивида, уместно обращаясь в случае необходимости к интроспективному опыту изучающего.

Хочется обратить внимание на то, что в ключевой момент доказательства Шопенгауэр добивается от изучаю­щего осознания того, что тому единственно и непосредственно даны лишь его субъективные переживания, что формы, в ко­торые для субъекта облекается внешний мир, a priori присущи рассудку индивида, а не внешнему миру и что, наконец, сама "внешность" присваивается миру явлений также рассудком.

Следствием такого взгляда на мир – и это самое инте­ресное для нас в данном случае – является то, что в отличие от остальных философских систем трансцендентальный идеализм объясняет мир как совокупность явлений (известных нам в упорядоченных сис­темах физики, химии, биологии, и т.д.) – "мир как представле­ние" исходя из свойств того, что нам известно как внутрен­ний, психический мир. Такое объяснение сделано Шопенгауэром в части "Мир как воля" путем обоснования того, что волю как известное нам "изнутри" целесообразнее (и это убедительно ар­гументировано) обобщить, абстрагируя до "первопричины" всех изменений в мире явлений, нежели силу, в то время как именно последнее принято в материалистически ориентированных совре­менных теориях.

Именно то обстоятельство, что сила, являющаяся неустрани­мым понятием всех теорий о феноменах мира, сама уже принадле­жит к миру явлений, – это обстоятельство и имеет следствием то, что все современные теории оказываются замкнутыми на мир явле­ний, т.е. мир, внешний по отношению к субъекту, и поэтому эти теории не допускают высказываний, убедительно связывающих яв­ления психические (внутренние, субъективные) и явления физи­ческие (внешние, объективные).

Вольно выражаясь, можно сказать, что то или иное решение "основного вопроса философии", если не придавать ему идеологического значения, для решения вопроса о природе сознания играет ту же роль, что система аксиом, например, для геометрии: разные системы аксиом приводят или к геометрии Евклида, или к геометрии Лобачевско­го, или к геометрии Римана. Возможно, это почти недопустимое по вольности утверждение, однако оно высказано для того, чтобы подчерк­нуть, что разные философские картины мира можно и нужно расс­матривать как потенциально равноправные "первые принципы" при решении проблемы о природе психического вообще и сознания в частности.

В силу непрерывности потоков сопряженных психических и нейробиологических событий, возможно, наиболее трудной задачей является именно экспериментальное доказательство осуществления причинно-следственных связей как в направлении от психичес­кого к нейробиологическому, так и в обратном направлении. Ар­гументация существования таких причинно-следственных связей была решающим поводом, как это отмечалось выше, для выдви­жения гипотез о природе сознания Экклзом и Либетом.

Если быть последовательными в допущении того, что мы еще очень мало знаем о мире, то такое допущение надо распростра­нить и на "первые принципы". Получение же экс­периментальных данных, о которых только что говорилось, позволило бы верифицировать основные постулаты любого гипотетического решения проблемы психофизического соответствия.

 

Примечания

 

1. См.: Симонов П.В. Сознание: что это такое? / Пленум научного совета Международного исследовательского центра нейробиологии сознания "Светлое пятно" (Москва, 24–27 мая 1994 г.) // Журн. высш. нервн. деят-сти. – 1994. – Т. 44, вып. 6. – С.1158–1161.

2. Крик Ф., Кох К. Проблема сознания // В мире науки. – 1992. – № 11–12. – С.113.

3. См.: Эдельмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. – М.: Мир, 1981.

4. См.: Иваницкий А.М. Фокусы взаимодействия, синтез информа­ции и психическая деятельность // Журн. высш. нервн. деят-сти. – 1993. – Т. 43, вып. 2. – С.219–227; Он же. Мозговая основа субъективных пережива­ний: гипотеза информационного синтеза // Журн. высш. нервн. деят-сти. – 1996. – Т. 46, вып. 2. – С.241–253.

5. См.: Сергин В.Я. Сознание как система внутреннего видения // Журн. высш. нервн. деят-сти. – 1994. – Т. 44, вып. 4–5. – С.627–639.

6. См.: Crick F., Koch C. Are we aware of neural activity in primary visual cortex? // Nature. – 1995. – V.375. – P.121–123.

7. Иваницкий А.М. Сознание, его критерии и возможные ме­ханизмы // Журн. высш. нервн. деят-сти. – 1991. – Т. 41, вып. 5. – С.870.

8. См.: Хинтон Д.Е. Как обучаются нейронные сети // В мире нау­ки. – 1992. № 11–12. – С.103; Neural computers / Ed. by R.Eckmiller, C. v. d. Malsburg, B.: Springer-Verlag, 1988; From natural to artificial neural computation // Lecture Notes in Computer Science. – 1995. – V.930.

9. См.: Aleksander I. Artificial neuroconsciousness an update // Lecture Notes in Computer Science. – 1995. – V.930. – P.568.

10. См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Нау­ка, 1993; Inside versus outside / Ed. by H.Atmanspacher, G.J.Dalenoort. B.: Springer-Verlag, 1994.

11. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация // Успехи физ. наук. – 1994. – Т. 164. – № 5. – С.449–530.

12. Сергин В.Я. Сознание как система внутреннего видения. – С.

13. См.: Eccles J.C. Do mental events cause neural events analogously to the probability fields of quantum mechanics? / Proc. of the Royal Society of London. Ser. B. – 1986. – V.227. – P.411–428; Id. A unitary hypothesis of mind-brain interaction in cerebral cortex // Proc. of the Royal Society of London. Ser. B. – 1990. – V.240. – P.433–451.

14. См.: Libet B. A testable field theory of mind-brain interaction // Journ. of Consciousness Studies. – 1994. – V.1, No.1. – P.119–126.

15. См.: Eccles J.C. Do mental events cause neural events…; Beck F., Eccles J.C. Quantum aspects of brain activity and the role of consciousness // Proc. of Nat. Acad. Sci. – 1992. – V.89. – P.11357–11361.

16. См.: Libet B. A testable field theory of mind-brain interaction.

17. См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.

 

Институт медицинской и биологической кибернетики СО РАМН, г. Новосибирск