Н.А.Томилов

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Состояние российского общества сегодня определяется как переломный или переходный период или как период реформ. В научных кругах сделано достаточно много выводов об усилении негативных явлений в социально-экономической области современной России, о необходимости существенной корректировки экономической реформы и прогнозов относительно сползания российского общества к экономической и социальной катастрофе, приведшего к явлениям социального геноцида значительной части россиян. Но этап начала второй половины 90-х годов характеризуется в науке не только критическим разбором неудач социально-экономической реформы в стране и вскрытием причин этих неудач, а и разработкой концепций выхода России из кризиса и поисков путей этого выхода. И главное это то, что укрепляется понимание роли культуры российского общества в его дальнейшем реформировании и развитии.

В определенной степени это связано с высоким менталитетом культуры в российском обществе. Да и основные выдвигаемые концепции современного развития России – возрождение (или по другому выживание на основе возрождения) России, регионализм во всех сферах ее жизни (обновление на основе регионального саморазвития), стабилизация российского общества (прежде всего политическая и экономическая), устойчивое развитие и другие – также тесно связаны с культурой. Именно последняя определяет уровень знаний, интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения и межличностных взаимоотношений общества. Именно она призвана повернуть сознание россиян в сторону созидания и утверждения значительности судеб России для всего современного человечества.

Проблемы переустройства и дальнейшего развития современной цивилизации (в том числе и российского общества) напрямую связаны с чрезвычайно возросшей ролью городов в жизни человечества. Современные города России включают более 70% населения страны. И именно они сегодня прежде всего центры промышленности, технократические полисы, центры культуры, административные центры. Пройдя две стадии своего развития как центры аграрной и затем промышленной цивилизации, они как бы законсервировались на последней (промышленной) стадии.

Но предстоящее возрастание промышленной и экономической роли городов после грядущего выхода России из экономического кризиса – это опять-таки относится лишь к стадии промышленной цивилизации, как бы к прошлой роли городов. В современных же условиях необходимы переход к постиндустриально-городской формации и усилия для превращения городов в духовные (интеллектуальные) центры цивилизации. Города должны стать не только центрами производства высоких технологий, высокоинтеллектуального труда, но и центрами духовного производства. И существенное возрастание роли культуры в современном и будущем обществе связано прежде всего с городской цивилизацией.

Но российские города должны стать и зоной устойчивости жизненного уклада горожан, их удовлетворенности жизнью. И здесь в укреплении гармоничных отношений в городской среде призван сыграть значительную роль слой традиционно-бытовой, по-другому народной культуры. Учитывая, что сегодня межнациональная напряженность в России сохраняется и что именно города являются местами основного средоточия такой напряженности, мы должны признать приоритетную значимость решения национально-культурных и национально-социальных проблем прежде всего в городах. Такая макрозадача – это острая необходимость, ее решение позволит стабилизировать национально-социальные отношения во многих регионах России и осуществить профилактические меры с целью предотвращения межнациональных конфликтов. Но эта задача требует и поворота науки, прежде всего этнографии, этнокультурологии и этносоциологии к проблемам народной городской культуры. Актуальность изучения этнографии города в России связана кроме того с тем, что традиционно-бытовая культура городского населения многих регионов по-прежнему не становится основным объектом этнографического исследования.

Изучение культуры горожан в этнографической науке в СССР развернулось в 50-е годы1. Наиболее регулярно город и городское население в отечественной этнографии стали объектом исследования со второй половины 60-х годов. Именно тогда наиболее четко были сформулированы отдельные проблемы этнографии российских городов, прежде всего проблемы этнодемографии, городской культуры и быта, хозяйства горожан, этнических процессов на современном этапе. Тогда же в исследовании народной городской культуры была сформулирована важная в научном плане задача выявления общеэтнической и собственно городской специфики культуры и быта изучаемого населения. Были поставлены конкретные задачи по изучению городской культуры разных исторических периодов. В исследованиях этнографии города с этого времени стали широко использовать историко-сравнительный метод и его разновидность в виде историко-генетического метода, а также методы классификации, типологии, статистического анализа, научного описания.

В основном эти исследования развернулись в отношении этнографии русского городского населения и преимущественно в городах европейской части России. И здесь значительный вклад в науку оказался у таких ученых, как Л.А.Анохина, О.Р.Будина, В.Е.Гусев, Г.В.Жирнова, В.Ю.Крупянская, Г.С.Маслова, Н.С.Полищук, М.Г.Рабинович, С.Б.Рождественская, Н.Н.Чебоксаров, М.Н.Шмелева и др.2 С конца 60-х годов развернулись этносоциологические исследования ученых Института этнографии АН СССР и сотрудничавших с ними ученых из других научных центров, занимавшихся изучением современных этнических процессов не только у сельского, но и у городского населения – прежде всего работы Ю.В.Арутюняна, Э.К.Васильевой, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, Д.М.Когана, Г.В.Старовойтовой, Н.А.Томилова, О.И.Шкаратана, Н.В.Юхневой и др.

Что касается восточного, т.е. сибирского региона России, то здесь местными учеными как раз была пробита брешь в изучении этнографии городского населения в том смысле, что объектом исследования стали не только горожане русской национальности, но и городские казахи, немцы, татары и представители и группы других народов. Этнография и этносоциология сибирских городов нашли отражение в работах Ю.В.Аргудяевой, Ш.К.Ахметовой, Е.А.Ащепкова, В.Б.Богомолова, А.А.Люцидарской, Г.М.Патрушевой, С.Ю.Первых, Н.А.Томилова, Г.И.Успеньева, О.Н.Шелегиной и ряда других исследователей.

Изучение этнических в том числе и этнокультурных процессов в городах Сибири началось учеными Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета в 1970 г. проведением под руководством автора данной статьи работ среди городских татар Западной Сибири3. Затем такого рода этнографические и этносоциологические работы были проведены среди шорцев городов Кемеровской области омской исследовательницей Г.М.Патрушевой4.

Постепенно в Омске в ряде учреждений (госуниверситет, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН, Сибирский филиал Российского института культурологии и др.) появились этнографы, которые все большее внимание стали уделять этнографии города5. Кроме того, омские этнографы в многотомной серии “Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев” (главный редактор серии Н.А.Томилов) опубликовали несколько томов по хозяйству и культуре русских Сибири, в которых значительную долю составили описания этнографических предметов городского населения6.

И все же, несмотря на то, что отечественная этнография постепенно поворачивается лицом к городской тематике и имеются существенные достижения в этой сфере научных поисков, следует констатировать, что и через 40 лет активной работы по этнографическому изучению городов и городского населения остается много совершенно неисследованных или далеко не полностью исследованных регионов России.

Далее отметим, что и тематически горожане, их этническая история и культура изучаются часто не по полной программе. Более всего опубликовано работ по материальной культуре (в основном по поселениям, жилищам, хозяйственным строениям, одежде), по семейному быту и семейным обрядам, по народным праздникам, по современным этническим процессам, по этнодемографии. Требует дальнейшей разработки постановка новых проблем, использование новых источников и методов, а также освещение историографических аспектов в этнографии городского населения. Отметим и тот факт, что городская часть большинства народов и национальных групп России так и не является основным объектом современных этнографичеких работ.

В настоящее время основными проблемами в изучении городского населения стали история его формирования, складывания и динамики национального состава населения городов, а также другие аспекты этнодемографии. При исследовании этих проблем в Сибири следует учитывать факты наличия здесь городов до колонизации ее русскими, возведения русских городов часто на месте поселений коренных народов, разнонационального окружения городов и др. Следует усилить этнографические исследования городского населения, в том числе проблем этнотерриториального характера. А отсюда еще одна проблема – классификация городов не только по фактам первоначального и последующего их назначения (военно-оборонительные, торговые, промышленные, административные и т.д.), по социальному составу и т.д., но и с учетом этнодемографических и этнотерриториальных аспектов.

В области народной городской культуры в проблематику входят факторы, влияющие на генезис, динамику и распад (трансформацию и исчезновение) тех или иных явлений и вещей, взаимовлияние города и села (важно ведь изучать и влияние сельской культуры на городскую, способствующее сохранению традиций в народной культуре этнических общностей, а не только влияние города на село), возрастание роли этнической культуры горожан в сохранении и развитии традиционно-бытовой культуры всего народа или всей национальной группы.

Представляется важным внедрение в этнографическое изучение городов и городского населения методом системного анализа и синтеза; большее использование данных археологических раскопок городов и конструирование этнографо-археологических комплексов7 городских слоев разных народов с целью изучения генезиса и динамики этноса, социума и культуры; разработка неосвещенных еще тем культуры разных национальных групп городского населения (в т.ч. по этнической генеалогии, антропонимии, по народным знаниям, религии, городским говорам и т.д.). Необходимы поиски новых источников, изучение колоссальных объемов архивных материалов и т.д.

В завершение еще раз подчеркнем, что этнография, как и другие гуманитарные науки, изучающие социокультурные свойства, структуры, процессы и отношения, сегодня должны, исходя из потребностей российского общества, сделать основным объектом своих исследований городское население. Именно оно во многом определяет сегодня ход социокультурных, в том числе и этнокультурных процессов в России в целом и в ее отдельных регионах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Краткие сведения об этнографическом изучении городского населения отечественной этнографии см.: Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских: По материалам Центрального района РСФСР. – М.: Наука, 1989. – С.7-12.

2 Оценку и частичную библиографию трудов названных ученых см.: Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции... – С.8-12, 19-22.

3 Томилов Н.А. Современные этнические процессы у татар городов Западной Сибири // Сов. этнография. – 1971. – №6. – С.87-97; Он же. Современные этнические процессы среди сибирских татар. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1978. – 208 с., и др.

4 Патрушева Г.М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с., и др.

5 Ахметова Ш.К. Этноязыковая ситуация у городских казахов Омской области // Этническая история и культура народов Советской страны. – Омск, 1991. – С.77-78, и др.; Бережнова М.Л. Установки на межнациональное общение жителей малого сибирского города // Проблемы культуры малых городов Сибири. – Омск-Тара, 1995. – С.18-21; Бережнова М.Л., Корусенко С.Н. Немецкий компонент в составе студенчества Омского госуниверситета // Немцы Сибири: история и современность. – Омск, 1995. – Ч.I. – С.14-15; Богомолов В.Б. Женские рукоделия городского населения Западной Сибири в конце XIX – первой четверти XX вв. // Урбанизация и культурная жизнь Сибири. – Омск, 1995. – С.231-234, и др.; Золотова Т.Н. Общественный праздник и его место в культурной жизни современного города (по материалам Омска) // Урбанизация и культурная жизнь Сибири. – Омск, 1995. – С.238-239; Кадырова Л.М. Традиционно-бытовые и профессиональные знания в медицинской практике тарских татар города и села // Проблемы культуры малых городов Сибири. – Омск-Тара, 1995. – С.59-61; Левочкина Н.А. Народный танец: К вопросу о роли танцевального искусства в культуре этносов большого и малого города // Проблемы культуры городов России. – Омск, 1996. – Ч.2. – С. 48-52; Лоткин И.В. Омск: проблемы развития многонационального региона // Международный проект “Урегулирование этнических конфликтов в постсоветских государствах”: Бюллетень. – 1995. – №5. – С.53-58; Паренчук Т.Н. Омские родники. – Омск, 1993. – 128 с.; Смирнова Е.Ю. О влиянии города на традиционную одежду татар Омского Прииртышья конца XIX – начала XX в. // Урбанизация и культурная жизнь Сибири. – Омск, 1995. – С.234-236; Томилов Н.А. Проблема динамики духовной роли городов в постиндустриальной цивилизации // Проблемы культуры городов России. – Омск, 1996. – Ч.1. – С.9-12; и др.

6 Богомолов В.Б., Первых С.Ю., Томилов Н.А. и др. Хозяйство русских в коллекциях Омского государственного исторического и литературного музея. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1993. – 396 с.; Бережнова М.Л.,Корусенко М.А., Томилов Н.А., Шаргородский Л.Т. Хозяйство русских в коллекциях Тюменского областного краеведческого музея. – Тюмень: Вектор Бук’Лтд, 1994. – 264 с.; Богомолов В.Б., Первых С.Ю., Томилов Н.А., Успеньев Г.И. Культура русских в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1995. – 320 с.; Богомолов В.Б., Коровушкин Д.Г., Плахотнюк М.А., Томилов Н.А. и др. Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии, 1996. – 368 с.

7 О теории и методике изучения этнографо-археологических комплексов социокультурного характера см.: Томилов Н.А. Этноархеология и этнографо-археологический комплекс // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. – Новосибирск, 1996. – С.10-25.

© 1998 г. Омский филиал Объединенного Института истории, филологии и философии СО РАН, Омск