Международная конференция в Гонконге

 

В конце 1998 г. с 23 по 27 ноября в Гонконге (официальное название: Особый административный район Сянган, КНР) прошла международная научная конференция "Древние нефриты Восточной Азии". Организатором выступил Центр археологии и искусств при Университете китайской культуры Гонконга, которым руководит проф. Тан Чун. Всего в программу входило 79 докладов. Наиболее крупную делегацию прислал материковый Китай, затем Япония и собственно Гонконг; были представители от США, Республики Корея, Вьетнама, Великобритании, Тайваня, Филиппин и России.

Выбор нефрита в качестве главной темы для обсуждения обоснован тем, что этот минерал играл особую, как правило, сакральную роль в культуре азиатских народов. Эта особенность подчеркнута в докладе Тан Чуна "Монголоиды и нефритовая культура", который вызвал наибольшую дискуссию. По мнению автора, стремление украшать себя цветными камнями возникло в эпоху среднего палеолита, а на верхнепалеолитических памятниках среди украшений появился нефрит. Однако в последующие тысячелетия "нефритовая культура" бурно развивается именно на Востоке, тогда как на Западе она постепенно сходит на нет. Окончательное разделение происходит в бронзовом веке, когда Запад отдает предпочтение золоту, Восток же остается верным нефриту.

Огромный интерес вызвало сообщение японских ученых Наганума Такаси и Хата Хироаки об открытии нефритовых украшений на верхнепалеолитических памятниках Хоккайдо, наиболее древние слои которых датируются возрастом примерно 20 тыс. лет назад. Однако даже в свете этих сенсационных открытий наиболее древними нефритовыми изделиями Азии остаются находки на прибайкальских палеолитических стоянках Мальта и Буреть. Не случайно изучению байкальского нефрита посвящена специальная статья японского ученого Симпэй Като, который отметил особые заслуги А.П. Окладникова в исследовании данной проблемы. В докладе Тихара Кадзуя поставлен вопрос о взаимообмене нефритовыми изделиями между японскими и корейскими культурами, в частности, ритуальными украшениями типа магатама (когок). Новые данные раскопок стоянки Дэпенгмюн, представленные Ли Хёнг-ко, позволили говорить о самостоятельном центре обработки нефрита в Корее.

В докладах китайских ученых вводился в оборот и интерпретировался материал, обнаруженный в последние 10–15 лет на памятниках неолита и палеометалла от Хэйлунцзяна до Хайнаня. Между ними существовали отношения взаимообмена и взаимодействия. Так, шаньдунские культуры могли получать определенные импульсы из Дунбэя и, в свою очередь, транслировать их как в район Гуаньчжуна и далее на запад, так и на юг, а Гуандун. По обилию и разнообразию китайские нефриты на данный момент превосходят все остальные. Наиболее ранние находки, представленные в докладе Ян Ху и Лю Госяна, относятся к ранненеолитической культуре Синлунва (6200–5400 до н.э.).

Раз начавшись, традиция использования нефрита в Китае испытывала спады и подъемы, но никогда не пресекалась. Выступивший с докладом Го Дашунь обратил внимание на сочетание образов цвета (соотносимого с названием древнекитайского этноса "хуа") и дракона в хуншаньских нефритах и расписных узорах на керамике, как на значимые факторы формирования традиционной культуры Китая. Несколько докладов было посвящено выделению локальных особенностей нефритовых изделий различных восточно-чжоуских государств (Цинь, Чу, У). В докладе Дж. Роусон показано, как в эпоху Хань нефрит в качестве наиболее долговечного материала заменяет собой изделия погребального инвентаря, ранее изготовлявшиеся из керамики, лака и даже бронзы; параллельно происходит насыщение орнаментики изделий новыми мотивами, заимствованными у северных (например, Алтай) и западных (Иранское нагорье) соседей. В обобщающем выступлении Лю Циньчжу выделены три этапа в развитии нефритовых изделий в историческое время: если в доциньскую эпоху мастера обращались, в основном, к Небу и "небесным" сущностям, в эпоху обеих Хань – к подземному миру, то начиная с династии Тан их больше интересовал мир людей. В докладе Ян Бода прослежено развитие традиции использования нефрита в последующие эпохи – вплоть до династии Цин, когда одновременно с применением в дворцовых ритуалах нефритовых украшения внедрялись в повседневную жизнь.

Дополнительное измерение придано конференции участие в ее работе специалистов по минералогии. Они предложили новые методы неразрушающего спектроскопического анализа (доклад Питера Лама, Сю Конг Харка, Раймонда Квока и др.); выявили источники нефритового сырья культур хуншань, лянчжу и луншань-цицзя (доклад Вэнь Гуана); обосновали методы выделения собственно нефрита среди многочисленных пород, выступающих в археологических публикациях под этим названием (доклад Цянь Сяньхэ).

В заключение следует отметить, что к началу конференции были изданы не только программа и тезисы, но и полные тексты докладов в трех томах с общим заголовком "Восточно-азиатский нефрит: символ превосходства", под редакцией проф. Тан Чуна.

 

С.А. Комиссаров