В.И.Бойко

СИБИРЬ – XXI ВЕК:
РАМОЧНАЯ ПЛАТФОРМА РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ

Предлагаемый вариант Рамочной платформы представляет собой первую стадию исследовательской работы по объединению сил, заинтересованных в развитии Сибири, которые можно было бы интегрировать на основе Комплексной программы координации исследований (вторая стадия).

Главная цель объединенияразработка новой Концепции Сибири, в которой необходимо ответить на вызов времени – определить статус Сибири; ее региональные интересы; правовые решения; гуманитарное пространство и другие составляющие, определяющие ее субъектность как в глобальном, так и региональном Российском измерении на рубеже XXI века. Рамочная Платформа предусматривает возможность предложения различных и в т.ч. альтернативных версий развития Сибири и анализа существующих и вновь формируемых стратегических инициатив: программ, концепций, доктрин, проектов и т.п.

Прежде чем начать работу по объединению сил, необходимо ответить на некоторые принципиальные исходные вопросы.

Можно ли вообще ставить вопрос о новой концепции развития “могущества” Сибири, или исторический “поезд” уже ушел, и окружение “близкое и далекое” не позволит этого сделать?

Анализ глобальной ситуации позволяет оценивать возможности России и Сибири с известной долей оптимизма:

– мировое сообщество переживает глобальный и всеобъемлющий кризис, поиски выхода из которого затрагивают интересы всего человечества. Россия и Сибирь таким образом не представляют особого “изолята”, а выступают в качестве элемента во всеобщем процессе;

– геополитические сценарии мира XXI века, формирование нового баланса сил находятся еще в стадии предстартового обсуждения, что позволяет сделать свой выбор;

– новое мироздание еще не завершено, не сделан принципиальный выбор геополитической альтернативы – будет ли формироваться многополярный мир или монополярный, где “новый миропорядок” создается одним претендентом на мировое господство;

– мировое сообщество с нарастающей активностью отстаивает точку зрения, что любая территория Планеты, обладающая ресурсами, должна быть субъектом своего развития. Политическая, правовая, экономическая, гуманитарно-культурная бессубъектность не может сохраняться в XXI веке.

Эти объективные условия определяют не только возможность, но и необходимость разработки новой Концепции развития Сибири в XXI веке. Геополитическая ситуация включает сегодня Россию, а, следовательно, и Сибирь, в процессы поиска новой модели мироздания. Сибирь должна, обязана использовать этот шанс и зафиксировать свое место в сценариях мироустройства. И начинать необходимо с разработки Концепции.

Федерально-российская и региональная ситуация также определяет необходимость и своевременность разработки новой Концепции Сибири. Найдут ли в себе силы центральные структуры управления, которые интерпретируют и выражают государственные интересы, для осознания того, что “Россия будет прирастать могуществом Сибири”, и что выход из глубокого и затянувшегося кризиса России немыслим без могущественной Сибири, Дальнего Востока и Урала? И что сегодня необходимо “уточнить” выражение М.В.Ломоносова: “Российское могущество прирастать будет Сибирью”. Можем ли мы сегодня взять его в качестве основного положения объединения сил, ориентированных на создание могущественной Сибири, прочтя его в несколько измененной редакции: “Россия будет прирастать могуществом Сибири!”?

Вряд ли Сибирь станет “могущественной” если она сама не сможет найти соответствующие концептуальные и технологические решения использования своего потенциала, соответствующие институты и правовые основания для этого. Достижение такой цели требует не только разработки новой теоретической концепции, но и технологий ее реализации практически во всех сферах жизнедеятельности Сибирского региона. А это означает, прежде всего, анализ слабых и сильных компонентов Сибири, ее положения в гео- и региональном пространстве. Следует напомнить, что Сибирь, с точки зрения благосостояния населения за всю историю была полуколонией, сырьевым придатком со слабой компенсационной политикой центра ее социальной составляющей.

Возможно ли использовать в качестве универсальной собирательной идеи развития Сибири ее Региональные интересы как составную часть Государственных интересов или она по-прежнему будет оставаться объектом вожделений всех жаждущих новых ресурсов для своих ГИ? Способна ли Сибирь к осознанной эволюции, исходя не только из государственных, но и своих региональных интересов? Может ли элита Сибирского сообщества (управленческая, научная и т.п.) разрабатывать, выражать, контролировать и корректировать систему регионально-сибирских интересов? Каким должно быть оптимальное и неконфликтное сочетание (сожительство) универсальных Планетарных интересов, Национально-Государственных, Региональных, этнических интересов, корпоративных интересов, в их системном единстве?

Принципиальным становится и осознание необходимости создания системы государственности и самоуправления, регионального, правового поля и правовой защиты, правовой регуляции освоения и использования промышленно-экономического потенциала в интересах Сибири и т.д. и т.п. Вряд ли возможно говорить о построении могущественной Сибири и решении выше обозначенных вопросов, не создав правовой базы, начиная от объединения усилий субъектов Российской Федерации на территории Сибири на конституционно-правовой основе и до разграничения функций Центр – Сибирский регион.

Подлежат правовому регулированию и экономические программы, программы освоения Сибири, прежде всего их социальной и экономической составляющей в интересах Сибири. Только “экономического” взгляда становится явно недостаточно. Необходимо коренным образом пересмотреть существующие подходы к будущему. Нужны новые парадигмы и новые представления. В устойчивом развитии главное – человек, люди. Это и субъект движения и объект. Развитие устойчивоеэто человеческое развитие. В этом и состоит некоторая особенность предлагаемой Рамочной платформы.

В структуре рамочной Платформы выделяется несколько крупных направлений, на наш взгляд, необходимых для понимания Сибири как целостного социального организма и разработки концептуальных положений в контексте цивилизационных и региональных процессов XXI века.

I. Система ценностей устойчивого развития.

II. Место Сибири в геополитических реалиях и прогнозных стратегических инициативах.

III. Современная и прогнозная парадигма взаимодействия (диалога) Запад – Сибирь – Восток.

IV. Сибирь в международном и региональном правовом пространстве: альтернативы государственно-правовой субъектности.

V. Система социальных ценностей в стратегии экономического развития Сибири.

VI. Этнокультурная, гуманитарно-социальная, интеллектуально-образовательная субъектность человека в Сибири (Развитие гуманитарного пространства Сибири).

VII. Наука, образование: социальная функция в интересах устойчивого развития Сибири.

Итак, предлагаемая работа рассчитана на объединение сил заинтересованных в разработке концепции “могущественной Сибири”, концепции “Сибирь – XXI” как субъекта и социального организма с необходимыми институтами власти и управления для выполнения функций регионального “полюса притяжения” и как составной части единой России.

Поставим в данном тексте некоторые вопросы, требующие концептуальных ответов по направлениям работы.

Первое направление:
Система ценностей устойчивого развития

Противоречивый характер слабо сбалансированного общественного развития наблюдается на всех уровнях взаимодействия: общество – природа; государственно-территориальные сообщества; этносы; индивиды. Основная цель и трудность – это переход системы общественного развития из кризисного, слабо сбалансированного состояния – в устойчивое развитие. Устойчивое развитие подразумевает определенный баланс непрерывности и длительности во времени отношений между обществом и окружающей средой, между социальными системами и территориально-государственными сообществами, между обществом и его социальными, экономическими, культурными и т.п. сферами.

Возможно ли устойчивое развитие мирового сообщества в обозримом будущем? Или это очередная утопия, несбыточная мечта интеллигентствующих людей? Реалии планетарной ситуации и взаимодействия сообществ на различных уровнях не порождают оптимизма. Россия переживает период крайней неустойчивости без “просвета в тупике”. Но именно это состояние определяет необходимость разработки концептуального сценария стабилизации и основных стратегических и технологических решений, обеспечивающих формирование устойчивого развития. На возможность формирования концепции устойчивого развития оптимистически позволяет смотреть и общественное движение. Открытый характер предложений на многих общечеловеческих форумах (ООН, ЮНЕСКО, “Конференция Рио”, общественные движения, объединения и т.п.) относительно способа и механизмов согласования всеобщих, социально-групповых и индивидуальных интересов и потребностей на гуманно-человеческой основе подтверждает важность задачи переосмысления принципа антропоцентризма, роли новых ценностных составляющих в структурно-функциональных изменениях социоприродных и социальных систем.

Может ли Сибирь, как региональная составляющая России, разрабатывать Концепцию устойчивого развития в условиях, когда нет соответствующей Концепции России? На наш взгляд не только может, но и должна, ибо сложившаяся ситуация как в глобальном, так и в федерально-региональном пространстве на рубеже XXI века ставит эту задачу перед всеми субъектами своего развития.

Возникает настоятельная необходимость выработки новых подходов в понимании становления, функционирования и развития системы, которая характеризовалась бы ростом организованности, упорядоченности и устойчивости. Это предполагает, прежде всего, создание Концепции устойчивого социального развития как глобального сообщества, так и локально-регионального образования.

Разработка Концепции потребует обоснования целого ряда принципов и фундаментальных теоретических оснований. Прежде всего, разработка Концепции устойчивого развития становится практически невозможной, если нет теоретической Концепции “Общественного идеала”, на основе которой можно было бы выстроить цели, ориентиры, индикаторы как общецивилизационного развития, так и развития государств, этносов, индивидов. В России же “перестройка”, “демократическое реформирование” происходили и происходят без определения “Общественного идеала”. Ваучеры, рынок, приватизация и т.п. по сути могут рассматриваться как технологические цели. В конкретной российской действительности они выполняли роль “идеала” определенной группы, не ориентированной на национально-российские интересы, и изначально не могли выступать целенаправляющей и организующей силой объединения общества. Отсутствие “Общественного идеала” в реформируемой России неизбежно привело к разбалансированию общегражданского согласия и как следствие – к глубочайшему кризису не только в экономике, политике, но и в культуре, духовности гражданина России.

Общественный идеал может быть выражен системой ценностей. Необходим поиск нового представления о ценностях, их структуры в общественных системах, их системообразующих и целенаправляющих функций в развитии человеческой цивилизации. Здесь важно подчеркнуть необходимость разработки “ядра ценностей” устойчивого развития, а следовательно, общезначимых целей и ориентиров, принятых на основе консенсуса как на общепланетарном уровне, так и на уровне организованных сообществ. Этот консенсус возможен, ибо вопросы выживания человеческой цивилизации все более волнуют широкие слои сообщества.

Разумеется, общественный идеал, система ценностей, разрабатываемые в связи с Концепцией “Сибирь – XXI век” не представляет нечто “свое”, “отдельное” и не является “составной частью” Концепции России. Это органичное целое с общероссийским ядром общественного идеала и системы ценностей. Региональные, национальные особенности подчеркивают многообразие оттенков на основе демократической субъектности региональных и этнических сообществ. Разработка Концепции общественного идеала, системы ценностей требует нового прочтения теории социальной справедливости, переосмысления структуры потребностей и разработки других важных теоретико-концептуальных решений. В силу глобальности грядущих преобразований, необходимость системного единства таких составляющих очевидна. Да и сами эти составляющие представляют собой сложную систему элементов, которые также нуждаются в исследовании.

Трудность перехода к устойчивому развитию не сводится только к разработке Концепции, к определению системы ценностей, целей, ориентиров движения, она состоит и в организации самого движения, а следовательно, в разработке специальных социальных технологий, которые служили бы средством для перевода различных социальных процессов и явлений из сегодняшнего состояния – в прогнозируемое будущее.

 

Второе направление:
Место Сибири в геополитических реалиях и прогнозных
стратегических инициативах

Концептуальное представление о месте (статусе) Сибири требует ответа на целый ряд вопросов изменяющегося геополитического пространства мира как системы, а также возможных прогнозных сценариев России.

Общемировые условия на рубеже XXI века определили необходимость поиска геополитической парадигмы: переход от биполярности (два полюса, два центра силы – США и СССР) к новому мирозданию: монополярности (один полюс, один центр силы – США) или полицентризму, т.е. многополюсному миру.

Способны ли США как оставшаяся сверхдержава в ранге полюса (центра) силы “упорядочить мировые процессы как единственный гегемон миропорядка?” Позволят ли развитию этого сценария нарастающие полюсы силы (Евросоюз, Япония, Китай и др.) освободившиеся от “игры” в партии противостояния США-СССР, навязанной “холодной войной”?

Но и “молодые” полюса, формировавшиеся еще в “чреве” биполярного мира (50-70 годы) смогут ли реализовать свой потенциал, повысить статус и мировое значение в борьбе с реальной претензией США на единственного гегемона миропорядка? Как скоро “многополюсной сценарий” выйдет из своего стартового состояния? [4].

Россия, потеряв статус одного из 2-х полюсов биполярного мира, должна избрать сценарий для формирования концепции своего будущего: монополярности во главе с США или полицентризма, многополюсного мира? Принесло ли успех России “вхождение в цивилизованный мир” под патронажем США в прошедшем десятилетии? Стала ли Россия равноправным партнером США, составной частью единого гегемона – центра силы мироздания? Можно ли говорить о том, что гегемон (США) на третьей стадии “партнерства” США – Россия формирует из России свой тендер сырья, науки и военного потенциала? Сможет ли Россия уйти из этого сценария развития миропорядка? Оставит ли гегемон этот шаг России без внимания, “санкций” и мобилизации пятой колонны?

Но и выбор второго сценария связан с трудностями. Сможет ли Россия войти в сценарий многополюсного мира? Есть ли в России потенциал, способный гарантировать статус полюса притяжения, центра силы, наряду с заявившимися? Есть ли в России сила, ориентированная на национально-государственные интересы России, которая сконцентрирует усилия на выход из-под контроля США и поможет России обрести необходимую самостоятельность? Найдется ли политическая воля изменить курс страны на проведение реформ, соответствующих национально-государственным интересам России? Позволят ли России сделать это?

Разумеется, ответ на эти вопросы во многом определит и место Сибири в геополитическом пространстве мироздания. И все же поставим несколько вопросов.

Каков должен быть уровень субъектности Сибири (политический, правовой) для активного и действенного участия ее в решении проблем глобально-планетарной динамики, в разрешении общественного кризиса в России?

Сибирь, Урал и Дальний Восток только ли территориально-экономический и природно-ресурсный базис формирования национальных целей России?

Может ли и должна ли Сибирь играть существенную роль в качестве стабилизатора геополитического баланса сил в динамике мирохозяйственного и социокультурного полицентризма Северной Азии? Какова роль Сибири как азиатского геопространства России? Может ли она стать значимым фактором смягчения стратегических проблем глобальной цивилизации и устойчивости мирового развития в контексте императивов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год)? Какова роль Сибири как азиатского геопространства?

Таковы далеко не исчерпывающие вопросы, которые необходимо учитывать, разрабатывая концептуальные представления о положении, месте Сибири в геополитическом и национально-государственном пространстве России.

 

Третье направление:
Современная и прогнозная парадигма взаимодействия (диалога)
Запад – Сибирь – Восток, Север – Сибирь – Юг

Сибирь занимает не только по потенциалу, но и географическому положению особое место во внешней деятельности России. Это территория Севера и Северо – Востока Азиатского материка, граничащая со многими крупнейшими государствами Востока и Юго – Востока и имеющая с ними транспортные коммуникации. Россия как “трансрегиональная держава” в системе Запад-Восток приобретает это качество, свойство за счет Сибири и Дальнего Востока. Могут ли эти регионы играть более существенную роль, выступая в качестве соединительного “моста” Запад-Восток во всех проявлениях жизнедеятельности (политика, культура, экономика и др.)? Или регионы будут по прежнему выполнять функцию транспортной коммуникации и поставщика сырья по “планам” Центра?

Может ли “геополитический крест” “Север-Юг”, “Запад-Восток” в цивилизационном прафеномене России реализовываться без активной всесторонней деятельности Сибири, Урала, Дальнего Востока, территориально-экономический, природно-ресурсный, интеллектуально-культурный базис которых определяет выход России из кризиса? Активизация “Восточной политики” России немыслима без осознания необходимости изменения политики Центра в отношении Сибири. Нужен кардинальный пересмотр ориентаций Центра на национально-государственные интересы и их региональные составляющие.

Сможет ли Сибирь занять соответствующую нишу в геополитическом взаимодействии России? Сможет ли она мобилизовать для этого не только политические механизмы, но и эффективно использовать объективные факторы своего положения: географически – пространственное; природно-сырьевой, промышленно-производственный, научный потенциалы; коммуникационно-транспортные связи и другое.

Географически-пространственное положение Сибири в “кресте Запад – Восток, Север – Юг” обеспечивает дифференцированную реализацию этого ее потенциала во взаимодействии с различными государствами и объединениями.

Взаимодействие Сибири с регионами может осуществляться:

– через центральные институты России, когда правовые акты определяют исключительную компетенцию Центра;

– непосредственное взаимодействие:

а) Сибирь – как единый регион, располагающий правовыми возможностями (деятельным центром, закрепленными Конституцией правами и т.д.);

б) административные территории (губерния, республика, регион и другие субъекты международного взаимодействия;

в) прямые контакты производственных и других субъектов на договорной основе;

г) другие возможные правовые варианты.

Обозначим поиск возможных приоритетов и взаимодействий Сибири с зарубежьем, которые необходимо было бы проработать в концептуальном представлении.

США в экономическом плане вряд ли заинтересуются Сибирью. Они будут продолжать работу над “тендером” через Российский Центр. К этому же Сибирь и США не имеют сколь – либо значимых традиционных экономических связей непосредственно с Сибирью.

На Западном направлении следует выделить страны Европы. Европа, стремясь создать Единую Европу, будет стремиться к поиску новых источников и реанимации традиционных для наращивания мощи “независимого полюса силы”. В последние годы Сибирь значительно продвигалась в экономических связях с Европой, особенно с Германией и, очевидно, это экономическое взаимодействие будет развиваться.

Другое, не менее перспективное направление, приоритетные отношения Сибирь – Восток. Сибирь должна концептуально представить, разработать технологию и правовое обеспечение взаимодействия со странами АТР и, прежде всего, с пограничными странами. “Лицом на Восток” – приоритетное направление внешней политики Сибири. В качестве первоочередных следует выделить взаимодействие с Китаем и Японией – определяющими полюсами и центрами силы в АТР.

Законсервировав “традиционалистически-маоистскую” геостратегическую линию лидерства в геополитическом пространстве, Китай приступил к созданию фундамента могущества страны. Разумное сочетание государственного и частного присутствия в рыночной (регулируемой) экономике позволило выйти на широкий международный рынок с разнообразной продукцией. И хотя для Китая Россия экономический (торговый) партнер в шкале лишь шестой-седьмой, а для России Китай – второй, это взаимодействие имеет серьезную тенденцию к нарастанию.

Основной интерес Китая – Сибирь с ее топливно-энергетической базой, военно-промышленным и научным потенциалом с одной стороны, и с другой – широкий и емкий рынок сбыта потребительской продукции. Широкая сеть китайских товарных, инвестиционных и иных представительств практически во всех крупных городах Сибири и Дальнего Востока осуществляет деятельность преимущественно на основе бартера и прямых договоренностей. Эта деятельность санкционируется местными органами управления, но не регулируется на уровне Сибирского региона политическими, технологическим, правовыми актами, планово-рыночными механизмами и, по сути, сегодня носит стихийный характер, что для внешнеэкономической деятельности “противопоказано”.

Япония будет стремиться наращивать мощь своего “полюса силы” теперь, очевидно, уже в более “открытой борьбе” с другими полюсами и, в первую очередь, с США. Япония вряд ли согласится и с новым статусом России как тендера американского локомотива в его роли единственного гегемона, который в этом случае будет единолично распоряжаться (распределять “за услуги”) содержимое тендера – топливно-энергетические, сырьевые, военно-промышленные, научные, и в первую очередь – Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Необходимость более широкого сотрудничества с Японией связано со стратегической задачей становления новой России, что невозможно сделать без японских “высоких технологий”. Очевидно профильно прогрессирующая Япония, являясь сегодня лидером в научно-техническом прогрессе, и впредь сохранит его. Для России это долгосрочная ориентация. Россия может заинтересовать Японию не только не столько сырьевыми (топливно-энергетическими) ресурсами, но и военно-промышленным комплексом (Сибирь), а также может играть существенную роль в качестве “балансирующего довеска” в решении геополитических и других задач на уровне институтов межгосударственного взаимодействия.

У Сибири сохраняется широкое поле взаимодействия с соседями ближнего зарубежья, Монголией, Кореей и некоторыми странами Великоокеании. Сибирь успешно развивает отношения со странами Арктического кольца.

Основные принципы взаимодействия:

1) Использовать стремление Полюсов силы наращивать свою мощь в конкурентной борьбе в многополюсном мире;

2) “Равноудаленность” от полюсов в решении проблем экономического взаимодействия;

3) Взаимовыгодный экономический прагматизм, без каких-либо обменов типа “продукция – заверения в дружбе”.

 

Литература

1. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (информационное письмо). – Новосибирск, 1992.

2. Бойко В.И. Ценности и технологии устойчивого социального развития. – Новосибирск, 1994.

3. Бойко В.И. Ценности меняющегося мира (методология исследования).// Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. – № 2.

4. Бойко В.И. Сибирь в глобальном и региональном измерении XXI века (Сибирь – XXI век). – Новосибирск, 1997.

5. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. – М., РОССПЭН, 1996.

6. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. – М., 1997.

7. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. – М., 1997.

8. Иванов В.Н., Мельников С.Б., Могилевский Л.М., Сильвестров С.Н. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение качества жизни. – М., 1997.

9. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М., 1997.