С.К.Севастьянова

Житие Иисуса Голгофского – малоизвестный памятник
соловецкой агиографии первой половины XIX в.

Житийный жанр, претерпевший значительные изменения в XVII в. и петровское время, продолжал пополняться новыми произведениями в XVIII–XIX вв. Однако агиография позднего периода изучена крайне слабо. Прежде всего это жития святых, созданные в Соловецком монастыре в XVIII–XIX вв. В северной обители это время характеризуется всплеском агиографии, что связано с необходимостью прославления собственных святых после разгрома монастыря в 1676 г. К концу XIX в. соловецкая житийная традиция постепенно затухает, что объясняется лишением монастыря его богатейшей библиотеки и архива, затем и закрытием обители. Если памятники соловецкой агиографии XVII–XVIII вв.. уже привлекали внимание исследователей (Л.А.Дмитриев, М.Д.Каган, Н.А.Голоскова, С.К.Севастьянова), то произведения XIX в. совершенно не изучены. Это: Повесть о Феофане Соловецком (ум. в 1819 г. ), насаждавшем старчество среди соловецких монахов; 14 рассказов из печатного Патерика Соловецкого (М., 1873) об иноках, подвизавшихся на Соловках в XIX в. ; историко-биографические очерки обо всех соловецких подвижниках от основателей монастыря до строителей соловецких скитов XIX в. архимандрита Досифея II (Немчинова)1.

К числу малоизученных произведений соловецкой агиографии XIX в. относятся жития Иисуса Голгофского, основателя Распятского скита на Анзерском острове. Иисус (в миру Иоанн) родился в Москве в 1635 г. , был священнослужителем в одной из городских церквей, затем духовником Петра I. В шестидесятилетнем возрасте обвинен в сочувствии Григорию Талицкому и в 1701 г. сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монаха с именем Иов. Через год царь помиловал своего духовника и призвал ко двору, однако Иов остался на Соловках и в 1706 г. поставлен строителем Анзерского скита. Спустя некоторое время он принял схиму с именем Иисус и в середине 1710-х годов основал на Анзере Голгофо-Распятский скит. Умер в 1720 г.

Известны два жития Иисуса. Одно из них принадлежит соловецкому архимандриту Порфирию (1861–1865) и издано в журнале "Странник" (СПб., 1863. Т.IV. С.89-109). О нем, как о "типичном житии", созданном из традиционных деталей византийской агиографии и поэтому не представляющем историко-литературного интереса, писал Г.Г.Прошин2. Другое житие имеет только рукописную традицию и ранее не издавалось. Оно и станет предметом нашего изучения и публикации.

Произведение датируется временем не ранее 1828 г.  – изложением событий этого года заканчивается Житие, и не позднее 1835 г.  – даты, указанной во вкладной записи соловецкого архимандрита Досифея II в одной из рукописей с Житием Иисуса.

Житие известно нам по трем спискам XIX в. : БАН, Архангельское С собр., №83; РНБ, Соловецкое собр., №1014/11234; Соловецкое Анзерское собр., №75/14415. Все они принадлежат одной редакции, но существующие между ними отличия позволяют говорить о двух вариантах текста, восходящих к одному протографу. Первый, наиболее близкий протографу, содержится в рукописи Библиотеки АН (далее: А), другой в рукописях Соловецкого собрания. Наилучшим образом этот вариант сохранился в рукописи РНБ, Солов. собр, №1014 / 1123 (далее: С). Общее в обоих вариантах – четкое и конкретное повествование об основателе скита, обстоятельствах строительства церквей в пустыни, обилие дат, подробностей, исторических имен. По содержанию тексты обих вариантов идентичны.

Основное их отличие сводится к усилению документальности повествования во втором варианте. В его тексте больше деталей и подробностей в рассказе о царском духовнике. Так, к сообщению о прибытии опального духовника в Холмогоры "по делу вора Гришки Талицкаго" в 1701 г. по первому варианту (А, л.116) в тексте второго варианта добавлено пояснение, будто Талицкий "во время испове ди открывал ему свое злоумышление, но он яко духовник прежде не открыл начальству. Потом при допросе Талицкаго объявил, что он исповедовался пред духовником, за то осужден" (С, л.66). Указываются источники сообщаемых сведений и места их нахождения ("Cия грамота и поныне хранится" (С, л.68 об.-69); во втором варианте уменьшено количество рассказов, не имеющих документальных подтверждений, легендарных в своей основе (например, исключено сообщение о вылетающих из горы Голгофы во время ее освящения воронах нечистых духах).

На документальность и историзм повествования в Житии Иисуса указывал еще единственный исследователь произведения И.Яхонтов, который охарактеризовал его как "простой, чуждый риторических прекрас рассказ о действительных фактах, составленный на основании прочных исторических данных", о которых агиограф знал "из самых надежных источников"6. Эти особенности Жития – привычный и даже естественный признак поздних житий, результат изменений агиографии в сторону исторической биографии, что, в свою очередь, явилось отражением процесса общего развития всей русской литературы под воздействием исторического повествования7.

Кроме того, Житие Иисуса – памятник севернорусской агиографии, где в значительной степени проявилось нарушение жанровых канонов, что выразилось в отдельных случаях в отказе от абстрактно-риторического повествования, большом взаимодействии с местным легендарным материалом, в стремлении к четкому, иногда информативному изложению биографии святого8.

Анализ содержания Жития показывает, что основной источник произведения – документы соловецкого архива о Голгофском ските (царские и архиепископские грамоты XVIII–XIX вв. в Соловецкий монастырь и Распятский скит). В Житии Иисуса нет абстрактно-риторическиого вступления и заключения, перечня прижизненных и посмертных чудес святого, вместо изложения полной (от рождения до кончины) биографии в Житии лишь рассказ об обстоятельствах появления Иисуса на Соловках, который носит справочно-информативный характер. Все повествование четко, конкретно, совершенно лишено риторики.

По датам, цитатам, содержащимся в Житии, можно точно определить документы, которыми пользовался агиограф. Источник рассказа о появлении Иисуса на Соловках – грамоты Афанасия архиепископа Холмогорского и Важеского 1701 г. , Варнавы архиепиского Холмогорского 1706 г. и 15 июля 1713 г. , Донесение соловецкого архимандрита Фирса о приеме в монастырь попа Иоанна Иоанновича. Источником рассказов об обстоятельствах строительства церквей в ските послужили грамоты архиепископа Холмогорского Варнавы в Соловецкий монастырь 15 июля 1713 г. , 18 сентября 1714 г. , 15 мая 1715 г. , письмо царевны Марии Алексеевны к архимандриту Фирсу 15 марта 1715 г. , Указ Св.Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на Голгофе. Агиографу знакомы и обстоятельства описи голгофского имущества в 1723 г. , приписки пустыни к Анзерскому Троицкому скиту.

Все перечисленные грамоты хранились в ризнице Соловецкого монастыря, о чем свидетельствуют предшествующие составлению Жития описи документов Голгофского скита 1801 г. 9 и 1826 г. 10 При формировании ризничной коллекции документов в 1826 1836 гг. архимандрит Досифей II снял с грамот о строительстве в ските церквей копии11 и опубликовал их в 1836 г. 12 Возможно, эта деятельность соловецкого архимандрита побудила местного книжника к составлению Жития Иисуса. Между тем, использование документов соловецкого архива и ризницы для составления житий святых становилось традицией в Соловецком монастыре: грамоты ризничной коллекции послужили важным источником для агиографических рассказов о Елеазаре во Вкладной книге Анзерского скита 1710 г. , Повестей о пустынножителях Соловецких, Пространного Жития Елеазара, историко-биографических повестей о соловецких святых архимандрита Досифея II, печатного Жития Иисуса архимандрита Порфирия. Пользовался ли автор текстами подлинных грамот (в описях сказано, что в ризнице они хранятся в оригиналах), копиями с них – это не принципиально. Главное, что агиограф не просто знал, но активно включал сведения из них в повествование об Иисусе и Распятском ските.

Другой источник – вкладные записи на вещах и книгах, на кои неоднократно ссылается автор.

Таким образом, рукописное Житие Иисуса представляет собой результат взаимодействия древней агиографической традиции с историческим повествованием, приведший к появлению не столько житийно-биографического произведения, сколько историко-биографического повествования. В Житии Иисуса – одном из последних образцов соловецкой агиографии, воплотились лучшие достижения соловецкой, севернорусской и общерусской агиографической традиции XVIIIXIX вв.

Ниже публикуется текст 1 варианта по рукописи БАН, Архангельское С собр., №8 (А) с разночтениями 2 варианта по рукописи РНБ, Солов.собр. №1014 / 1123 (С). Текст издается по правилам ТОДРЛ.

Житие преподобнаго1 Иисуса2, подвизавшагося на острове Анзер,
на горе, именуемой Голгофе, пустыннически
3.

4Во дни благочестивейшаго государя императора Петра I 5сей преподобный Иисус находился духовником при их царских величествах6 в мире именовался Иоанном7. Не известно8, по какому случаю или вражию9 наваждению10 оклеветан был11 в 1701 году по делу вора12 Гришки Талицкаго13 и прислан в Холмогоры к преосвященному Афанасию, а от него в Соловецкий монастырь при грамоте ко архимандриту Фирсу и соборным старцем. По получении14 велено немедлено постричь его в 15монашеский образ16 и как в монашестве имя – уведомить. Почему немедленно был пострижен и нареченно имя Иов и17 отдан в научение духовному старцу прежде бывшему келарю Ионе. И как в мире по честному его званию, так и в18 монастыре начал жить19 подвижно и весма20 богоугодно всем во удивление, в великом посте и непрестанных молитвах день и нощь пребывая. Потом усмотрено, // что он невинно зослан21 бысть в заточение22. 23Тако ж24 за великия труды и подвиги в 1706 годуа по благословению преосвященнаго 25Варнавы архиепископа26 Холмогорскаго и Важескаго при 27архимандрите соловецком28 Фирсе почтен был честию строителства Анзерскаго Троицкаго скита. Посем29 преподобный пострижеся в великий аггелский образ, еже есть схима, и наречено имя ему въместо30 Иова – Иисус, во имя Иисуса Навина, бывша31 вождя32,б Израильскаго.

Во 1712 годув месяца иуниа 18 дня33 в среду, иде преподобный Иисус посетить некоего34 пустынножителя иеродьякона именем35 Паисия, живущаго в безмолвии36 среди острова Анзерскаго37 при некоей высокой горе и, 38утрудився, опочи у него во особой келлии и по молитве седе39 и бысть во изступлении яко в тонце сне.

40О явлении41 пресвятыя Богородицы.

Явися же42 ему пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и43 глаголя ему: "Сия гора 44наречется вторая Голгофа45 и на ней имать быти церковь Распятия Господня и46 устроится скит47 на вселение иноков и твое // со двема учениками на верху сея горы Голгофы, и скит Распятский прозовется".

48О гласе Божии49.

Посем слыша с высоты глас Божественный сице50: "Освяти гору сию Голгофу и51 прозвасяг и до сего дне. И постави на ней крест"52. И53 по гласу Божию преподобный Иисус взем с собою два ученика своя, их же в явлении виде, схимонаха Матфия и монаха Макария, и шед с ними в день неделный по Литургии иуния 29 дня в память святых апостол Петра и Павла и54 освяти воду по показанному образу, пояше тропари и каждаше, и кропяше гору, и постави на ней крест Господень, по изволению пресвятыя Богородицы. Во уверение же и поклонение сей крест Господень сим вышеписанным явлением стоит и по сие время в сей церкви на горе Голгофе обретается.

55Егда же кропляше преподобный Иисус гору, исхождаше от горы дым смраден и нечистыя духи, яко вранове, исхождаху с непристойными вопли и гласы56// Сия гора вышиною яко сто сажен, а окружностию около версты. Растут на ней леса разныя57, сосны, ели, березы, перец дикий, ягоды черника и многие травы и протчие. Оная гора величеством своим украшает весь Анзерский остров, с ней видно далекое пространство моря и58 монастырь Соловецкий, чрез прочия горы за 30 верст отстоящий59.

О поставлении церкве.

Посем о житии и60 подвигах и о видении оном вышеписанном было донесено великому государю. Он приказал поставить церковь на нареченной горе Голгофе во имя Распятия Господня от царскаго61 иждивения и62 украсить святыми иконами высокой работы, что и63 исполнено бысть въскоре.

В лето64 1713 июля 15 дня по приказанию65 цареву66 преосвященный Варнава архиепископ Холмогорский дал преподобному Иисусу благословенную грамоту построить две каменныя церкви: одну на горе во имя Распятия 67Господа нашего Иисуса Христа68, а другую // под горою вънизу69, идеже явися ему пресвятая Богородица, во имя Успения Божия Матере70. В сию церковь от щедрот царевны Марии Алексиевны прислано: местная святая икона Успения Божия Матери в сребренной ризе с позлащенными полями, в коей върезан ящичек со многими святых 71мощами въ меру чудотворныя иконы72 Киево-Печерския Лавры. Сия икона взята для хранения в Соловецкий монастырь. Но за неимением тогда73 материалов оное каменное строение не исполнилось. Богу тако извольшу.

Но преподобный Иисус испроси у преосвященнаго Варнавы другую благословенную грамоту в 1714 годуд сентября 18 дня. Въместо тех поставил едину неболшую древяную церковь с трапезою во имя Распятия Господа нашего Иисуса Христа с прилежащим тогда поспешением для отправления службы Божия.

Того ж году остави строительство Анзерскаго скита, преселился в вышереченный Распятский скит строителем. По принятии уже на ся святыя схимы74// именованием Иисуса и подражанием и страданием Иисуса Христа, устави же таковое правило. Аще кто хощет в сем скиту жити, то не ясти отнюд скоромнаго, ни рыбы, что и по сие время хранится.

Почему и проиде о нем великая слава о 75его добродетелном76 житии, посте, бдении и77 непрестанных молитвах, к тому же бысть тих, кроток и молчалив, всегда внимая себе в терпении. И нача Бог к нему посылати из разных стран усердствующих жити с ним и наставлятися, зря на святыя его подвиги. Он же приимаше яко отец чадолюбивый, веляше келии78 по горе ставити и сам своими руками пособляше и образ всем бысть в толицей старости и славе первый в трудах обреташеся, даже в поварню воду на гору ношаше. И собрав ученик немалое число, бысть до 30 человек, и подвизахуся единодушно и питахуся от труда рук своих. Виде Бог жестокое их житие, вложи в сердце царю, // повеле указом даяти из Арханггелска хлеб на пропитаниее из царских, уделов ибо особенно к лицу его простиралась царская милость.

В 1714 году царевна и великая княжна Мариа Алексиевна прислала к нему в новопостроенную церковь многия драгия вещи, а имянно: крест сребропозлащенный со святыми мощами напрестолный с надписью на оном, от какого лица и куда, Евангелие, обложенное сребром, двои священныя сосуды весом одне 6 фунтов79, а другие в полтора80 фунта, воздухи и покров с жемчужными крестами, многие81 ризы82, образа местныя и другия, книг немалое количество и 83разное количество церковной утвари84 с надписью, имянно в Голгофский Распятский скит жаловала. Особенно же в 1716 и 1717 годах, ис коих и доныне имеются в Распятском Голгофском и Троицком Анзерском Елеазаровых скитах, другия же взяты на сохранение в Соловецк, где85 и поныне обретаются, что 86видно из надписей87. А некоторыя вещи взяты были пре//освященным Варсонофием в Арханггелск и в Холмогоры88. В 1768 году по представлению в Святейший Синод архимандритом соловецким Досифеем первым и велено указом возвратить все вещи, яко жалованныя царями, царицами, князями и княгинями, обратно в Голгофский скит, что и учинено. Но на предлежащее возвратимся.

Преподобный Иисус поживе на горе немалое время в подвигах, виде скорбящих учеников, яко 89много приемлют труда90, далече под гору за водою ходити, нача Бога просити, да даст им воду на горе. Но от дивных судеб Божиих на самой горе истече источник воды сладкия и довольно всем бысть на потребу, который91 существовал до 1828 году, в том году начали строить каменную великолепную церковь. Сей источник прилучися быть необходимо под фундаментом церковным с северныя страны близ паперти, посему92 и камением бысть заложен.

 

93О преставлении преподобнаго94. //

Посем преподобный получи от Бога дар прозорливства и за много время предуведа кончину свою, призва ученики своя и доволно поучаше о спасении души, о любви, терпении, смирении и послушании и всякой добродетели. И мало поболев, почи о Господе, в старости глубоце бысть лет 85. Преставися в лето 1720 марта 6 дня и погребоша его ученицы его95 на той же горе, поставиша над ним храм молитвенный.

О поставлении каменныя церкве.

Посем, егда Богу изволися, в лето 182796 соловецкий архимандрит Досифей вторый испроси от Святейшаго Синода указное дозволение въместо древяной церкви, пришедшей по 114 летех в совершенную ветхость, поставленную преподобным Иисусом, в 1828 году построил великолепную о пяти главах церковь каменную во имя Распятия Господня97 с трапезою, колокольнею и кельями98, посему99 мощи преподобнаго Иисуса прилучися уже100 не в молитвенном храме, а внутри церковной трапезы по левую страну, где и доселе гроб его зрится.II,1 //

О получении указа из Святейшаго Синода.

И сие не без удивления бысть в 18282 году марта 213 дня4 в самый день Спасителных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, то есть в великий пяток утром, привезен указ5 в Соловецкий монастырь из Святейшаго Синода. Сей6 указ о построении каменной церкви во имя Распятия Господня на горе Голгофе. 7Оный указ8 и прочтен был того же дня в великий пяток при собрании всей соловецкой братии во облачении9 пред царскими часами10.

СБАН, Архангельское (С) собр., №8, л.116-120 об.).

Примечания

Доб. отца нашего (С.) 2-3 иже на горе Голгофе на острове Анзерском, отстоящего от Соловецкаго монастыря в 30 верстах (С.) Сначала сей блаженный подвижник бысть (С.) 5-6 при домовой его церкви иереем и духовником их царских величеств (С.) Иоанн Иоаннов. (С.) Доб. же (С.) по вражескому (С.) 10-11 был оклеветан (С.) 12 Нет (С.) 13 Далее который во время исповеди открывал ему свое злоумышление, он он яко духовник прежде не открыл началству. Потом при допросе Талицкаго Объявил, что он исповедовался пред духовником, за то осужден (С.) 14 Доб. же (С.) 15-16 монашество (С.) 17 Нет (С.) 18 Нет (С.) 19-20 провождать жизнь подвижно и (С.) 21 послан (С.) 22 Далее отпущен в 1702 году в Анзеры, в Троицкий скит на уединение (С.) 23-24 А (С.)

а Доб. нами. в рук. нет. б Испр., в рук. вожда. в Испр., в рук. год.

25-26 архиепископа Варнавы (С.) 27-28 соловецком архимандрите (С.) 29 Далее а 1710 году (С.) 30 место (С.) 31 бывшаго (С.) 32 вожда (С.) 33 день (С.) 34 Нет (С.) 35 Нет (С.) 36 Далее где прежде жил преподобный Елеазар Анзерский (С.) 37 Нет (С.) 38-39 у него во особой келлии утрудився от молитвы седе мало опочити (С.) 40-41 Явление (С.) 42 Нет (С.) 43 Нет (С.) 44-45 нарицаемая Голгофа вторая (С.) 46 Нет (С.) 47 Нет (С.) 48-49 Нет (С.) 50 Нет (С.)

г Испр. в рук. ипрозвася.

51 Нет (С.) 52 престол Божий (С.) 53 Нет (С.) 54 Нет (С.) 55-56 Нет (С.) 57 Доб. как то (С.) 58-59 и за тридесять верст прочия высокия горы и монастырь Соловецкий (С.) 60 Нет (С.) 61 церковного (С.) 62 Нет (С.) 63 Нет (С.)

д Доб. нами. в рук. нет.

64 Нет (С.) 65 прозбе (С.) 66 Нет (С.) 67-68 Господня (С.) 69 Нет (С.) 70 Доб. Сия грамота и поныне хранится (С.) 71-72 Нет (С.) 73 в то время (С.) 74 Доб. и (С.) 75-76 добродетельном его (С.)

е Испр. в рук. прпитание.

77  Нет (С.) 78  келлию (С.) 79 Доб. и 20 золотников (С.) 80 два (С.) 81 множество (С.) 82 риз (С.) 83-84 разныя церковныя утвари (С.) 85 Доб. также (С.) 86-87 из надписей видно (С.)

88 Доб. в соборы (С.) 89-90 многия приемлют труды (С.) 91 Доб. источник (С.) 92 посем (С.) 93-94 Нет (С.) 95 Нет (С.) 96 1826 (С.) 97 Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (С.) 98 братскими кельями (С.) 99 Доб. и (С.) 100 Доб. быть (С.)

II,1 Доб. во славу единаго триипостаснаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (С.) 1827 (С.) 23 (С.) Нет (С.) Нет (С.) яко сей (С.) 7-8 Нет (С.) Доб. в ризах (С.) 10 Доб. по прочтении начаты молитвенныя часы (С.)

 

1 Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. – М., 1836. – Ч.1-2.

2 Прошин Г.Г. Черное воинство (Русский православный монастырь. Легенда и быль). – М., 1988. – С.202-206.

3 Сборник, XIX в. , 4 заголовки киноварные. Бумага двух типов: 1) с "белой" (1828) датой; 2) синяя без филиграней. Переплет: картон в коже. Со держание: выписки из Евангелия толкового, Соборных Деяний (л.1-67 об.), Патерик Соловецкий нетрадиционного состава (л. 68-171 об.); Житие Иисуса (л.116-120 об.). Рукопись частично описана: Голоскова Н.А. Повести о пустынножителях Соловецкого острова // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. – Сыктывкар, 1989. – С.174, 177.

4 Сборник, XIX в. , 10, полуустав, 157 л. Заголовки киноварные. Бумага с филигранью: "белая" (1823) дата и буквы "УФЛП". Содержание: Служба Страстям Господним, Краткая Летопись Голгофского скита (л.73-87), описи документов Голгофского скита (л.88-115 об.), копии документов скита (л.130-152), выписки из Вкладной книги Анзерского скита (л.153-157). На л.1 вкладная запись соловецкого архимандрита Досифея II с датой 1835 г.

5 Сборник, XIX в. , 10, полуустав, 110 л. Заголовки и инициалы киноварные. Бумага с филигранью: литера "Д" и "белая" (1834) дата. Переплет: доски в коже. Содержание идентично РНБ, Соловецкое собр., №1014/1123; Житие Иисуса Голгофского на л.50-54. На л.1 вкладная запись соловецкого архимандрита Досифея с датой 1836 г.

6 Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. – Казань., 1881. – С.200-202.

7 Чистякова Е.В. Формирование новых принципов исторического по вествования (этюды по русской историографии конца XVII века) // Русская литература на рубеже двух веков. – М., 1971. – С.180-183; Курилов А.С. Жанр жития и русская филология XVIII в.  // Литературный сборник XVII в. Пролог. – М., 1978. – С.148-150.

8 Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XII–XVII вв. – Л., 1972.

9 РНБ, Соловецкое собр., №1014 / 1123, л.88-88 об.

10 ОРПГФ ГММК, ф. Соловецкого мон., рук. 1412.

11 РНБ, Соловецкое собр., №1055 / 1164, ОРПГФ ГММК, ф. Соловецко го мон., рук. 1240.

12 Досифей. – С.362-382.