Рецензия

В.В.Павловский.

Ювенология: становление науки о молодежи. –
Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та. – 1997. – 186 с.

Одна из отличительных особенностей современного этапа развития науки – дифференциация системы знаний: появляются новые проблемные области, складываются новые научные дисциплины.

Всплеск молодежной активности во второй половине 60-х годов в значительной мере стимулировал внимание исследователей разных стран к данной группе населения, итогом чего стало начало формирования ювенологии как новой отрасли научного знания.

В ее разработку внесли заметный вклад несколько поколений исследователей молодежи: Л.Розенмайер, Ф.Малер, М.Карват, В.Миляновский, К.Господинов, П.Митев, И.М.Ильинский, пришедшие в результате острейших дискуссий к пониманию молодежи не только как особого объекта, но и как замкнутого в себе предмета изучения. Другими словами ювенология в зарубежных странах – факт общепризнанный, отражающий устоявшиеся представления о правомерности данной научной дисциплины.

Из-за определенных идеологических условий советские и российские исследователи молодежных проблем ощутимо отстали в осмыслении молодежного социума. Отсюда интерес к вышедшей недавно монографии известного сибирского исследователя, доцента Красноярского аграрного Университета Валерия Владимировича Павловского. Подобная работа – запоздалая ласточка, напоминающая нам о завершении длительного этапа дискуссий по поводу правомерности ювенологии как науки, об остроте противостояния в 60-80 годы советских и “буржуазных” авторов.

Замысел автора сводится к стремлению охватить разрозненный научный материал, на базе которого перед нами предстает первый, может быть, еще не до конца сформировавшийся вариант ювенологии, определяется ее логика и методология, единый понятийный аппарат, намечаются перспективы ее развития.

В качестве исходного положения в работе принимается тезис о том, что молодежь выступает отражением всей совокупности общественных отношений, существующих в обществе, и делается вывод, что становление личности молодых людей происходит в различных сферах общественной жизни, где и реализуются указанные общественные отношения.

Методология работы В.В.Павловского позволяет своевременно предсказывать и разрабатывать меры по предупреждению социальных болезней молодежи, синдромов “потерянных поколений”, “лишних людей” и т.д.

Автор книги строит широкую панораму становления молодежи в важнейших сферах общественной жизни – экономической, политической, духовной, семейно-бытовой, доказывая продуктивность принятой им концепции общей теории ювенологии.

Особое внимание автор уделяет предмету, языку, функциям ювенологии, прорисовке исследовательских подходов. Автор показывает, что по данным компонентам науки ювенология имеет все необходимые предпосылки для самостоятельной науки обобщающего плана, своеобразной метатеории, дающей новую жизнь соответствующим молодежным разделам социологической, педагогической, медицинской и других дисциплин.

В работе подчеркивается, что в силу единства научного знания и отсутствия во многих областях науки специальных молодежных разделов, ювенология способна интенсифицировать развитие научных дисциплин различного профиля, формировать условия для реализации междисциплинарности. Все это позволяет рассматривать ювенологию не только в качестве составляющей части науки о возрасте, но и в качестве социально-философской теории молодежи и молодости.

В работе последовательно раскрывается молодежный аспект концепции устойчивого развития цивилизации. В этом отношении книга В.В.Павловского полностью соответствует концептуальным и эмпирическим критериям молодежных программ ЮНЕСКО, в которых проблемы молодого поколения, воспитания и образования предстают как глобальные, промедление с разрешением которых чревато многими опасностями.

В книге В.В.Павловского предпринята попытка возрастной, социально-структурной и медико-биологической классификаций состава молодежи, выводящая в итоге на новый уровень осмысления процесс становления личности молодых людей, меры социального потенциала личности молодого возраста.

Тем самым создается возможность предметного изучения природы социальной запущенности, а также социального форсажа молодежи, когда, например, порой на высшие государственные должности выдвигаются чуть ли не выпускники высшей школы.

Автор книги показывает, что личность молодого человека – явление “векторное”: трудовые, учебные, профессиональные и иные ориентации молодежи являются важным залогом социальной стабильности общества, его благополучия, уверенности народа в будущем страны.

Автор подчеркивает, что проблемы молодежи – это в значительной мере проблемы XXl века, находящегося перед лицом нарастания кризиса цивилизации, “бьющей через край актуальности разрешения глобальных проблем”.

Разумеется, рецензируемая работа не лишена уязвимых мест, определенных недостатков. Это касается обоснованности выделения отдельных разделов работы, ряда формулировок, соотношения теоретического и эмпирического.

Следовало, по-видимому, более широко использовать результаты как российских, так и зарубежных социологических исследований.

В целом же отметим, что появление данной работы это серьезный рубеж в развитии системы знаний о молодежи, отражение завершившихся дискуссий последних десятилетий о необходимости и правомерности ювенологии как науки.

Сегодня открываются новые ориентиры на этом пути, ускользающие горизонты постмодернистской реальности.

 

У 1998 г. С.Н.Першуткин,

Сибирская Академия гос. службы