Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Сибирского отделения Российской академии наук

Научные школы

«Новосибирская школа философии математики» появилась на базе Института истории, филологии и философии СО АН СССР в 1970 году, когда был организован отдел философии. Особенностью возникновения школы явилось тесное сотрудничество отдела философии с отделом математической логики Института математики Сибирского отделения РАН во главе с Ю.Л. Ершовым (чл.- корр. РАН с 1970, академик РАН с 1991 г.). С самого начала лидером школы является доктор философских наук, профессор Виталий Валентинович Целищев. В результате совместной с математиками работы была разработана концепция нового направления в философии математики – концептуальный прагматизм, в основе которого лежит проблемно-ориентированный подход к анализу философских проблем. Научная направленность школы закреплена в работе «Проблемно-ориентированный подход к науке» (Новосибирск: Наука, 2001 г.). На базе школы выпускается российский научный журнал «Философия науки».

«Новосибирская научная этносоциологическая школа» появилась на базе Института истории, филологии и философии СО АН СССР и её история начинается в 1963 г., когда при Объединенном ученом совете СО АН СССР по гуманитарным наукам была организована Сибирская секция по проблемам развития национальных отношений. Изначально школу возглавлял чл.-корр. РАН Владимир Иванович Бойко, а ее идейным вдохновителем был академик А.П. Окладников. Его методологические идеи о взаимосвязи этногенеза и культурогенеза, о постоянном взаимодействии этносов в мировой истории как едином культурно-историческом процессе получили социально-философскую разработку и конкретно-социологическое подтверждение в работах представителей школы.

С начала 1990-х гг. организующим и идейным центром школы являлся сектор этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН. С 1997 г. ее лидером становится д.филос.н. Юрий Владимирович Попков. Отличительной чертой Новосибирской этносоциологической школы является тесная связь конкретно-социологических исследований с социально-философскими обобщениями, основанными на системно-генетическом, социокультурном и цивилизационном подходах. Этносоциальные процессы, имеющие локализацию в рамках конкретных межэтнических сообществ, рассматриваются как основа цивилизационного развития и объект государственной национальной политики.

С 1995 г. на базе сектора этносоциальных исследований под руководством Ю.В. Попкова действует международный семинар «Этносоциальные процессы в Сибири», объединяющий специалистов не только Сибири, но и других регионов России, а также зарубежья (Казахстана, Монголии, Германии, Великобритании). Материалы семинара изданы в 10 объемных выпусках тематического сборника с одноименным названием. В последнее десятилетие проведены 4 Международных школы молодых этносоциологов, материалы которых изданы в тематических сборниках «Этносоциологию – молодым».

Налажено активное сотрудничество с известными зарубежными и отечественными научными центрами по профилю школы, а также с органами управления регионов Сибири и сопредельных территорий. Концептуальные наработки участников школы активно используются в практике государственного и муниципального управления.

«Новосибирская историко-философская школа» – самая молодая в институте. Ее основателем и руководителем является Василий Павлович Горан. После защищиты докторской диссертации «Идея судьбы и проблема генезиса категорий необходимости и случайности в раннегреческой философии» он возвращается в Академгородок и продолжает активно развивать исследования древнегреческой философии и историко-философскую методологию, собрав специалистов в этой области и сконцентрировав интересы школы преимущественно на антиковедеческой проблематике. В 1997 году школа переживает бифуркацию: одно ее крыло занимает выраженную аналитическую позицию в отношении историко-философских исследований, занимается разработкой историко-философской методологии, античной эпистемологии, обращается к проблемам средневековой философии, преимущественно ее византийского и исламского направлений, используя принципы и методы аналитической философии. Другое крыло плотно занимается изучением классической традиции, интерпретируемой в более широком ключе, выходя за пределы философской проблематики в историю античной науки и культуры, а также активно занимается переводами сочинений древнегреческих авторов на русский язык. Усилиями школы создан «Центр изучения древней философии и классической традиции» при Новосибирском государственном университете, миссией которого является улучшение качества преподавания классических дисциплин в вузах, а также изучение и перевод классических источников, объединение исследователей и преподавателей классических дисциплин.

В рамках школы подготовлено и издано значительное количество переводов античных авторов, исследований в области антиковедения, учебников и учебных пособий.

К числу основных средств координации исследовательской работы коллектива принадлежит научный семинар при отделе философии и журнал «ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция». У Школы обширные международные связи с исследователями античной философии как в России, так и за рубежом. В разные годы по инициативе участников школы приезжали с выступлениями исследователи из Афин, Дублина, Кембриджа, Парижа, Утрехта, Фрибурга, а также из США.

Размер шрифта
Контраст