И.В. Асеев

АНАЛОГИ В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ СИБИРИ И АЛЯСКИ
НА ПРИМЕРЕ ГРАВИРОВАННЫХ ГАЛЕК

В искусствоведческой науке все еще остается много неясного. Изучение обильного материала, связанного с творчеством людей первобытного общества, привело к появлению публикаций, в которых рассматриваются различные направления в искусстве и, в первую очередь, происхождение и семантика его образов. Одним из таких направлений по праву должна стать графика на гальках-голышах. Это направление представляет тем больший интерес, что нахождение гравированных галек пока немногочисленно и отмечено на археологических памятниках, удаленных один от другого на тысячи километров и, порою, находящихся на различных континентах. В связи с этим возникает вопрос о культурной и эпохальной принадлежности таких памятников. Одним из них на территории Сибири является местонахождение гравированных галек у истоков р. Ангары, открытое геологом Э.Л. Климашевским1. К сожалению интерпретация графики на этих гальках исследователем не проводилась, поэтому их характеристика дана нами по рисункам в публикации. Размеры галек, составляют от 22 мм до 100 мм по длине. Одна из галек по абрису овальной формы, видимо, достаточно плоская. Используя конфигурацию гальки, древний художник создал на ее плоскостях две похожие, и, в то же время отличные одна от другой маски. В них практически повторяется все. Но в одном случае – широко раскрытый рот оформлен мягкими, изображающими елочные ветки, губами (рис. 1. ); в другом – рот представляет пасть с треугольными “акульими” зубами (рис. 1, ).

Более сложной репликой на маску-личину является рисунок на расколотой повдоль гальке (см. рис. 1–4). На ней зигзагообразными линиями обозначена прическа, отделенная от лба двумя дугообразными линиями Брови показаны в виде ромбовидных ячеек, очевидно, имитирующих рыболовную сеть. Глаза, по крайней мере один из них, контурно повторяет очертания рыбы, изображенной на гальках из этой же коллекции (см. рис. 1–2,3). Пунктирные попарно расположенные линии, дугообразно прочерченные под глазами, очевидно, имитируют татуировку. Вторую половину рисунка можно трактовать как широко раскрытый рот или пасть-ловушку, в которой с левой стороны изображен захлопнувшийся зубчатый капкан. Трактовка этого предмета достаточно вольная, потому что аналогов этому рисунку нами не встречено. Законченность маски подчеркивают дугообразные попарно расположенные одна под другой прерывистые линии.

На двух других небольших по размеру гальках выгравированы рыбы. Одна из этих галек со сквозным отверстием на приостренном конце, видимо, выполняла роль амулета (см. рис. 1, 2,3). На остальных гальках нанесен геометрический линейный и штриховой орнамент в виде ромбов, меандров, зигзагов, параллельных линий с отходящими от них штрихами (см. рис. 1, 5–8). Судя по изображениям рыб, ячеек сетей, крючкообразным завершениям прямых линий рисунки на этих гальках выгравированы мастерами, в хозяйственном укладе которых преобладало рыболовство.

Рис. 1. 1-8 – гравировальные гальки с Ангары; 9 – эскимосская маска, 10-11 – татуировка.

Рис. 2. Гравировальные гальки из жилища с мыса Крузенштерна (Аляска).

Случай находки гравированных галек с вполне специфическим сюжетным содержанием, рассмотренным выше – явление достаточно редкое, а для Восточной Сибири пока единственное. Однако есть ему параллели, и как ни парадоксально, на другом континенте – на Аляске. При раскопках одного из поселений на Мысе Крузенштерна в жилищах было найдено более 80 галек)2. На 11 из них имеется гравировка, выполненная резными линиями3. По заключению американского исследователя Дугласа Д. Андерсона гравировка представляет схематические маски эскимосов, имитирующие татуировку вокруг рта, аналогичную декорации на предметах из слоновой кости (рис. 2). К сожалению это заключение ничем не подтверждено. Но если рассматривать каждую гальку в целом, вместе с гравировкой, и отдельно, как предмет исследования, тогда каждая из них должна означать антропоморф, служивший определенным культовым целям. Прямым доказательством этого могут служить антропоморфы на сланцевых плитках с острова Кадиак (Аляска), хранящиеся в Национальном Музее в США. Описание этих плиток дается нами по публикации Роберта Ф. Хейзера из доклада в 1947 г. 3 августа на собрании Американского философского общества4. Рисунки выполнены резными линиями на обеих плоских сторонах сланцевых плиток и близки к зеркальным отображениям (рис. 3, 1,2). Длина плиток 12,2 и 12,5 см, толщина их соответственно 4 и 7 мм, т. е. по размерам и форме они близки к рассматриваемым нами гравированным галькам. На обеих сторонах плиток в верхней их половине арочными линиями изображены брови. Прямой вертикальной линией обозначен нос. Горизонтальные короткие линии под ним соответствуют рту. Вертикальные прорези на щеках и подбородке по заключению автора могут представлять бороду. В данном случае, как нам представляется, вертикальные линии, опускающиеся от уровня бровей, обозначают косы, как на рисунке головы эскимоса в книге Ф. Боаза “Центральные эскимосы”5. С учетом трактовки этого рисунка в названной публикации, на сланцевых плитках с острова Кадиак вместо бороды может быть изображена татуировка. Нет сомнения, что “лоскутным” орнаментом показана передняя часть верхней одежды эскимоса, видимо, с пышным орнаментом в виде бахромы, в то время как на спине она обозначена пелериной, причем “лоскутный” орнамент показывает, что одежда изготовлена из меха (см. рис. 3, 1). На другом рисунке на плитке с острова Кадиак прежде всего необходимо отметить ряд штриховых линий под подбородком, которые обозначают, по заключению Ф. Хейзера, бусы (рис. 3, 2). Эта деталь прослеживается и на описанном выше рисунке. Однако на нем прерывистая линия всего одна. На второй плитке при внимательном рассмотрении можно заметить одну деталь – прорисовку одной косички, причем на правом рисунке она справа, на левом – слева. Это еще более подтверждает наш вывод о зеркальном отображении одного образа. В то же время этот факт показывает, что косички на висках могли служить каким-то отличительным знаком.

Рис. 3. Гравированные сланцевые плитки с о.Кадиак (Аляска).

Редкость нахождения гравированных галек на археологических памятниках, видимо, может свидетельствовать об их культовом назначении. Это предположение более весомо подтверждается артефактами из раскопок с поселения Торгажак, где по словам Д.Г. Савинова был открыт новый вид традиционного (народного) искусства “Минусинской котловины6. Весь археологический комплекс отнесен исследователем к карасукской эпохе. На этом уникальном памятнике на внутрижилищном и межжилищном пространстве было найдено 222 гальки с гравированными рисунками на них. На большинстве галек четко обозначены антропоморфные изображения, где в верхней их половине прорисованы лицо фас с глазами, носом и ртом, обрамленное, видимо, головным убором с завязками под подбородком. Ниже разнообразным орнаментом ярко оформлены верхние одежды, дающие основание Д.Г. Савинову утверждать, что на гальках изображены женщины.

В коллекции есть схематические изображения антропоморфов, которые по композиционному построению рисунка близки к галькам из эскимосских жилищ на Аляске. Более того, они идентичны в этом плане гравированным сланцевым плиткам с острова Кадиак. На гальках из поселения Торгажак верхнюю половину занимает в большинстве четкое, а в единичных случаях схематическое изображение лица. Ниже геометрическим орнаментом или хаотично прочерченными линиями обозначена одежда (рис. 4, 1–6). И если мы вернемся к рассмотрению гравированных галек из жилищ на Мысе Крузенштерна, то увидим, что они также представляют антропоморфов, с той лишь разницей, что вместо лица на них оформлен его овал, а одежда не обозначена. Возможно такой “рациональный” подход к оформлению субъектов культа (а в данном случае антропоморф мы рассматриваем как субъект, на который направлены религиозные деяния) уходит в глубокую древность, в эпоху охотников и рыболовов, когда важно было схематическое оформление в виде маски или ее подобия. В таком случае гальки из эскимосских жилищ, по смысловому содержанию близки к ангарским. В то же время рисунки ангарских масок по содержанию близки к маскам народов Севера, в том числе эскимосов. Если сравнивать татуировку эскимосов, то нетрудно заметить, что она перенесена на маску из дерева, используемую в современности во время одного из весенних праздников (см. рис. 1, 9,10). На этой маске парными полосами татуированы скулы от крыльев носа по направлению к вискам. Такие же полосы расходятся от нижней губы вниз по подбородку.

Рис. 4. Гравировальные гальки с поселения Торгажак.

Своеобразный орнамент в виде парных пунктирных линий, точечный или треугольно-зубчатый узор наносились на кисти рук и предплечья (см. рис. 1, 11). Практически все элементы татуировки, причем в деталях, присутствуют на гальках с р. Ангары.

Все эти черты сходства убеждают нас в том, что они не случайны и заложены, видимо, в глубокой древности на территории Северной Азии.

Примечания

1 Климашувский Э.Л. Орнаментированные гальки из района истока Ангары // Сб: Древняя история народов юга Восточной Сибири. – Иркутск, 1974. – С. 159–160

2 Giddings J.L., Anderson Douglas D. Eskimo and Pre-Eskimo Settlements ground Kotzebue Sound, Alaska. – Washington. D.C. 1986. – Р. 140.

3 Ibid. – Р. 141

4 Robert F.Heizer. Petroglyphs from Soutwestern Kodiak Island, Alaska // Proceedings of the Americfn Philosophicfl society. – 1947. – Vol. 91. – №3. – Р. 284–293.

5 Franz Boas. The Central Eskimo. University of Nebraska PRESS, Lincoln / London. – 1964. – P. 153, fig. 126, 127; Р. 198, fig. 146.

6 Савинов Д.Г. Древнее поселение Хакасии (Торгажак). – СПб., 1996. – 105 с.

© 1998 г. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск