В.Д. Кубарев

ДРЕВНИЕ РОСПИСИ БЕШОЗЕКА

Весной 1989 г. при обработке приусадебного участка в центре с. Бешозек (Шебалинский район Республики Алтай) была найдена массивная каменная плита с рисунками. В результате проведенных в тот же год охранных работ на месте находки обнаружено нарушенное погребальное сооружение1. Оно представляло собой каменный ящик (размерами 198 х 97 х 87 см), составленный из шести плит и ориентированный длинной осью по линии В – З.

На дне каменного ящика-гробницы костяк человека, на спине, черепом на запад (рис. 1, 1). Слева, у тазовых костей погребенного обнаружены: крупный комок охры в сумочке ?, орудие в виде продолговатой каменной пластины (рис. 1, 2), каменный оселок (рис. 1, 3) и фрагмент бронзовой пластинки (рис. 1, 4). Однако наиболее интересными в исследованном памятнике являются рисунки, нанесенные на трех плитах гробницы: восточной – поперечной (№1), северной (№2) и южной (№3) – продольных. Кратко опишем их, так как рисунки выполнены в различной технике : гравировка, штриховка, точечная, протирка и крашеные охрой.

Рис. 1. План погребения у с.Бешозек (1). Погребальный инвентарь:

2 – тесловидное орудие; 3 – оселок; 4 – фрагмент бронзовой пластины. Прорисовка фигур на плитах гробницы: 5 – гравировка и охра, плита №1; 6 гравировка, плита №2; 7 – сочетание гравировки, выбивки и техники протирки, плита №3.

Плита №1 (127 х 87 х 8 см). Прямо по центру, в ее верхней части тонкими линиями намечены очертания двух человеческих фигур, затем полностью закрашенных внутри темно-красной охрой (см. рис. 1, 5). Обе показаны в фас, с опущенными руками, заканчивающимися внизу длинными и заостренными лопастями. От головы первой (слева) фигуры отходит несколько коротких лучей-перьев, у второй – верхняя часть туловища не сохранилась. Высота фигур 19–20 см.

Плита №2 (160 х 83 х 7 см) сильно пострадала от времени. Ее внутренняя плоскость расслоилась на несколько тонких и небольших пластин. На одной из них сохранился рисунок, прочерченный неглубокими тонкими линиями. Изображены две антропоморфные фигуры, наклоненные вперед и обращенные друг к другу (см. рис.1,6). На их головах показаны овально-кольцевые “рога” или высокие головные уборы. Высота левой фигуры 28 см. У правой, несколько меньшей по размерам (высота 23 см), отсутствуют руки.

Плита №3 (152 х 80 х 9 см). В ее левой части глубокой гравировкой выполнены фигуры человека и фантастического хищника (см рис.1, 7). Человек изображен в сложном ракурсе: голова показана в профиль (намечен длинный нос, поперек лица проведена горизонтальная черта, над головой серия глубоких точек); туловище развернуто, т. е. выполнено в фасной проекции (руки согнуты в локтях, пальцы кистей намечены глубокими точками и короткими черточками); две ноги также даны в профиль (широко расставлены и слегка согнуты в коленях, ступни изображены схематично и направлены вправо). Между ног, от пояса фигуры отходят две полосы – украшение ритуального костюма? В целом создается впечатление, что древний художник-медиатор, используя несложные приемы, стремился показать фигуру человека в движении. Высота фигуры 24 см.

Над человеком, в той же технике граффити выполнена крупная фигура хищника фантастического облика (см. рис. 1, 7). Она также показана в профиль и ориентирована головой вправо. У зверя приоткрыта пасть, в которой изображены острые клыки (по 8 в верхней и нижней челюстях)*. Глаз вырезан в виде небольшого кружка. Возможно, на голове зверя было выполнено ухо, но оно оказалось полностью сколотым. Резными линиями, покрывающими туловище и длинный хвост, заброшенный на спину, наверное, имитирована шерсть зверя. На передней ноге нанесен косой крест. Может быть такой же косой крест был нанесен и перед мордой хищника, от которого сохранились только две коротких черты (см. рис. 1, 7). Высота фигуры 22 см.

В центральной части плиты изображены три “солнцеголовых” существа (см. рис. 1, 7). Они показаны в позе, теперь уже каноничной для целого ряда персонажей каракольской культуры. Как правило это фасное изображение, с опущенными вниз руками, в которых антропоморфы держат какие-то предметы, – ноги расставлены в стороны2.

Первая (слева) фигура выполнена сочетанием гравировки, выбивки и протирки. Тонкими линиями намечен абрис изображения, затем заполненный внутри точечной выбивкой. В технике граффити также выполнено лицо персонажа и предметы в виде заостренных на концах лопастей. Причем, в правой руке этот предмет один, в левой – два. От массивной округлой головы, обозначенной более глубокими врезными линиями и точечной выбивкой отходят лучи-перья. На небольшом расстоянии от лучей нанесена серия углублений каплевидной формы. Детали лица проработаны очень тщательно: вырезаны брови, маленькие круглые глаза, рот намечен одной дугообразной черточкой. На лбу, между глаз сплошной протиркой изображен треугольный мысок. Той же техникой выполнена широкая поперечная полоса, почти полностью закрывающая нижнюю часть лица. Высота фигуры 43 см.

Вторая (центральная) фигура выполнена в том же стиле, что и первая, но в несколько иной технике. Она также набросана тонкими эскизными линиями, но туловище, ноги до колен, руки до локтей протерты частыми вертикальными и косыми штрихами, сливающимися в сплошную протирку. От головы овальной формы отходят лучи-перья. Они нанесены неглубокими слабо различимыми линиями и часть их восстанавливается с трудом. На лице изображены округлые глаза с точками-зрачками, на месте носа – поперечная полоса, выполненная техникой протирки. Короткой дугообразной черточкой обозначен рот. В руках аналогичные предметы, изображенные на первой фигуре. Высота рисунка 37,5 см.

Третья фигура сохранилась лишь частично. Она, как и уже описанные, копирует тот же персонаж, т. е. это опять фасная фигура с лучевой короной. Ее руки опущены вниз и переходят непосредственно в длинные, заостренные книзу лопасти. Высота этой фигуры 45,5 см.

Следует отметить, что на всех плитах, использованных для сооружения гробницы в Бешозеке, имеются чашечные углубления (помечены на предлагаемых рисунках черными кружками). Они, возможно, древнее росписей и гравировок, которые были нанесены уже в момент погребения. Вероятно, ранее эти плиты служили в качестве стел, получивших в литературе название “чашечных камней”3, а затем вторично использованных для погребальных целей, как это наблюдается в Караколе4 и Озерном5.

Рисунки на плитах бешозекской гробницы, отличаясь тщательностью исполнения и в некоторой степени реализмом, все же повторяют, почти копируют основные сюжеты и персонажи Каракола. Это опять все те же пары “солнцеголовых” и “быкоголовых” существ, не отличающиеся по иконографии от каракольских. Те и другие входят в законченные композиции, организованные и подчиненные замкнутому пространству и форме погребального сооружения. Сюжетная и культурная взаимосвязь их не вызывает сомнений. Подмеченная в Караколе закономерность: нанесение большего числа рисунков на южной внутренней стороне гробницы6, повторилась и в Бешозеке. Здесь только на одной южной плите гробницы выполнено пять различных изображений, на восточной и северной плитах всего по две фигуры.

Наверное рисунки были предназначены не только для умершего, но и для живых людей, принимавших участие в погребальной церемонии. В заключительном цикле “проводов” сородичи еще раз обозревали, как бы “проигрывали” сцены магических действий, изображенных на стенках гробниц. Главные персонажи этих действий были хорошо известными и благодаря изобразительным канонам (типичных для многих религий и мировоззренческих схем) хорошо узнаваемыми. Отсюда и удивительное сходство, вплоть до мельчайших деталей, изображений Каракола, Бешозека и Озерного.

Пантеон персонажей (духов или богов?) каракольской культуры немногочислен и круг его вроде бы уже очерчен известными изображениями Каракола, но на плитах Бешозека появился еще один новый образ, до сих пор неизвестный в репертуаре каракольского искусства. Это гравированный рисунок “фантастического” хищника, которого с тем же основанием можно назвать волком или собакой из-за отсутствия в изображении синкретичных черт. Но тем не менее большие размеры фигуры, не уступающие размерам антропоморфных существ, весьма характерная поза зверя позволяют включить его в ряд известных изображений фантастических хищников окуневского типа7. Все хакасские и алтайские (в петроглифах) изображения этого зверя имеют одинаковые признаки: широкое в плечах и суженное к крупу туловище, открытую зубастую пасть, тонкие и длинные (птичьи) ноги, загнутый за спину полосатый или зубчатый хвост. Бешозекский зверь показан в близкой изобразительной манере и к тому же маркирован магическим знаком в виде косого креста. Одни исследователи относят его к солярным символам, другие к хтоническим. Аналогичные знаки сопровождают не только многие изображения хищников8, но и нанесены на туловищах гравированных быков окуневской культуры9. Становится понятным, почему бешозекский хищник показан во взаимодействии с “солнцеголовыми” существами. Хотя его поза и статична, но все описанные детали подчеркивают агрессивность и экспрессию, – направленность мифического зверя на главный объект преследования.

Несомненно этот лаконичный сюжет наглядно иллюстрирует древнейший сибирский миф о космической погоне. В его основе чудовище или зверь (медведь, волк, собака) охотится на светлое лучезарное божество, солнце и звезды10. В окуневском искусстве миф о космической погоне выглядит как преследование фантастическим хищником идущего на запад быка, отождествляемого с Солнцем. В бешозекском варианте этого мифа образ Солнца предстает уже в человеческом облике с солярными атрибутами. Причем хищник изображен обращенным вправо, как и многочисленные воплощения его в окуневском искусстве, т. е. и он направлен на запад**. По мере развития мифологических представлений роль преследователя Солнца, солнечного божества отводится зооантропоморфному образу охотника, например, вооруженного луком, как это иллюстрируется в каракольском варианте мифа о космической погоне. Или в оппозиции восточных (красных) “духов” с западными (черными) “демонами”, символизировавшей противостояние добра и зла, борьбу между светом и тьмой, извечную борьбу жизни со смертью11.

Новый бешозекский персонаж каракольской культуры дает возможность синхронизировать отдельные изображения фантастических хищников в петроглифах Алтая. Например, время выполнения рисунка необычного зверя, явно фантастического облика, на скалах Калбак-Таша можно удревнить по аналогии с бешозекским хищником. Однако и ранее предложенная дата (середина П тыс. до н. э.) для калбакташской “химеры” представляется достаточно обоснованной12. Самое любопытное, что композиция из Бешозека близка по содержанию к калбакташской, где хищник также изображен приготовившимся к нападению на группу человеческих фигур. Попытка интерпретации этого небольшого сюжета с привлечением мифологии и данных по этнографии, как полагает автор, была успешной, что собственно подтверждается еще одним синхронным изобразительным “текстом” из Бешозека, мифологическое содержание которого теперь не вызывает сомнения.

Помимо небольшой, но великолепной серии рисунков в погребении из Бешозека оказался сопроводительный инвентарь. Он, хотя и малочислен, но имеет важное значение потому, что большая часть захоронений каракольской культуры оказалась безынвентарной. Три предмета, найденные при погребенном в Бешозеке, невыразительны. Их нельзя использовать для хронологических и, тем более, культурных определений ввиду их частой встречаемости в различных и разновременных памятниках Сибири. Также трудно определить назначение этих предметов. Применялись ли они в качестве орудий труда или были культовыми? Тем не менее, рассмотрим их подробнее.

Первое орудие ( размером 14 х 2,5 см) представляет собой продолговатую каменную пластину с одним подтесанным концом ( рабочая часть?) и противоположным – округлым и зашлифованным ( рукоять?). Возможно, оно использовалось как нож или легкое тесло.

Второе орудие ( размером 16 х 2 см), вроде бы не вызывающее сомнения относительно его применения как точильного бруска, имеет аналогии прежде всего в инвентаре погребений окуневской культуры. Подобные предметы, известные также в китойских и глазковских могилах Прибайкалья, исследователи определяют как орудие для вязания сетей13. Если же обратиться к более близким в территориальном отношении параллелям, то идентичные предметы (определяемые как оселки) найдены на Алтае14 и в Восточном Казахстане15. Все они датируются андроновским временем, т. е. почти синхронны датам некоторых погребений каракольской культуры Алтая. Третий предмет – обломок какого-то бронзового орудия (может быть ножа?), только еще раз подтверждает, что погребальный комплекс в Бешозеке относится к эпохе ранней или развитой бронзы.

Местонахождение рассмотренных предметов в бешозекском погребении также любопытно и возможно перекликается с погребальной традицией афанасьевской культуры. Во многих погребениях этой культуры, а особенно исследованных в последние годы на средней Катуни, также как и в захоронениях Каракола не найдено каких-либо предметов. Вместе с тем в других афанасьевских курганах, как впрочем и в погребениях каракольской культуры, найдены немногочисленные наборы сопроводительного инвентаря. В их состав неизменно входили каменные орудия (“колотушки”, песты, терочники и др.). Причем некоторые из них, например песты фаллической формы, исследователи часто определяют как предметы культового назначения. Их местонахождение “стопкой”, “кучкой” у левого бедра или под тазовыми костями погребенных отмечено во многих раскопанных курганах афанасьевской культуры Алтая16. Идентично расположение близких по форме каменных предметов и в погребении из Бешозека. Какая-то семантическая связь прослеживается между этой древнейшей погребальной традицией и еще одной уникальной находкой – целой серией каменных пестов и терочников, обнаруженных “стопкой” у основания архаичного оленного камня на р. Юстыд***. Тщательно отполированные, эти жезловидные песты не имели следов сработанности, что наряду с находкой в одном “кладе” камней фаллического облика позволило прийти к выводу о ритуальном характере пестов, связанных с культом плодородия или точнее, культом плодовитости применительно к скотоводческому хозяйству древнего населения Алтая17.

Итак, в Бешозеке открыто еще одно уникальное погребение каракольской культуры, в настоящее время датируемое началом или серединой П тыс. до н. э. Это уже третий объект в ряду ранее исследованных погребально-поминальных комплексов Каракола и Озерного. Конечно, сами памятники, да и материалы из них все еще малочислены. Они пока не позволяют осветить все стороны материальной и духовной жизни населения каракольской культуры. Однако источниками изучения новой культуры Алтая являются не только могильники, но и “чашечные камни”, стелы окуневского типа, а также многочисленные алтайские петроглифы эпохи бронзы, среди которых уже выделен каракольский пласт рисунков.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

* Числа 8, 12, и 16, очевидно, были сакральными у каракольцев, Так на плитах Каракола головные уборы или маски фантастических существ имеют по 8, 12 и 16 лучей-перьев [Кубарев, 1988, с. 31, рис. 19; с. 60, рис. 44; с. 61, рис. 45 ].

** В полном соответствии с движением хищника на запад соотносится и конструкция каменного ящика, в котором плита с рисунками длинной осью ориентирована с востока на запад.

*** “Саблевидная” форма этого камня напоминает окуневские стелы, что дает основание предположить о вторичном использовании этого мегалитического памятника под оленный камень.

1 Кубарев В.Д., Ларин О.В., Суразаков А.С. Новый памятник каракольской культуры в Бешозеке // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. – Горно-Алтайск: ГАГПИ, 1992. – С. 45; Суразаков А.С., Ларин О.В. К семантике каракольских писаниц // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. – Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1994. – С. 31.

2 Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. – Новосибирск: Наука, 1988. – С. 29, рис. 18; С. 59, рис. 43, и т.д.

3 Кубарев В.Д. Чашечные камни Алтая // Материалы по археологии Алтая. – Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1986. – С. 68.

4 Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. – Рис. 5, 57, 67.

5 Кубарев В.Д., Соенов В.И., Эбель А.В. О новых памятниках каракольской культуры в с. Озерном // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. – Горно-Алтайск: ГАГПИ, 1992. – С. 50; Соенов В.И., Эбель А.В. К интерпретации изображений эпохи бронзы из Озерного // Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая. – Горно-Алтайск: ГАГУ, 1994. – С. 24.

6 Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола – С. 125–126.

7 Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры // Памятники окуневской культуры. – Л.: Наука, 1980. – C. 140–144; Леонтьев Н.В. Стела с реки Аскиз // Окуневский сборник. – СПб., 1997. – С. 222–236.

8 Леонтьев Н.В. Стела с реки Аскиз. – С. 224, рис. 4, 5.

9 Леонтьев Н.В. Гравированные изображения животных в могильнике Черновая УШ // Памятники окуневской культуры. – Л.: Наука, 1980. – C. 121–122; Подольский М.Л. Овладение бесконечностью // Окуневский сборник. – СПб., 1997. – С. 184, рис.8, ж, и, к; рис. 12.

10 Хлобыстина М.Д. Древнейшие южно-сибирские мифы в памятниках окуневского искусства // Первобытное искусство. – Новосибирск: Наука, 1971. – С. 172–175; Леонтьев Н.В. Стела с реки Аскиз. – С. 225; Студзицкая С.В. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры // Окуневский сборник. – СПб., 1997. – С. 251–258..

11 Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. – С. 33, рис. 21; С. 71, рис. 55.

12 Кубарев В.Д. Антропоморфные хвостатые существа алтайских гор // Антропоморфные изображения. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 164.

13 Максименков Г.Б. Могильник Черновая УШ – эталонный памятник окуневской культуры // Памятники окуневской культуры. – Л.: Наука, 1980. – C. 23; С. 109, табл. ХУШ, 18.

14 Абдулганеев М.Т., Кирюшин Ю.Ф., Кадиков Б.Х. Материалы эпохи бронзы из Горного Алтая // Археология и этнография Алтая. – Барнаул: АГУ, 1982. – С. 57, рис. 8, 6.

15 Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы // МИА. – М.-Л., 1960. – №88. – С.57; С. 240, табл. ХLYII, 12, 13, и т.д.

16 Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – С. 41, табл.УI, 12, 13; С. 58; Берс Е.М. Из раскопок в Горном Алтае у устья р. Куюм // Бронзовый и железный век Сибири. – Новосибирск: Наука, 1974. – С. 24, рис.5, 3 и др.

17 Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая. – Новосибирск: Наука, 1979. – С. 19–23, рис. 11; С. 85–86.

 

© 1998 г. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск