М.А. Плахотнюк

 

Современные этнокультурные процессы у русских Среднего Прииртышья

 

В 1960-е – 1990-е годы появилось немало работ этносоциологического характера, посвященных отдельным народам или регионам нашей страны и ближнего зарубежья. Между тем, современные процессы в среде русского этноса практически не освещались. Существенный вклад в устранение этого пробела внесла вышедшая в 1992 г. монография “Русские (этносоциологические очерки)”1. В ней были рассмотрены вопросы расселения, миграций, изменения в социальной структуре и культуре, межнациональные контакты и др. Приводимые в ней результаты исследований базировались на материалах опросов, проведенных под руководством Ю.В. Арутюняна в городах и селах РСФСР (Москве, Саратовской и Тверской областях, Краснодарском крае), а также в республиках СССР – Грузии, Молдове, Узбекистане, Эстонии.

Этносоциологическое обследование русского сельского населения Сибири было предпринято нами впервые в середине 80-х годов в различных районах Омской области (Среднего Прииртышья). Работы проводились в рамках общей темы кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета “Этнические, социальные и культурные процессы в России в XIXXX вв.”2. Дальнейшие исследования осуществлялись в Омском филиале Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН.

Выбор территории Среднего Прииртышья для обследования был не случаен. В заселении этого региона приняли участие выходцы практически из всех губерний европейской части России, различные по национальному, конфессиональному и социальному составу. Основными факторами, оказавшими влияние на формирование здесь русского населения, явились: переселение государственных крестьян и ремесленников, политическая ссылка, строительство укрепленных линий Сибирского казачьего войска, Московско-Сибирского сухопутного тракта и Западно-Сибирской железной дороги, освоение целинных и залежных земель, миграционные процессы. Таким образом, история заселения Среднего Прииртышья во многом схожа с историей заселения всей Сибири. Вытянутая с севера на юг территория Омской области захватывает различные климатические и природно-географические зоны. В настоящее время здесь не сохранилось ни одной компактно проживающей этнографической группы (не считая возрождающегося казачества), что характерно для большинства районов Сибири с русским населением. Выбранный регион характеризуется довольно высокой гетерогенностью и полиэтничностью населения. Кроме русских, на территории Омской области проживают представители почти 100 различных национальностей. Это неминуемо влечет за собой активные межэтнические контакты, характеризующиеся взаимовлиянием различных культур. По данным микропереписи населения 1994 г.3, на территории Омской области доля русских составляла 81%. Учитывая все вышеперечисленные факторы, русское население Среднего Прииртышья можно принять за некоторую условную модель развития культуры русских в местах их относительно позднего расселения (культуры русских Сибири).

Первый этносоциологический опрос был проведен в 1986–1988 гг. среди сельского населения 13 районов Омской области. Обследованием были охвачены различные типы сельских поселений в разнообразных природно-географических условиях, с различным этническим составом и процентным соотношением русского населения (от 50% до 93%). В ходе работ методом интервьюирования было заполнено 1597 опросных листов. Панельные исследования были проведены летом 1994 г. Основой для нашего опросного листа послужили разработки сектора конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР4. Респондентами являлись лица русской национальности, принадлежавшие к различным социально-профессиональным и половозрастным группам.

Дополнительной источниковой базой для нашего исследования послужили полевые материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета 1979–1997 гг., экспедиций Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, фольклорных экспедиций Омского государственного педагогического университета, данные всесоюзных переписей населения, похозяйственные списки сельских Советов, статистический материал, публикации в средствах массовой информации и др.

В данной публикации мы остановимся на основных изменениях, происходящих в материальной и духовной сферах культуры русского населения Среднего Прииртышья.

К моменту нашего исследования, присуще ранее этническому самосознанию деление на локальные, социальные, конфессиональные и другие группы было практически утрачено. При опросах подавляющее большинство респондентов прежде всего называют себя русскими. Основная масса опрошенных включает себя в метаэтническую общность восточных славян. Существует и осознание включенности в общность более широкого уровня – славян. Проведенные исследования выявили многоуровневость этнического самосознания примерно третьей части всех опрошенных. Многие из них называли себя сибиряками и чалдонами ( что семантически совпадает с понятием “сибиряк”), некоторые – сибирскими казаками, кержаками, различными областными названиями (по местах выхода). Самосознание вторичного уровня (“сибиряки”) характеризуется некоторой положительной динамикой. Рассматривая изменения, происходящие в этническом самосознании русских на современном этапе, нельзя не упомянуть и о таком новом, появившемся лишь в 90-е годы термине как “новые русские”. Это понятие ассоциируется у окружающих с сотовым телефоном и пейджером, шикарным автомобилем, малиновым пиджаком, толстой золотой цепью и нескрываемым богатством. Распространение “новых русских” наблюдается преимущественно в городской среде.

На процессы, протекающие в сфере материальной культуры, наибольшее влияние оказали урбанизация и стандартизация быта. Во многих деревнях и селах преобладающими становятся типовые застройки из кирпича и панельных блоков. По результатам нашего исследования, 72% сельского населения Омской области проживало в домах, не имевших традиционных черт. Отдельные этнические традиции прослеживаются в материале и технике построек, внешнем украшении жилища, в положении и устройстве духовой печи и общей планировке.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Ворота жилого дома С. Муромцево Омской области

Фото 2. Элемент свадебного обряда

г. Калачинск Омской области

 

Широкое распространение одежды и обуви фабричного производства приводит к тому, что одежда утрачивает присущую ей ранее функцию этноразделителя (у 95% опрошенных). Этническая специфика наиболее четко прослеживается лишь в зимней одежде и обуви. Хотя более половины опрошенных в 1994 г. высказались за то, что согласились бы носить восстановленный полностью или частично русский народный костюм (хотя бы в качестве праздничной одежды). Существует и реальная возможность реставрации традиционного костюма через использование национальных мотивов в современном моделировании. Активно возрождаются национальные формы одежды сибирских казаков, воспроизводимые по этнографическим музейных коллекциям.

Наибольшая устойчивость этнических традиций обнаружилась в сфере питания. При общем неплохом знании блюд русской кухни выявилась довольно высокая степень их реального бытования, особенно в повседневной пище. Показательно, что при ответах на вопрос о знании национальных блюд русской кухни практически не обнаруживается влияние половозрастной и социально-профессиональной принадлежности респондентов. Самыми распространенными национальными блюдами являются пельмени, блины, пироги, а из напитков – квас и водка. Основные изменения в системе питания обусловлены следующими причинами: замена русской духовой печи газовыми и электрическими плитами (либо их сосуществование); появление новых сельскохозяйственных культур и продуктов (фасоль, сладкий перец, баклажаны, а также – йогурты, консервы, бананы и т.д.); сокращение удельного веса крупяных блюд в питании взрослого населения; распространение общественного питания (особенно в обеденное время); несоблюдение подавляющим большинством населения пищевых запретов в периоды религиозных постов.

Изменение социально-экономических и политических условий привело к существенным сдвигам и в обрядовой жизни. Многие обряды и особенно сопровождающий их фольклор отошли в прошлое, забылись или сохранились фрагментно. Степень знания и бытования традиционных праздников у русских Среднего Прииртышья за прошедшие между первым и вторым обследованием годы заметно изменилась. Если в 1986 г. лишь 77% опрошенных смогли ответить положительно на вопрос о знании традиционных русских праздников и 59% – отмечали их, то при повторном опросе в 1994 г. мы получили практически 100% знания и бытования народных праздников. Более половины респондентов все виды праздников проводят совместно с людьми других национальностей. Из семейных обрядов наиболее консервативными оказались обряды похоронно-поминального цикла. В наименьшей степени сохранилась родильно-крестильная обрядность. В начале 90-х годов наблюдался всплеск церковного обряда крещения. В наше время этот обряд совершается не столько с младенцами, сколько с детьми дошкольного и школьного возраста, а также со взрослыми мужчинами и женщинами. Восстанавливаются почти забытые многими понятия “крестных”. Но зачастую не хватает элементарных знаний о том, как правильно провести обряд, кого можно брать в крестные и т.д.

В свадебной обрядности сохраняется немало традиционных черт, существующих наряду с новациями (шуточные выкупы невесты, свадебный каравай, благославление родителей, указы-наказы молодым и др.). Для Омской области наиболее характерны семьи, состоящие из 2–4 человек (они составляют 84,1% от всех семей). Третья часть всех семей приходится на семьи, состоящие из двух человек, причем число их постоянно растет. Самым распространенным типом семей в Среднем Прииртышье являются семьи, состоящие из одной брачной пары. По одному ребенку имеют 44,1% всех семей с детьми.

Урбанизация и интенсивная миграция в городскую местность ослабляли традиционные устои семьи, способствовали утверждению новой системы семейно-брачных норм. Изменялись взаимоотношения в семье, ослабевала власть старших, увеличивалась экономическая независимость женщин и самостоятельность молодежи. Практически перестали существовать различные запреты, связанные с вступлением в брак. Выбор брачного партнера у современной молодежи часто становится независимым от воли родителей. Быстрыми темпами растет число национально-смешанных браков. В Омской области количество семей, члены которых принадлежат к разным национальностям, составляет 20% от общего числа всех семей области.

Самым устойчивым из всех фольклорных жанров у русского населения Среднего Прииртышья оказалась внеобрядовая лирическая песня. Характерно, что многие песни, считающиеся народными, имеют литературное происхождение. Эта же тенденция наблюдается и в знании сказок: чаще всего при опросах называются широко известные сказки русских, советских и зарубежных писателей. Утрачивается знание обрядового фольклора, былинных эпических сказаний и легенд. Активно бытует частушка. Современное состояние фольклора характеризуется тесным переплетением традиционных и новых черт, усилением влияния профессиональной культуры.

Народное искусство существует преимущественно в своих вторичных формах. Утрачено повсеместно распространенные ранее узорчатое и многоремизное ткачество, художественная роспись внешнего и внутреннего интерьера жилища, самодельная керамическая посуда. Сохраняется резьба по дереву, плетение корзин, вышивка, вязание кружев, некоторые другие промыслы.

В результате исследований мы пришли к выводу о том, что основными носителями этнической специфики среди русских являются женщины. Среди возрастных категорий наибольшие приверженцы традиций – старики, по ряду признаков к ним приближаются дети. Продолжение начатых исследований позволит решить проблему этнокультурного развития русских в Сибири, будет способствовать разработке программ по возрождению и сохранению традиционной русской культуры, а также – по написанию обобщающего труда по этнической истории русских Сибири.

 

Примечания

1 Русские (этносоциологические очерки). – М.: Наука. – 1992. – 464 с.

2 Томилов Н.А., Коровушкин Д.Г., Реммлер В.В. Изучение динамики этнических процессов у народов и национальных групп России (по материалам Западной Сибири) // Межнациональные отношения и национальная политика в СССР. – Омск, 1990. – С.6–13.

3 Основные итоги микропереписи населения 1994 г. на территории Омской области. – Омск, 1995. – 48 с.

4 Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. – М., 1984. – С.227–241.

 

 

Омский филиал Объединенного

института истории, филологии

и философии СО РАН