Ю.М.Гончаров

 

Быт купечества Сибири второй половины XIX – начала XX в.*

 

Интерес исследователей к истории предпринимательства и предпринимателей в России, заметно возросший в последние годы, очевиден. При этом в советской историографии приоритет традиционно отдавался изучению именно буржуазии, как класса капиталистического общества, а не купеческому сословию, несмотря на то, что сословная система общества продолжала играть значительную роль вплоть до 1917 г.

В начале 90-х годов активизировалось изучение именно истории купечества как основного предпринимательского сословия дореволюционной России1. При этом историки обращаются уже к новой проблематике – исследованию самих предпринимателей, предпринимательских династий, купеческой семьи, менталитета купечества. Итогом работы последних лет стала “Энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири” (Новосибирск. 1994–1999. Т.1–4).

Изучение купечества не может ограничиться только социальными, экономическими и демографическими аспектами. Значимость купечества в культурной и общественной жизни была достаточно велика, при это купеческое сословие достаточно сильно отличалось от других не только по направлению своей хозяйственной деятельности, но и по менталитету и образу жизни. Бытовая культура купечества остается малоисследованной. Причина этого кроется в довольно узком круге сохранившихся источников по купеческому быту.

В данной статье используются документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма), которые содержат ценный материал по быту гильдейцев. Были использованы: мемуары Е.Авдеевой-Полевой “Записки и замечания о Сибири”, воспоминания и дневники помощника бийского окружного полицейского исправника Е.П.Клевакина, дневники и письма бийского купца А.Д.Васенева, неопубликованная работа известного алтайского краеведа С.И.Гуляева “Заметки о Барнауле” и др. Кроме того, материалы по бытовой культуре купечества содержатся в периодической печати, делопроизводственной документации (например, материалы сиротских судов) и др. источниках.

Понятие быта слишком широко, чтобы в рамках данной работы претендовать на полное его исследование. Здесь будут рассмотрены: жилище, пища, одежда, а также некоторые другие аспекты бытовой культуры купечества. Специфику как семейного, так и общественного быта сибирского купечества определили два обстоятельства. Первое заключается в специфическом социальном составе населения региона, где купечество (наряду с чиновничеством и духовенством) во многом определяло тенденции общественной, культурной и бытовой жизни региона. “Дворян здесь нет, чиновники же вообще люди без состояния, живущие одним жалованием и кое-каким хозяйством, но господствующий класс есть купцы. Эти люди известны, по их стремлению к богатству, к деньгам, а как маленький везде подражает большому, то и выходит, что общий характер здешних жителей есть купеческий. Повсюду видна излишняя бережливость, везде стремление к деньгам с пренебрежением чести”2.

Второй особенностью было то, что состав купеческого сословия был слишком непостоянен, потомственных купцов было не так уж много, большинство гильдейцев были предпринимателями в первом поколении и, следовательно, несли с собой бытовые и культурные традиции тех сословий и социальных групп, из которых они происходили.

Организацией домашнего быта в купеческих семьях занималась женщина – хозяйка, ей помогали в домашних делах и другие члены семьи, особенно дочери. Сам хозяин редко вникал в домашние дела, хотя и требовал, чтобы “дом” велся на соответствующем уровне. Так, о жене одного из богатейших бийских купцов конца XIX в. современник писал: “Старуха Сычева при полумиллионном капитале мужа сама везде поспевает по домашности и хотя ей за пятьдесят лет, но она сама для своей семьи варит даже щи и готовит кушанье”3.

Особое место в жизни купечества занимал собственный дом. При этом для владельца он был не просто жилищем, а также символом богатства и даже мерилом общественного положения. Купеческий дом был одновременно и жильем и лавкой, и магазином, и конторой, а также складом товаров, заводом, банком, местом проведения праздников. Неудивительно, что купеческие особняки были обычно основательными, просторными, как правило, двухэтажными, с большими окнами, часто с балконами или лоджиями на втором этаже. Излюбленный дом сибирского купца – деревянный двухэтажный, на каменном полуподвале, или комбинированный (первый этаж каменный, второй – деревянный). На втором этаже обычно жил сам купец со своей семьей, на первом располагалась лавка, контора, кухня, жили дальние родственники и прислуга. Само здание было как правило крыто железом, богато украшено резьбой по дереву. Стоимость дома сибирского купца средней руки составляла от 3 до 10 тыс. рублей, но, конечно же, были дома и побогаче. Японский путешественник, побывавший в Сибири в 1911 г., так описывал дома томичей: “Огромные дома обиты железными крышами, обнесены изгородью из толстых плах, построены, в большинстве случаев, в два-три этажа. На каждый из них ушло столько материала, сколько хватило бы на пять-десять японских жилищ с полным хозяйственным оборудованием. Издали постройки кажутся крепостями”4.

Своеобразен интерьер купеческого дома. Из сеней проходили в “переднюю”, где у зеркала можно было “оправить голову и платье”, затем в зал и гостиную. В зале столы, стулья, расставленные по стенам, настенные часы. В гостиной обязательно располагался круглый стол, диван, тяжеловесные кресла, ломберный столик. Над диваном – большое зеркало, на стенах картины “по состоянию”. Третья комната по фасаду – чайная или столовая, убранная попроще. Здесь располагался комод, горка или шкаф с чайным сервизом, серебряной посудой, иногда хрусталем. По заднему фасаду дома размещались спальни, в которых обычно находился комод с бельем, туалетный столик, а у задней стены – постель под пологом. Часто рядом со спальнями располагался и кабинет хозяина, где стояли стол под сукном, кресло, у задней стены – диван, стулья, на стене – портреты хозяев.

Однако, несмотря на городской образ жизни, на большие и богатые свои жилища, многие сибирские купцы, по мнению В.П.Бойко, “во многом сохранили крестьянский, народный уклад жизни и не любили парадных апартаментов”5. Вот какие наблюдения о купеческих жилищах приводят современники: “Хозяева теснились в задних апартаментах, воздух которых насыщен смесью запахов от лампадного масла и рыбьего пирога” – писал Г.Н.Потанин в известной статье “Города Сибири”6.

В начале XX в. многие состоятельные купцы все чаще строят для себя респектабельные кирпичные особняки. В начале XX в. существовала особая “купеческая кладка”, для которой употребляли красный фигурный кирпич, стараясь сделать фасады домов более приметными, выделить их на фоне окружающих зданий. Для украшения кирпичных купеческих особняков широко применяли металлические ажурные решетки, консоли и парапеты7. Для многих сибирских городов этого времени были характерны целые усадебные комплексы, совмещающие в себе жилые дома купцов, торговые лавки и магазины, различные хозяйственные строения (навесы, амбары, склады и даже электростанции).

Каменные купеческие дома и магазины строились во многих городах Сибири. В Камне-на-Оби сохранился двухэтажный каменный дом купцов Винокуровых, гордость винокуровской семьи; Бийск украшают пассаж Второва-Фирсова, дома купцов Ассанова, Измайлова, Рождественского, Игнатьева, Сычевых. В Тобольске до сих пор стоит дом купцов Корниловых, построенный в начале XX в. – “почти столичный образец модного в то время “проторенессанса”, настоящий дом-дворец”8.

Купеческие строения образовывали особую структуру, формирующую торговые зоны города, входящие в состав его общегородского центра. Роль купечества в формировании облика сибирских городов выражалась в том, что многие влиятельные купцы своими именами и фамилиями дали название городским улицам и переулкам. В Томске, например, в честь купцов было названо более 50 улиц и переулков. Напрямую были связаны с деятельностью купечества такие топонимы: Базарная и Соляная площади, улицы Миллионная, Торговая, Магистратская и др.

Питание, как элемент организации материальной жизни тесно связан с социальным положением и позволяет составить представление об образе жизни сибирского купечества. Увлечение чаепитием распространилось в среде сибирского купечества еще в первой половине XIX в. Удовольствие это было для того времени довольно дорогим, и в чаепитии выражалось отличие купцов от простых горожан и крестьян. Позднее, во второй половине XIX в., с развитием чаеторговли и появлением дешевых сортов чая, потребление этого напитка в Сибири становится повсеместным. Чай пили не менее 3–4 раз в день. Чаепитие сопровождалось молоком, булками, вареньем, пряниками. Этот напиток был обязателен при приеме гостей. К концу XIX в. чаепитие в Сибири становится непременным атрибутом деловой беседы, отдыха, семейных вечеров и т.п. В Сибири был распространен так называемый “кирпичный” чай, байховый пили гораздо реже. Купцы-старообрядцы предпочитали чаи липовые, малиновые, морковные. Сортов этого напитка было много.

Другой особенностью сибирской кухни было обилие мучных блюд. Повсеместно были распространены пироги, шаньги, блины, оладьи, калачи. Хлеб в состоятельных семьях предпочитали пшеничный, причем белый хлеб в Сибири называли “крупчатым”. В рационе сибиряков постоянно присутствовали овощи, особенно в постные дни. Однако в зажиточных семьях, имевших разнообразный стол, практически не ели картофель, только изредка он шел на гарнир, гораздо большее значение имели соленые огурцы и квашеная капуста, особенной популярностью пользовавшиеся в постные дни. Надо сказать, что постных дней набиралось в году достаточно много, почти столько же, сколько и “мясоедных”, но, по отзывам современников, в конце XIX в. посты соблюдались уже не очень строго.

Во второй половине XIX и даже в начале XX в. фрукты в Сибири были редкостью, так как местное садоводство было очень слабо развито, а цены на все привозные продукты были очень высокими. Даже в купеческих семьях фрукты нечасто появлялись на столе. Как отмечали современники, в Сибири “человек достаточный может иметь все: варенье, обсахаренные плоды, сухие фрукты, вина; даже шампанское и ром..., но все это очень дорого”9.

Ежедневно употреблялись в пищу продукты мясо-молочного рациона, так как в Сибири они были очень дешевы и доступны даже для небогатых людей. Специфическими сибирскими блюдами были пельмени и так называемая “провесная говядина”. Пельмени готовили только зимой, обычно заготавливали по несколько мешков сразу и хранили на морозе в деревянных коробах. Вот какие строки посвятил сибирским пельменям Н.М.Ядринцев: “... пельмени составляют по местному вкусу всю суть сибирской еды, совершенство кулинарного искусства, предмет благовения и поклонения. Когда подают пельмени, то все блюда бывают поражены паникой и не смеют являться на стол, присутствующие не смеют отказываться, сколько бы их не подавали. Со стороны кажется, – с юмором добавляет автор, – что пельмени наполнили все, что человек сыт до верха горла, берет боязнь, что они как из мортиры, под влиянием упругости и натиска, станут делать обратные изо рта выстрелы. Но это только так кажется. Сибиряк, потребивший их, только краснеет, и лицо его сияет удовольствием...”10 Мороженые пельмени были очень удобной пищей во время зимних поездок.

“Провесную говядину” готовили таким образом: в январские морозы вещали на подставки, устроенные на кровле дома, куски говядины, слегка посоленной. Там мясо висело до пасхи, пока морозом и ветром ее не высушивало, придавая особенный вкус. Провесную говядину брали с собой в дорогу, подавали на закуску.

Кроме чая пили и другие напитки – кисели, квас, мед (“медовуха”) и пиво. При этом в отличие от крестьянских семей, где пиво варили свое, купечество предпочитало пиво покупное. В Сибири, на местных заводах вываривалось 3 сорта пива – русское, баварское и портер11.

Водку в Сибири пили как простую, так и со всякими специями, которую здесь называли “специальною” или “настойкою”. В отличие от простонародья, пившего “простое вино” (спирт, разбавленный до крепости 400), купечество предпочитало “очищенную”. Водочных заводов, в отличие от винокуренных, в регионе было мало, но их продукция отличалась высоким качеством. Можно привести факт, что наливка “нектарин из китайских яблочек”, изготовленная мастером Невлером на барнаульском водочном заводе И.К.Платонова, получила в 1896 г. на Всероссийской Нижегородской выставке медаль за высокое качество12.

Праздничные обеды купечества были очень обильными. Для званных обедов готовили множество блюд. Обилие и разнообразие блюд праздничного обеда сибирского купца трудно вообразить в наше время. Вот как описывает такой обед Авдеева-Полевая:

“Окорок ветчины целый; кость у него обвита мелко выстриженную бумагою и завязана ленточкой; окорок свежей свинины или буженины, убранный таким же образом, поросенок, обсыпанный яйцами; курицы, тоже обсыпанные яйцами; утки, убранные таким же образом. Дичина, тетерки, глухие тетерева, обложенные лимонами. К холодным блюдам подавали лимонный сок, уксус и горчицу. К супу и щам подавали пирожки, более жаренные в масле, их называли спускными. Соусы подавали сначала кислые, потом сладкие: с говядиной, в виде небольших круглых котлет, с луком – красный; с почками тоже красный, кислый, с курицей – белый соус. Пшенник, в соуснике запеченный, с яйцами и сахаром. Жаркое всех родов подавали каждое разно. К жаркому огурцы соленые, огурчики в тыкве, грузди и рыжики соленные, капуста свежая шинкованная, летом зеленый салат, арбузы и дыни соленые. Пирожные: пирог сладкий, слоеный; торты разными манерами, слоеные, их называли тарки; вафли, кольца, кудри, стружки, трубочки, розочки, наливашники двух сортов; бисквиты, большой бисквит, испеченный в кастрюле; миндальное разное, в формах печеное, крестиками, с вареньем; желе и бламенже”13.

Продукты обычно в семьях купцов закупали большими партиями, что было более выгодно. Цены на продукты питания в Сибири были очень низкими. Так в Тобольске, в 1890 г. мука пшеничная стоила 80 коп. за пуд, ржаная – 70 коп. Ведро картошки продавалось за 11 коп., 100 штук моркови за 65 коп., ведро квашенной капусты за 25 коп. Свинина и говядина первого сорта стоили не дороже 2 руб. 25 коп. за пуд. Рыба стоила в зависимости от сорта: пуд стерляди 7 руб. 50 коп., окуня 2 руб. 30 коп., щуки 1 руб. 50 коп. Привозные же продукты были дороже: пуд риса, также как и пуд сахара, можно было приобрести за 7 руб. 50 коп., фунт чая за полтора рубля. Цены на спиртное были такими: в 1890 г. в Барнауле ведро (12,3 литра) вина в 400 стоило в среднем 1 руб. 50 коп., а водочные изделия, в зависимости от качества, от 5 руб. 20 коп. до 16 руб ведро. Оптовые цены на пиво составляли от 80 коп. до 2 руб. за ведро, портер стоил дороже – 3–4 рубля14.

Интересен вопрос одежде купцов. Одежда является важным элементом быта, она указывает на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение. В литературе можно встретить указание на существование какой-то специфической купеческой одежды. Так, английский путешественник Уоллес Маккензи отмечал, что “Русский купец никогда не высказывал желание быть не тем, чем он есть. Он обыкновенно носит платье, указывающее на его социальное положение”15. Однако, в действительности предметы одежды сибирского купечества, особенно повседневной, были в основном те же, что у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству и больше по количеству. Как отмечал В.П.Бойко, “В парадных случаях купцы вынуждены были отдавать дань европейской моде, облачаясь в сюртуки, жилетки, туфли, а иногда и во фраки и цилиндры. Но лучше и естественнее они чувствовали себя в сапогах с высокими голенищами, картузе и в длиннополых, утепленных, из толстого сукна сюртуках”16.

С течением времени увеличился привоз в Сибирь готового платья из Европейской России. Особенно усилилась конкуренция в торговле одеждой в 90-е годы XIX в., после проведения сибирской железной дороги и увеличения производства готового платья на российских фабриках17.

Однако фабрики готового платья обслуживали в основном средние и малосостоятельные слои, тогда как богатая клиентура, не терпящая шаблонности и требующая выполнение субъективных капризов, долгое время оставалась верной портному.

Излюбленной одеждой купцов был костюм с поддевкой – коротким кафтаном с застежкой на крючках, часто без рукавов, одевавшимся под верхнюю одежду. Летом короткая поддевка из тонкого сукна сочеталась с жилетом, плисовыми шароварами, заправленными в смазанные сапоги. Любимым цветом сукна у гильдейцев был темно-синий. Для зимы шили сюртуки в виде пальто на вате или на меху. Поверх сюртука надевали суконную “чуйку” или шубу. Чуйки, популярные в купечестве, представляли собой мужской длинный кафтан без воротника и отворотов, сшитый обычно из сукна, с отделкой по вырезу горловины и низу рукавов полосками меха или ткани. Даже среди богатого московского купечества, еще не отказавшегося от традиционного костюма, чуйки из дорогого сукна с ценным мехом были даже предметом щегольства. Например, московский купец-мануфактурщик Заборов “зимой и летом ходил в чуйке и высоких сапогах бутылками, голову покрывал картузом с большим лакированным козырьком”18.

Характерными для купцов были длиннополые, утепленные, из толстого сукна сюртуки, прозванные “сибирками”. Сибирка по своему назначению была универсальной и выполняла роль летнего пальто и представительского костюма. Известный специалист по истории русского костюма Р.М.Кирсанова писала, что сибирки, вплоть до начала XX в., оставались “признаком мелкого, часто провинциального купечества, мещан, лавочников, уличных торговцев” и, в тоже время, “старинная сибирка или чуйка служили “миллионщикам” средством эпатажа, нарочито выражающим стремление подчеркнуть свою сословную принадлежность”19.

Зимние шубы крыли сукном или драдедамом (плотной хлопчатобумажной тканью). На торги часто ездили в простых полушубках. По всей Сибири пользовались популярностью полушубки – “барнаулки” черного цвета, которые производились в Барнауле. В непогоду или в дороге поверх шубы или другого верхнего платья надевали овчинный тулуп. Обычной обувью для сибирской зимы были валенки (“пимы”), чаще всего белые.

В качестве головного убора мужчины носили летом картузы, зимой – меховые шапки. Некоторые купцы, особенно старообрядцы, предпочитали высокие, дорогие бобровые шапки. Волосы стригли “в кружок” или “под скобку”. В праздничные дни было в обычае смазывать волосы растительным маслом.

Женская одежда в купеческой среде отличалась большим разнообразием. Самым распространенным женским костюмом купчих было платье с длинными рукавами из шерсти, шелка, кисеи, поверх которого надевалась короткая кофта без воротника, парчевая или шелковая. Широко распространенным украшением был жемчуг. Вот как описывает Е.Авдеева-Полевая одежду сибирских купчих: “Прежде все купчихи носили юбки и кофты, а на головах платки; платки были парчевые, глазетовые, тканные, с золотыми каймами, шитые золотом, битью, канителью; бывали платки по сто пятидесяти рублей; дома носили в достаточных и бедных домах бумажные вязанные колпаки. Ныне все молодые женщины, купчихи, одеваются точно также, как и в столице. Кто приедет прямо из Москвы или Петербурга, тот мало заметит разницы в одежде”20. Зимой носили салопы, шубы и шубки на заячьем, лисьем, куньем мехах. Женские шубы были очень разнообразны, они отличались покроем и могли быть крыты сукном, штофом, нанкой, плисом, бархатом.

Необходимо отметить, что стремление к роскоши и “барскому” образу жизни не было типично для сибирского купечества. Желая самоутвердиться, некоторые богатые гильдейцы стремились обеспечить себе почет и уважение с помощью денег, строили особняки и дачи в виде поместий, с домашним оркестром и оранжереями, с собственной охотой. Однако сами же купцы относились к таким, “выбивавшимся” из своего сословия собратьям достаточно негативно. Трудно согласиться с американским историком Р.Пайпсом, который писал о русском купце: “Стоило монархии издать законодательство, направленное на охрану частной собственности, как он стал выставлять напоказ свои вульгарные повадки, ел и пил без меры и забивал дом мебелью”21. Среди сибирского купечества любители показной роскоши и разгульного образа жизни встречались нечасто.

Можно сделать вывод, что быт сибирского купечества был значительно ближе к быту средних городских слоев (мещанства), чем в европейской части страны. Если в Европейской России на протяжении второй половины XIX – начала XX в. отмечена тенденция переориентации в образе жизни купечества, когда объектом для подражания выступало сначала дворянство, а затем интеллигенция, то в Сибири ориентация на быт других сословных групп была выражена в значительно меньшей степени.

Бытовая культура купечества Сибири второй половины XIX – начала XX в. не имела яркой сословной специфики. В то же время очевидна ориентация части гильдейцев, в основном потомственных, именно на сословные ценности. Сибирское купечество в 60–90-х годов XIX в. постепенно отходило от народных традиций и обычаев, вырабатывало свои ценностные ориентации, нормы поведения и образ жизни. В начале XX в., в связи с ускорением социально-экономических процессов в стране, происходит уже размывание прежних сословных границ и сословных ценностей.

 

* Статья подготовлена при поддержке Центра гуманитарных грантов (МОПО, УрГУ, конкурс 1997 г., грант # 19).

 

 

Примечания

1 Резун Д.Я. Сибирское купечество (60-е гг. XVIII – начало XIX в.) // ЭКО: экономика и организация производства. – 1993. – №3; Разгон В.Н. Купечество Барнаула в конце XVIII – первой половине XIX в. // Историко-демографические проблемы Сибири. – Барнаул, 1995; Бойко В.П. Томское купечество XVIII–XIX вв. – Томск, 1996; Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предприниматели Алтая. 1861–1917 гг.: Энциклопедия. – Барнаул, 1996; Зиновьев В.П. Родюковы. // Сибирь в XVI–XX вв. – Новосибирск, 1997; Скубневский В.А. Купечество Сибири по материалам переписи 1897 г. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири, вып. 2. XVIII в. – 1920-е гг. – Барнаул, 1997; и др.

2 Щукин Н. Житье сибирское в древних преданиях и нынешних впечатлениях. // Записки иркутских жителей. – Иркутск, 1990. – С.212.

3 ЦХАФ АК, ф.77, оп.1, д.9, л.23об.

4 В столице Сибири или похождения японца по томским трущобам // Сибирская старина. – 1992. – №1. – С.22.

5 Бойко В.П. Томское купечество... – С.194.

6 Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. – СПб., 1908. – С.242.

7 Скубневский В.А. Купеческая застройка Барнаула. Конец XIX – начало XX вв. // Охрана и изучение культурного наследия Алтая, ч.2. – Барнаул, 1993.

8 Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М. 1987. – С.168.

9 Авдеева-Полевая Е. Записки и замечания о Сибири // Записки иркутских жителей. – Иркутск, 1990. – С.12.

10 Цит. по: Бойко В.П. Томское купечество… – С.196.

11 Мариупольская А.М. Винокурение и виноторговля на Алтае во второй половине XVIII в. // Предпринимательство на Алтае XVIII в. – 1920-е годы. – Барнаул, 1993. – С.57.

12 Скубневский В. Барнаул купеческий // Алтай. – 1994. – №4. – С.145.

13 Авдеева-Полевая Е. Записки и замечания... – С.53–54.

14 ТФ ГАТюмО, ф.1, д.1, л.3.

15 Маккензи У. Россия. – СПб., 1880. Т.1, с.215.

16 Бойко В.П. Томское купечество... – С.195.

17 Гальских Е.В. К истории производства и торговли готовым платьем в Западной Сибири во второй половине XIX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII – начало XX вв.). – Барнаул, 1995. – С.99.

18 Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы. – М., 1898. – С.76.

19 Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии. – М., 1995. – С. 254.

20 Авдеева-Полевая Е. Записки и замечания… – С.8–9.

21 Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993. – С.287.

 

 

Алтайский государственный университет