В. Н. Турченко

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ НАУКИ

Понятие гуманизма

Как это ни парадоксально, но растущее понимание необходимости глубокой гуманизации жизни нашего общества, в том числе сферы науки, сочетается с отсутствием четкого представления о конкретном содержании этого понятия. В специальной литературе сегодня существует явный разнобой в толковании самого термина “гуманизация”. Поэтому, прежде чем приступить к исследованию проблем гуманизации науки, представляется необходимым рассмотреть понятие гуманизации, провести его содержательный и этимологический анализ, выявить генезис и связь с другими близкими и пересекающимися понятиями.

Гуманизм – одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать окружающим. Определение гуманизма как “совокупности” взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми [1], отражает только одну – субъективную сторону.

Самое главное состоит в практическом гуманизме – обеспечении реальных, достойных человека материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих объективных общественных отношений. Поэтому сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Его основное проявление, реальное бытие – общественно-полезная деятельность, свободный труд, сознательно отдаваемый на пользу другим людям.

Гуманизм, конечно, не только полезная деятельность, его суть в любых проявлениях заботы одного человека о благе другого. Быть антигуманистичным может быть не обязательно злой человек, а, например, вполне трудоспособный молодой человек, исполненный добрых чувств по отношению к окружающим, но живущий за счет других. Никак нельзя назвать гуманистичным строителя, бездумно возводящего плотины, угрожающие благополучию природы и человека, собственника или руководителя предприятия, заботящегося об увеличении прибыли, но не думающего о благе своих работников и об общественной полезности товара, или коммерсанта, пользующегося конъюнктурой рынка, чтобы непомерно взвинтить цены, а также ученого, равнодушного к тому, как будут использованы его научные результаты – во имя добра и созидания или во имя зла и разрушения.

Отчуждение человека от высокого смысла своей деятельности приводит к возникновению весьма примитивного, но крайне опасного типа людей, которые в любых условиях и ситуациях действуют с целью наибольших выгод и удовольствий для себя лично. В результате они, говоря словами Ф.М.Достоевского, превращаются в “несуществующих людей”. Именно распространение подобного типа в хозяйственной жизни привело нас в свое время к “производству ради производства”, работающего само на себя, а не на благо человека, а теперь к производству ради личной наживы, безотносительно к его общественной пользе, распространению типа людей, готовых на все ради личного обогащения, и, в частности, ученых, которым все равно кому служить.

Поскольку взаимопомощь и сотрудничество в достижении общих целей служат основой общественной жизни, необходимым условием развития индивидуальности каждого, постольку именно гуманизм есть субстанциональное свойство всего человеческого. Это не только не исключает, но необходимо предполагает, как диалектическую противоположность, антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Уже в силу того, что каждый человек объективно зависит от деятельности других людей, его отношение к ним, как к средству собственного бытия, существует объективно, независимо от осознания этого факта. Точно также любой индивид, пусть даже обладающий абсолютной властью монарх, деспот, хочет он этого или нет, объективно выступает и в роли средства достижения целей, удовлетворения потребностей других людей.

Важно зафиксировать диалектику категорий “цель-средство” при познании взаимосвязей личности и общества. Следует иметь также в виду, что чаще всего люди проявляют, в той или иной мере, жестокость в одних случаях и милосердие – в других, как и добро и зло выявляются обычно не “в чистом виде”, а как единство переходящих друг в друга противоположностей. Об альтруистическом или эгоистическом началах, о гуманизме или антигуманизме обществ, социальных групп, индивидуумов имеет смысл говорить лишь в свете преобладания тех или иных моральных и психологических установок, в свете проявления тех или иных тенденций поведения, образа жизни.

“... Воззрение, приписывающее человечность высшей стороне нашей породы, уже этим самым признает существование и низшей, жестокой ее стороны. В человеческой душе, по-видимому, существуют два различных и враждебных друг другу течения, побуждающие одно – к разрушению и жестокости, другое – к кротости, единению и любви; истинная цивилизация представляет собой картину постепенного ослабления низшего начала и такого же постепенного развития и возрастания высшего” [2]. И хотя Лекки, автор цитируемого рассуждения, исходит из “вечных качеств души”, а не из объективных исторических условий жизнедеятельности индивидов, тем не менее он прав, говоря о неизбежности в реальной жизни существования и взаимодействия противоположных нравственных начал. Он прав также в том, что истинный социальный прогресс, в том числе в сфере науки, не мыслим без увеличения роли гуманного начала в обществе в противовес животному эгоизму.

Проблема гуманизма неразрывно связана с формальной и неформальной справедливостью, демократическим равенством и приоритетом свободы – вопросами, получившими основательную разработку в известной монографии Дж. Ролза “Теории справедливости” [3]. Взаимосвязь этих понятий требует специального методологического анализа. В данной статье ограничимся указанием на необходимость такого исследования.

Понятие гуманитарного

В литературе и в повседневном общении понятия гуманизма и гуманитаризма часто употребляются как синонимы, или почти совпадающие по содержанию и объему термины.

В частности, под гуманитаризмом еще в прошлом веке подразумевалось “изучение и приложение к жизни человеческих начал сострадания, любви, кротости и всеобъемлющего доброжелательства”, равнозначно русскому слову “человечность”. Причем, Г.С.Солта связывал это понятие с требованием защиты всех живых существ, с отказом от убоя животных, охоты, рыбной ловли и с полным вегетарианством.

Гуманизм же у него трактуется довольно узко – как подъем в области науки и литературы лишь в эпоху Возрождения, причем незатронувший, по его понятию, нравственность. “Эпоха эта была грубая и жестокая, полная кровопролитных войн и разбоя, истязаний и преследований, жестокости к людям и животным, гнетущих лесных законов и диких увеселений. Около этого времени стала возникать торговля неграми; а теория Декарта о том, что животные будто бы лишены сознания, явилась со своей стороны, предлогом для безжалостного обращения с ними” [2].

Правда, затем Г.Солта, признавая бесспорную связь между гуманизмом и человечностью-гуманностью, отмечает, что в литературе эпохи Возрождения можно найти достаточно блестящих примеров проповеди сострадания и человечности. Задача гуманитарианства, по его мнению, состоит в том, чтобы, воспитывая в себе самом доброе чувство ко всему живущему, защищать все живые существа от жестокостей и несправедливостей, совершаемых над ними людьми, смягчать страдания, ставшие уже неизбежным фактом.

Учитывая современную практику словоупотребления, следует, в соответствии с ней, более четко развести понятия гуманитарного и гуманного, как и соответствующие им “измы”. Еще в конце 20-х годов имея в виду содержание преподавания в дореволюционной классической гимназии, специалисты характеризовали ее как “гуманистическую школу”, в то время, как правильнее в этом случае было бы употребить определение “гуманитарная” [4]. В наши дни даже в международных документах, с точки зрения русского языка, допускается подобная некорректность при употреблении данных понятий, например, в словосочетании “гуманитарная помощь”.

Поскольку дефиниция гуманизма уже рассматривалась, то следует лишь заметить, что в широком смысле она может использоваться для качественной характеристики не только отношений между людьми, но также и отношения людей к культуре, и, что сегодня важно подчеркнуть, – к природе, животным. В узком же смысле – как светское вольномыслие эпохи Возрождения,  противостоящее схоластике, духовному владычеству церкви, как прогрессивное движение этой эпохи, направленное к освобождению личности. Слово же “гуманитарный” применяется обычно к определенному классу наук и означает “относящееся к изучению культуры и истории народа в отличие от наук о природе и этнических” [5].

Как же можно наиболее точно определить сущность и специфику гуманитарного в устоявшемся в современном словоупотреблении? Во-первых, оно связано с определенным классом наук, называемых общественными. Во-вторых, общим основанием для отнесения той или иной дисциплины к классу гуманитарных служит то, что объектом ее является изучение тех или иных сторон социальной формы движения.

Тогда гуманизм – это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности. Гуманитаризм же – направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни. Причем, оба эти понятия в современных условиях используются в значении противоположноном технократизму – направлению мысли и деятельности, абсолютизирующему роль техники, материального производства.

Именно разрыв между нравственными началами и знаниями инженеров и ученых повлек осуществление целого ряда непродуманных, вредных и дорогостоящих проектов, поставивших нашу страну на грань экологической катастрофы, экономического кризиса, обострившихся национальных проблем и технологического отставания от многих стран мира. Разделение на “физиков” и “лириков” привело к надуманному примату науки над культурой, нанесло величайший ущерб целостности личности. “Гуманизация и гуманитаризация, – утверждает ректор Таганрогского радиотехнического института Н.Малышев, – это ключевые слова сегодня” [6].

Было бы ошибкой, не видя органической связи технократизма с бюрократизмом, с общими деформациями социализма, сводить его причины к недостаткам гуманитарного образования специалистов. Однако не следует и преуменьшать роль этого обстоятельства: Необходимо повышение общего уровня культуры населения, качества гуманитарной подготовки всех работников, и особенно в сфере естественных и технических наук. Это позволит преодолеть узость, однобокость мышления специалистов. Поэтому гуманитаризация образования – важнейшее направление его гуманизации, а, следовательно, и гуманизации нашего общества.

Пути гуманизации науки

В самой общей форме под гуманизацией науки понимается усиление направленности содержания различных дисциплин, форм организации и условий научно-исследовательской деятельности на человека как высшую ценность, а также на преодоление технократических тенденций, противоречащих его потребностям и всестороннему, свободному развитию каждой личности. Этот процесс включает, во-первых, все более полное использование результатов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия всех людей. Во-вторых, совершенствование самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала всех, работающих в этой сфере.

Проблема гуманизации науки возникла в связи с тем, что в текущем столетии наряду с ее умножающимися благотворными плодами стали очевидными и негативные последствия, угрожающие самой человеческой сущности и существованию рода человеческого. Знание становится все более могущественной силой, которая, однако, может быть использована с неменьшим успехом как во имя добра и созидания, так и во имя зла и разрушения. Первое направление гуманизации науки состоит в определении, а самое главное, практической реализации необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления ее достижениями.

В последней трети ХХ века начался перелом в общественном сознании: традиционная, идущая от ветхозаветных времен императивная установка на “покорение” природы, заменяется пониманием необходимости спасения природы объединенными усилиями человечества, утверждается отношение к ней как к первостепенной эстетической, этической самоценности, а не только как к материальной основе и средству человеческого бытия. Экологический глобальный кризис заставил по новому взглянуть и на роль науки во взаимодействии общества с окружающей средой. Второе направление гуманизации науки – теоретическое обоснование равновесного природопользования и разработка научно-технических средств, экономических и социально-политических форм, позволяющих людям практически распространять принципы гуманизма на свое отношение к природе.

Наука как способ рационального познания и основа мировоззрения через системы всеобщего образования, прежде всего в наиболее развитых странах, приобретает все большее значение для миропонимания большинства людей, в то время как религиозные верования становятся формальными, все более адаптируемыми к требованиям, жестко диктуемым объективной логикой технократично-рыночного общества, вульгарно-материалистичного по своей сути.

Современные люди все менее склонны твердо придерживаться каких-либо идеалов, тем более всерьез надеяться на лучшее бытие в загробном мире. Они, опираясь на быстро растущие возможности теории и технических средств, измеряют точными методами бесконечные глубины микро-, макро- и мегамира, все быстрее мчатся по земле,воде, воздуху и космосу, все больше производят и потребляют материальных благ, становятся все более прагматичными и все менее способными к постижению подлинных духовных ценностей, смысла, полноты и счастья жизни.

Третье направление гуманизации науки – преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечение его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретения знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимые ориентиры в жизни.

Занятие наукой часто так захватывает, увлекает, что исследователи как личности, подвергаясь уродующему воздействию закона разделения труда, обедняют себя духовно, наносят ущерб своему здоровью. Четвертое направление гуманизации этой сферы заключается в обеспечении условий и режимов профессиональной деятельности научных работников, необходимых для их полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого.

Решающее значение здесь принадлежит государственному регулированию, обеспечивающему науке достаточно высокий социальный статус, связанный , прежде всего с финансированием, высокой степенью экономической независимости, автономии по отношению к властвующим структурам и моральной общественной поддержкой. Это имеет определяющее стратегическое значение, как в плане эффективности, степени полезности научной деятельности, так и в плане ее гуманизации. Как показывает отечественный и мировой опыт, экономические успехи, политический и моральный вес страны находятся в прямой зависимости от высоты социального статуса науки в данной стране. В современной России статус науки опущен крайне низко, что неминуемо ведет общество к отставанию, упадку и катастрофе.

Важное значение для гуманизации науки, более чем для любой другой сферы деятельности, имеет демократизация внутри коллективных отношений и обеспечение благоприятного психологического климата, ибо свобода творческого поиска, критики и выражения мнения – решающее условие высоких результатов труда каждого научного работника. Высокая степень удовлетворенности ученого своим трудом, условиями профессиональной деятельности – не только средство повышения эффективности труда, но и цель, поскольку забота всех о душевном благополучии каждого – неотъемлемая сторона гуманизма. Следовательно, всемерное развитие демократии, позволяющее с наибольшей полнотой самореализоваться каждой личности, и коллективизма, обеспечивающее бескорыстную товарищескую взаимопомощь ученых, наряду с духом соревновательности при стремлении к общим целям, – пятое направление гуманизации науки.

Синонимичное употребление понятий гуманизма и гуманитаризма, допустимое в обыденном или политическом языке, требует их четкого разведения в теории. Гуманистичное - это объективное и субъективное отношение к человеку как к высшей ценности, имеющее различные конкретные проявления в альтруистических поступках и мыслях, милосердии, сострадании, в любви к людям и заботе об их благополучии. Гуманитарное - это относящееся к наукам о различных сторонах общественного бытия и сознания. Следовательно, гуманитаризация науки, означая насыщение негуманитарных дисциплин данными и выводами гуманитарных дисциплин, выражает шестое направление гуманизации науки.

Гуманитарные науки, хотя это, возможно, звучит неожиданно, могут иметь и нередко имеют антигуманную направленность, оправдывая жестокость, насилие, провозглашают “избранность” одних народов и социальных групп ,и необходимость господства их над другими людьми путем некорректных в научном отношении утверждений и интерпретаций фактов. Безупречные с точки зрения логики и фактического материала тексты могут быть антигуманными по своим суждениям и выводам в силу определенных “ценностных ориентаций” их авторов. Поэтому гуманизация гуманитарных наук не менее актуальна, чем технических или естественно-научных дисциплин и выражает седьмое направление гуманизации науки.

Поскольку сущность гуманизма в отношении к человеку как к высшей ценности, постольку все семь перечисленных направлений гуманизации науки связаны с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах профессиональной деятельности ученого. Гуманитарные дисциплины призваны теоретически осмысливать и проектировать этот процесс, вплоть до разработки конкретных социальных технологий, которые могут на инженерном уровне тиражироваться и широко распространяться в научно-исследовательской практике. Реализация этой их новой роли – необходимое условие научного решения всех глобальных проблем современности, поставивших перед человечеством гамлетовский вопрос: “Быть или не быть?”

Литература

1. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Филосовские науки. – 1988. – № 1. – С. 26.

2. Солта Г.С. Гуманитарное учение или гуманизм. – М., 1896. – С. 6.

3. Ролз Д. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995; – Л., 1985. – С. 39, 143-170.

4. Педагогическая энциклопедия. – М., 1927. – Т. 1. – С. 505.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1983. – С. 133.

6. Советская Россия. – 1989. – 16 апр.

© 1997 г. Институт философии и права СО РАН,
Новосибирск