М.П.Малышева, В.С.Познанский

Научная экспедиция на АлтаЙ в 1922 г.

Трудное время: голод, разрушенное гражданской войной хозяйство, продолжающаяся на восточных границах кровопролитная борьба “красных” и “белых”… Но даже тогда, в начале двадцатых годов, находились ученые-энтузиасты, готовые в сложнейших условиях продолжать исследовательскую работу. Более того, спасать те исторические ценности, которые могли погибнуть. К таким подвижникам должно отнести Андрея Викторовича Анохина (1869–1931 г.).

А.В.Анохин родился в г. Бийске. Увлечение путешествиями и тяга к знаниям вовлекли его в узкий тогда круг ученых исследователей. Дружба с иконописцем алтайцем Г.И.Гуркиным предопределяет дальнейший жизненный путь обоих. Анохин “подтолкнул” Гуркина ехать в Санкт-Петербург учиться в Академию художеств, Гуркин “нацелил” Анохина на изучение алтайского эпоса. В 1907 г. А.В.Анохина принимают в члены Томского общества изучения Сибири. Общество помогает ему осуществлять ежегодные экспедиции. Анохин побывал кроме Горного Алтая в Хакасии, Туве, Монголии, Среднем Приобье, Приуралье и Поволжье, Турции.

Музыкальная одаренность Андрея Викторовича позволила ему наряду со сбором сказок, орнаментов делать нотные записи песен. И одной из первых крупных научных работ стало исследование “Народное музыкальное творчество алтайцев, монголов, шорцев” (1908 г.)1. Автор пришел к выводу, который сделал в 1910 г. в “Докладе об азиатской музыке тюркских и монгольских племен”: “Архаическая музыка, в которой отсутствует строгое математическое измерение протяженности звуков, с трудом мирится с общеевропейским нотописанием …”2.

Известность в кругу ученых-востоковедов А.В.Анохин приобрел накануне Первой мировой войны. В 1912 г. в “Томских епархиальных ведомостях” были напечатаны три записанных им алтайских сказания. В 1913 г. во время экспедиции (с художницей С.К.Просвиркиной и алтайцем-переводчиком Е.М.Токмаковым) по р. Кондоме в с. Осинники сделал ряд интересных этнографических открытий и описал их (жилище, своеобразный костюм шамана, его бубен и т.д.)3.

В начале 1922 г. школьный учитель (преподаватель исторического краеведения, этнографии и археологии) А.В.Анохин предложил руководству Российской Академии наук послать его в очередную экспедицию на юг Западной Сибири. Предложение встретило поддержку известного ученого-востоковеда С.Ф.Ольденбурга (1863–1934), находившегося с 1904 г. на ответственной должности непременного секретаря РАН.

Ниже публикуются хранящиеся в Государственном архиве Новосибирской области документы, благодаря которым А.В.Анохин смог отправиться в родные места собирать материалы о горных алтайцах и населяющих Кузбасс шорцах.

Публикуемые документы касаются организации его экспедиции 1922 г.

 

 

1

Отношение Непременного секретаря Ран академика С.Ф.Ольденбурга Сибревкому об оказании содействия экспедиции А.В.Анохина по спасению и сбору этнографического материала алтайцев и шорцев

г.Петроград, №562 4 марта 1922 г.

Российская Академия Наук командировала А.В.Анохина в Кузнецкий и Бийский уезды для собирания материала по верованиям, языку, живой старине и быту алтайцев. Весь собранный им материал надлежит доставлению не позднее осени 1922 г. в Петроград, в состоящий при Академии Музей Антропологии и Этнографии.

Академией Наук получены сведения о массовом уходе инородцев Южного Алтая в Монголию и Сойотию (Туву. – М.М., В.П.), об оставлении ими предметов их быта и о возможности гибели этого драгоценнейшего этнографического материала. В случае, если эти сведения соответствуют действительности, перед русскими административными и учеными учреждениями встает вопрос о неотложной необходимости принять все меры к спасению всех уцелевших предметов, характеризующих быт народа, безвозвратно, может быть, покидающего территорию России.

В твердой уверенности, что местными русскими властями будет надлежащим образом оценено не только общегосударственное, но и мировое значение этой научной задачи, Российская Академия наук обращается с настоятельной просьбой оказать А.В.Анохину всемерное содействие в выполнении возложенного на него научного поручения.

Непременный Секретарь Академии – Сергей Ольденбург

Управляющий Делами Конференции Подпись неразборчива.

2

Указание Сибревкома Алтайскому и Томскому губисполкомам
об оказании содействия экспедиции РАН на Южный Алтай

28 апреля 1922 г.

По распоряжению Зампредсибревкома тов. Лашевича4, при сем препровождая копию отношения Непременного Секретаря Российской Академии Наук, Сибревкома предлагает оказать содействие командированному Академией в Кузнецкий и Бийский уезды А.В.Анохину для собирания материалов по верованиям, языкам, живой старине и быту алтайцев. № 3591.

Управляющий Делами Сибревкома (А.А.Копяткевич)

ГАНО, ф.Р–I, оп.1, д.815, л.108, 109. Подлинники.

Материалы, собранные А.В.Анохиным во время успешной летней экспедиции 1922 г., введены им в научный оборот в публикациях последующих лет. Вместе с материалами по истории и этнографии алтайских народов, которые ученый привозил из Хакасии, Тувы и Монголии, они составили основу его научных трудов, получивших высокую оценку.

И дореволюционные, и послереволюционные отзывы корифеев науки академиков В.В.Радлова и А.И.Самойловича, выдающихся краеведов Г.Н.Потанина, Л.П.Потапова были однозначно положительными. Наиболее известна монография А.В.Анохина “Материалы по шаманству у алтайцев” (1924), которую редактировал известный ученый С.Е.Малов.

Начиная с 1922 г., А.В.Анохин со своими учениками в течение 5 лет каждое лето отправлялся в экспедиции в Горный Алтай. В 1926 г. перебрался на постоянную работу в Улалу (ныне – Горно-Алтайск), где преподавал как учебный предмет “алтаеведение”. В 1929 г. был избран членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения РСФСР. Его последующие научные печатные работы – по истории бурханизма5. Работы по этнографии опубликованы в первом томе Сибирской советской энциклопедии6.

Можно отметить, что занимавшийся, наряду с историей и этнографией, еще и музыкой А.В.Анохин стал профессиональным композитором. Он – автор сюиты “Хан-Алтай” и около сотни других вокальных произведений.

Примечания

1 Рукопись (130 листов) хранится в Санкт-Петербурге в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Там же находятся некоторые другие неопубликованные материалы А.В.Анохина, например, записанное в 1915 г. сказание “Кан берген”. – Функ Дм. Из истории изучения героического шорского эпоса (1861–1915) // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. – Вып.4. – Кемерово, 1995. – С. 45–46.

2 Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 15. – Новосибирск, 1997. – С. 37.

3 Сатлаев Ф. Кумандинцы. Историко-этнографический очерк. – Горно-Алтайск, 1974. – С. 119, 121, 156, 158.

4 Упомянутый в документе М.М. Лашевич (1884–1928) – партийный и советский деятель; в том же 1922 г. стал председателем Сибревкома – высшего советского органа Сибири, который возглавлял до его ликвидации в конце 1925 г.

5 Анохин А.А. Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. – 1927. – №5. – С. 162–167.

6 Сибирская советская энциклопедия. – Т. 1. – С. XV.