Е.П. Маточкин

КРАСНЫЕ КОНИ КАЛТАКА

Аргут – могучая река Горного Алтая, проложившая себе русло среди высоких скалистых массивов. Особенно неприступна она в своем среднем течении, где ее воды прорезают отроги Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов. Здесь путь вдоль реки возможен только зимой, когда отвесные прижимы обходятся по льду. В зимние месяцы долина Аргута оживает: здесь в малоснежных урочищах пасут скот чабаны из Джазатора. К марту они возвращаются домой.

Наша небольшая экспедиция отправилась на Алтай в начале марта, в последние дни, когда еще можно пройти вдоль скал по кромке льда рядом с незастывающими участками бурного потока и обследовать речные террасы по обоим берегам реки. В конце первой декады марта эта возможность уже пропадает; к тому же в это время появляется много клещей. Наш маршрут пролегал от поселка Инегень на Катуни к устью Аргута, далее до его левого притока – реки Каир и обратно. В среднем течении Аргута снега совсем нет; скалы днем уже достаточно теплые, что позволяет проводить некоторые археологические исследования.

Наиболее богатыми в историческом отношении оказались площадки вдоль устья левого притока Аргута – реки Ело (по алт. – белоголовый орел). Здесь процветало древнее земледелие, о чем свидетельствуют подпираемые террасы и арыки, выложенные из каменных плит. Рядом находится могильник, включающий в себя более 30 курганов-захоронений. Обращают на себя внимание белые круглые валуны, положенные на большие камни. Здесь, на северном склоне скалы, на высоте около трех метров на плоскости размером 0,7 х 0,5 м обнаружены один выбитый незаконченный рисунок, несколько неопределенных резных изображений и 4 фигуры животных. Среди них два козла, пораженные стрелами и созданные, возможно, в древнетюркское время.

Рис. 1. 1а – Граффити Теректу Дьула, 1/2 натуральной величины; – Граффити Ело, 1/2 натуральной величины; – Красочные рисунки Калтака, 1/4 натуральной величины.

Более богатыми в петроглифическом отношении оказались скалы вблизи устья Теректу Дьула (по алт. – Тополиная речка) – также левого притока Аргута. Здесь нами обнаружено 13 участков с выбитыми и резными рисунками. Располагаются они на южных вертикальных плитках глинистого сланца, покрытых коричневой корочкой загара. Все они сосредоточены на площади примерно 5 метров в ширину и 2 метра в высоту. Выбитые рисунки находятся на самых больших и удобных плитах и представляют козлов. Наиболее интересные граффити повествуют о барсе, пронзенном из самострела, а также о гоне козлов. Эта последняя композиция наиболее выразительна в художественном отношении и декоративна по исполнению. Есть и совсем свежие рисунки, так что историко-художественный процесс продолжался здесь, по-видимому, не менее полторы тысячи лет.

Наиболее значительное количество рисунков было найдено на скале Калтак вблизи устья Шавлы – крупнейшего правого притока Аргута. Скала Калтак представляет собой величественное горное образование шириной и высотой не менее километра, сложенное из светлых пород, перемежающихся темными змеевидными слоями. Название скалы происходит от алтайского глагола “скакать”, “прыгать”. Действительно, как поясняют алтайцы, здесь водится много козлов, которые прыгают и скачут по скалам. Не случайно среди персонажей Калтака козлы занимают ведущее место.

Петроглифы находятся у основания скалы, недалеко от стоянки на протяжении примерно 70 метров. Наряду с древними изображениями немало современных надписей и рисунков. Всего тут нами обнаружено 28 небольших участков с различными рисунками – выбитыми, нарисованными углем, но по-преимуществу, резными. Наибольшее их количество сосредоточено в области небольшого грота с нависающими скалами. Самая интересная и развернутая композиция здесь с женской фигурой в свадебном наряде. Конь в этой композиции напоминает по рисунку коня с кудыргинского валуна.

В самой глубине грота, совсем близко от земли оказались два рисунка, прокрашенные по силуэту оранжево-кирпичным цветом. На первой и второй Турочакской писанице красочная масса обычно представляет собой довольно плотное и густое образование, хотя и там есть изображения, нанесенные тонким, почти прозрачным слоем. В Калтаке связующего в красочном пигменте почти не ощущается и рисунки кажутся нарисованными сухой пастелью. Возможно, они сделаны местной охрой. Во всяком случае краска легко стирается пальцем. Наверное поэтому рисунки сохранились плохо и контур оказался уже размытым.

Здесь представлено два животных, изображенных в достаточно условной манере без каких-либо реалистических деталей. Более всего в рисунках зверей угадываются черты лошади по длинным хвостам, длинным шеям и морде. Однако у правого животного задняя нога вообще как бы не от копытного животного, а морда напоминает лисью. Тем не менее алтайцы-охотники единодушно признали в этих зверях лошадей. Возможно, это действительно так. Азиатские табунные кони вообще сравнительно малорослые, с массивной головой. Большие торчащие уши, длинные шеи и параболические морды близки скульптурному образу коня на бронзовом навершии из Келермесского кургана начала VI в. до н. э. Левое животное крупнее правого, а у последнего заметно оттопырен хвост. Все это, по-видимому, говорит о том, что здесь представлены самка и самец, т. е. жеребец и кобылица перед их спариванием.

Красочные рисунки освещаются заходящим солнцем перед тем, как оно скрывается за скалистой грядой на противоположной стороне реки. И тогда эти красные фигуры горят на бело-желтом фоне камня как само закатное солнце. Сумерки, смена дня и ночи и символика красного цвета у пары животных связывались у многих народов с близнечными мифами1. Так, в индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней фигурировали божественные близнецы2. Они принимают участие в свадебных ритуалах и спасают гибнущих в водной пучине3, что важно здесь, в месте переправы на другой берег Аргута. Иногда мифологические близнецы считались родоначальниками людей; северная сторона в таких случаях воплощала близнеца мужского пола, а южная – женского4. В Калтаке северная фигура также изображает жеребца, а южная – кобылицу.

Весь рисунок построен на основе строгих расчетов. Однако вскрытые числовые закономерности во многом остаются неразгаданными. Не исключено, что расположение и размер фигур связан с тем, как они освещаются солнцем в дни равноденствия или солнцестояния. Так, можно обнаружить, что расстояние между ногами жеребца равно половине его длины, а у кобылицы – трети ее длины. Во всем просматривается опорная длина, равная 2 см и являющаяся размером головы жеребца. Этот модуль выделен шейным прогибом и вертикальным рисунком морды. Именно на эту длину отличается размер кобылицы (23 см и 21 см). На эту опорную длину оттопырен хвост жеребца, а на двойную – у кобылицы. Опять-таки на модульную величину уровень живота жеребца выше спины кобылицы, а уровень передних ног самца – ног самки.

Однако самое поразительное другое – это расстояние между лошадьми. В целом общий размер рисунка составляет 66 см, или 33 опорных длины. Промежуток между животными составляет 22 см, т. е. 11 опорных длин. Сам собой напрашивается вывод, что здесь, на этом промежутке надо видеть некоторое невидимое существо, скорее всего двойника лошади, по своим размерам нечто среднее между жеребцом и кобылицей и потому, наверное, бесполое. Видимо, не случайно тема близнечества иногда связывается с темой двойника человека или его тени5 и с невидимым миром6.

Вновь открытый памятник трудно датировать каким-то определенным временем прежде всего потому, что красочные рисунки на Алтае чрезвычайно редки. Турочакская писаница после нашего открытия новых изображений Бии теперь относится к эпохе развитой бронзы7. Известные же рисунки краской на Урале создавались, начиная с палеолита, до середины 2-го тыс. н. э.8. Предполагаемый временной диапазон создания коней Калтака, несомненно, значительно уже. Это, конечно, не палеолит. Более того, в них нет строгости очертаний, присущих эпохе бронзы. Возможно, что нижнюю границу по некоторым стилистическим признакам и по актуализации числовых пропорций можно отнести к эпохе раннего железа. Однако в этих статичных рисунках вовсе отсутствует внутренняя сила, присущая скифскому искусству. Верхнюю же временную границу, по-видимому, следует оставить ту же.

Примечания

1 Иванов В.В. Близнечные мифы // Мифы народов мира. В 2-х т. – М.: Сов. энциклопедия, 1980. – Т. 1. – С. 176.

2 Иванов В.В. Конь // Мифы народов мира. – Т. 1. – С. 666.

3 Топоров В.Н. Ашвины // Мифы народов мира. – Т. 1. – С. 144.

4 Иванов В.В. Близнечные мифы. – С. 176.

5 Там же.

6 Топоров В.Н. Ашвины // Мифы народов мира. – С. 144.

7 Маточкин Е.П. Новые петроглифы Бии // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск: ИИФИФ СО АН СССР, 1985. – С. 20–23; Молодин В.И., Маточкин Е.П. Вторая Турочакская писаница Горного Алтая // Природа, 1992. – С. 80–83.

8 Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1988. – С. 16–18.

© 1998 г. Республиканский краеведческий музей, Горно-Алтайск