ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ СТРУМИНСКИЙ:

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

 

Н.А.Куперштох

 

Академик В.В.Струминский принадлежит к числу крупнейших российских ученых XX столетия. Это не только известный ученый-аэродинамик, но и крупный организатор науки. С новосибирским Академгородком Владимира Васильевича связывали тесные узы: с 1966 по 1971 г. он возглавлял Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР (ИТПМ). В июне 1997 г. институт отмечал свой 40-летний юбилей, и В.В.Струминский, несмотря на преклонный возраст и недомогание, приехал на торжества. Он был растроган теплым приемом и по возвращении в Москву прислал телеграмму: “Спасибо моим ученикам и последователям, которые смогли достигнуть больших успехов и дали возможность гордиться вами”. Это было прощание Владимира Васильевича с дорогими ему людьми, прощание с Сибирью. В 1998 г. его не стало.

В.В.Струминский родился 29 (16) апреля 1914 г. в Оренбурге в семье учителя. В 1925 г. семья переехала в Казань. После окончания семилетней школы Струминский работал на машиноремонтных заводах Казани слесарем, затем токарем, а в 1931 г. приехал в Москву и поступил на завод “Динамо”. После окончания рабфака при заводе в 1933 г. он был принят на физический факультет Московского государственного университета, который в 1938 г. окончил с отличием. В том же году по рекомендации научного руководителя дипломного проекта академика М.А.Леонтовича, он поступил в аспирантуру Института физики МГУ1.

В конце 1940 г. В.В.Струминский досрочно подготовил кандидатскую диссертацию на тему “Квантовая теория твердых тел”, в которой было получено решение уравнения Шредингера для кристаллической решетки сплавов. Эта работа была выполнена в рентгеноструктурной лаборатории института, возглавляемой в то время профессором С.Т.Канобеевским. В мае 1941 г. после успешной защиты диссертации и окончания аспирантуры В.В.Струминский был направлен на постоянную работу в ЦАГИ (г.Жуковский), где начал заниматься новыми для него аэродинамическими исследованиями крыльев конечного размаха2.

В годы Великой Отечественной войны авиаконструкторы столкнулись с проблемой дальнейшего повышения скорости боевых самолетов-истребителей, а затем и преодоления так называемого звукового барьера. Первоначально многие конструкторы и ученые-аэродинамики считали, что звуковой барьер, связанный с сильным увеличением сопротивления самолета при околозвуковых скоростях полета, можно преодолеть путем простого повышения мощности используемых двигателей. Однако почти все попытки, предпринимавшиеся в этом направлении, заканчивались авариями и неожиданными катастрофами опытных машин.

С 1942 г. В.В.Струминский включился в разработку теории обтекания скользящих крыльев. Он пришел к выводу, что необходимые свойства надежности и безопасности полета могут быть достигнуты только путем специальной аэродинамической компоновки крыла из набора профилей с безотрывным обтеканием концевых сечений крыльев, и начал проводить теоретические и экспериментальные исследования по обоснованию этого направления. Были разработаны методы расчета максимальной подъемной силы крыла и распределения срывных зон по его размаху. Проведенные исследования серии крыльев конечного размаха в натурной трубе ЦАГИ при больших числах Рейнольдса подтвердили эффективность данного метода аэродинамической компоновки крыла3. Метод получил окончательное признание после поездки В.В.Струминского в авиационные части на фронт под г.Оршу для подробного опроса летчиков, участвовавших в военных операциях. Вскоре после завершения войны благодаря применению стреловидных крыльев из набора тонких профилей звуковой барьер был успешно преодолен. За разработку и внедрение новых крыльев для скоростных самолетов в 1947 г. В.В.Струминскому и группе ученых ЦАГИ была присуждена Государственная премия II степени.

Еще в первые годы войны В.В.Струмин­ским были выполнены теоретические работы, которые сыграли исключительную роль для дальнейшего развития авиационной техники. Были найдены точные решения трехмерных уравнений пограничного слоя для скользящих крыльев бесконечно большого размаха и для стреловидных крыльев большого удлинения, обтекаемых потоком жидкости и газа. Экспериментальные исследования полностью подтвердили теоретические выводы. Теория обтекания скользящих и стреловидных крыльев была использована В.В.Стру­минским при защите докторской диссертации в 1947 г.4

В 1947 г. в опытно-конструкторских бюро С.А.Ла­вочкина, А.И.Микояна и А.С.Яковлева были построены первые опытные истребители со стреловидными крыльями. В 1948 г. В.В.Струминскому была присуждена Государственная премия за разработку скоростных стреловидных крыльев и их внедрение в серийное производство. В том же году за лучшую работу по теории авиации ему были присуждены первая премия им. профессора Н.Е.Жуковского и золотая медаль5.

В последующие годы стреловидные крылья стали широко внедряться сначала в легкую истребительную авиацию, затем их стали использовать в более тяжелых истребителях-перехватчиках и фронтовых бомбардировщиках, а позднее и в бомбардировщиках средней и большой дальности. В начале 50-х годов В.В.Струминский был назначен заместителем начальника ЦАГИ по аэродинамике и руководителем основной аэродинамической лаборатории ЦАГИ – лаборатории №2.

50-е годы были периодом рождения новой авиационной техники со стреловидными крыльями и реактивными двигателями. Стреловидные крылья стали широко применяться в пассажирской авиации. На специалистов ЦАГИ были возложены большие задачи, так как менялись все аэродинамические и прочностные формы самолетов, формы элементов и органов управления, а также система управления самолетом. За комплекс исследований по разработке новых аэродинамических форм для аппаратов различного назначения В.В.Струминскому совместно с коллегами в 1961 г. была присуждена Ленинская премия, а еще в 1958 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР6.

Дальнейшая работа В.В.Струминского была связана с улучшением аэродинамических качеств самолета за счет уменьшения у него сопротивления трения, в частности путем искусственного управления пограничным слоем, а также с проектированием самолетов со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями. Эта работа требовала создания уникальной аэродинамической базы – малых, а затем и больших малотурбулентных аэродинамических труб. В начале 60-х годов В.В.Струминский, уже в качестве руководителя отдела №6, организовал в ЦАГИ работы по выбору геометрических параметров аэродинамической трубы с малой степенью турбулентности потока. Параметры такой трубы были подтверждены расчетами и направлены в ОКБ ЦАГИ для подготовки чертежей7.

Была построена специальная установка для изучения влияния охлаждения поверхности крыла на переход ламинарного режима течения в пограничном слое в турбулентный. Серия опытов на крыле впервые в мире показала, что охлаждение поверхности приводит к смещению точки перехода назад. В отделе разрабатывались также методы нелинейной теории устойчивости, которые, в основном, согласовывались с этими экспериментальными данными. Кроме того, разрабатывались асимптотические методы нелинейной теории устойчивости. Продолжались работы по созданию методов кинетической теории газов, которые позволили обосновать и развить методы решения кинетического уравнения Больцмана. Был найден наиболее общий метод решения кинетического уравнения Больцмана, основанный на обобщении метода Пуанкаре для непериодических процессов.

Наряду с научной работой В.В.Струминский активно участвовал в деятельности АН СССР, в 1963 г. он стал заместителем академика-секретаря Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления. Помимо этого В.В.Струминский плодотворно занимался подготовкой кадров. Начав преподавательскую деятельность в Московском физико-техническом институте в 1947 г., в 60-е годы он стал профессором этого вуза.

В июле 1966 г. В.В.Струминский был избран в действительные члены Академии наук по Отделению машиностроения, механики и процессов управления8. На выборах В.В.Струминского активно поддержали коллеги из ЦАГИ и других научных организаций. Прекрасные отзывы о его деятельности, которые до сих пор хранятся в архиве, дали генеральные конструкторы А.И.Микоян, А.С.Яковлев, С.В.Ильюшин9. В августе 1966 г. В.В.Струминского назначили, а в декабре того же года избрали директором ИТПМ и членом Президиума Сибирского отделения Академии наук10. В связи с переходом на постоянную работу в СО АН СССР он уволился из МФТИ и ЦАГИ. Однако связь с ЦАГИ не прерывалась: В.В.Струминский на общественных началах оставался руководителем научного сектора и отдела.

Приступив к обязанностям директора ИТПМ, В.В.Струминский детально ознакомился с экспериментальной базой и работой лабораторий. Естественно, что не все разрабатывавшиеся в институте научные направления совпадали с устремлениями и научными интересами нового директора. В.В.Струминский собрал расширенное заседание научно-технического совета и предложил для обсуждения ряд проблем. В результате обсуждения было принято решение утвердить следующие первостепенные задачи института: 1) модернизировать сверхзвуковую аэродинамическую трубу Т-313; 2) создать малотурбулентную околозвуковую трубу Т-324; 3) разработать малую сверхзвуковую аэродинамическую трубу Т-325; 4) приступить к строительству водородного стенда; 5) разработать малые гиперзвуковые плазменные установки. Было решено также обратиться в Президиум
СО АН СССР с просьбой об оказании институту помощи в приобретении вычислительной
техники и в проведении работ на опытном заводе
11.

Для ИТПМ приход нового директора означал большие перемены. На основании постановления Президиума СО АН СССР от 20 октября 1966 г. была изменена тематическая направленность института: главным направлением его деятельности стали теоретические и экспериментальные исследования аэродинамического профиля. По предложению М.А.Лаврентьева новая тематическая направленность института была обсуждена на коллегии Министерства авиационной промышленности  СССР в ноябре 1966 г. в присутствии генеральных и главных конструкторов, ученых и руководителей отраслевых институтов. Коллегия одобрила тематику института, а также ценную инициативу Сибирского отделения по развитию аэродинамических исследований в Новосибирске12.

В начале 1967 г. М.А.Лаврентьев обратился в Совет Министров СССР с предложением о дальнейшем развитии Института теоретической и прикладной механики и о создании в Новосибирске современной экспериментальной базы для аэродинамических исследований. В 1968 г. было принято правительственное постановление, в котором институту поручались решение перспективных проблем аэрогазодинамики и создание современной аэродинамической базы научных исследований. В институте развернулись теоретические исследования устойчивости ламинарных течений, структуры турбулентных потоков, методов кинетической теории газов и решения кинетического уравнения Больцмана, а также исследования по применению жидкого водорода на космических аппаратах.

Для выполнения этих задач под руководством В.В.Струминского был осуществлен ряд мероприятий, направленных на укрепление института научными кадрами, расширение экспериментальной и производственной базы. В институте были созданы новые научные подразделения, укреплены КБ, механические и приборные мастерские. В короткие сроки была построена серия малых аэродинамических труб и газодинамических установок, начались систематические экспериментальные исследования в аэродинамической трубе Т-313. В 1968 г. была сооружена первая малотурбулентная труба Т-324 (раньше, чем в ЦАГИ) и малая сверхзвуковая малотурбулентная труба Т-32513.

Институт установил тесные связи с рядом промышленных ОКБ и научных учреждений. Создание современной экспериментальной базы позволило проводить здесь уникальные испытания: первые модели крылатого космического аппарата “Спираль”, разрабатывавшегося в ОКБ А.И.Микояна, испытывались в трубе Т-313 ИТПМ.

В связи с переходом на новую тематику нужны были кадры. Для этого коренным образом была перестроена работа кафедры газовой динамики Новосибирского государственного университета, для которой ИТПМ являлся базовым институтом. В.В.Струминский начал работать на кафедре с марта 1967 г. Учебный план кафедры пополнился новыми курсами: “Динамика вязкого газа” (В.В.Струминский, Н.А.Жел­тухин), “Аэродинамика разреженного газа” (В.В.Струминский), “Газовая динамика” (В.Г.Дулов). В результате в короткие сроки удалось наладить подготовку молодых специалистов для института. Целевая подготовка специалистов со студенческой скамьи дала хорошие результаты. Уже в течение первого года работы в институте молодые специалисты участвовали в конференциях, семинарах, готовили научные публикации.

Кадровая проблема решалась и иными путями. В институт были приглашены на постоянную работу 10 квалифицированных специалистов-аэродинамиков из других городов. Внутри института упор был сделан на повышение научного уровня и эрудиции сотрудников по основной тематике института. Для этого было организовано чтение лекций ведущими зарубежными учеными, а также учеными из Москвы, Ленинграда, других городов. В.В.Струминский лично приглашал в Новосибирск проф. Триллинга, Поттера, Богданова, Пфеннингера из США, проф. Фавра, Крайа, Дюма из Франции, проф. Гинзбурга, Баранцева, Воскресенского, Бунимовича, Жигулева из Москвы и Ленинграда14. Были организованы семинары в отделах и общеинститутские, на которых обсуждались основные работы по аэродинамике. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что в 1967 г. библиотечный фонд института пополнился иностранными и отечественными изданиями по новой тематике.

Результаты такой работы не заставили себя долго ждать. В 1969 г. ИТПМ организовал и провел III Всесоюзную конференцию по аэродинамике разреженных газов, на которой сотрудники института сделали 20 докладов. В том же году институт провел I Сибирскую конференцию по аэрогазодинамике, в которой приняли участие как сибирские специалисты, так и представители других городов страны. Эта конференция показала достижения ИТПМ в области аэродинамики: из 100 докладов 80 сделали сотрудники института15.

Таким образом, за короткий срок В.В.Стру­минский добился того, что Институт теоретической и прикладной механики стал претендовать на роль одного из ведущих учреждений в области аэродинамических исследований не только в Сибири, но и в стране. ИТПМ стал решать не только фундаментальные проблемы механики, но в тесном контакте с отраслевыми институтами и ОКБ также проводил исследования, направленные на создание новых образцов отечественной техники. В Новосибирске в соответствии с правительственным постановлением началось сооружение нового газодинамического центра, который должен был стать мощной экспериментальной базой за Уралом16.

Исследования, проводившиеся в научном коллективе под руководством В.В.Струминского, вызывали интерес не только у отечественных, но и у зарубежных ученых. Свидетельство тому – участие В.В.Струминского в работе международных форумов: в 1967 г. он участвовал в конференции по турбулентности в Канаде и в конференции по пограничному слою и турбулентности в Японии, в 1968 г. – в VI симпозиуме по динамике разреженных газов в США, в 1969 г. – в XII конгрессе по теоретической и прикладной механике, тоже в США17.

Казалось, что ученый находится на гребне славы и популярности. В феврале 1969 г. вышел очередной номер газеты “За науку в Сибири”, который почти полностью был посвящен исследованиям, проводившимся в ИТПМ18. В.В.Струминский опубликовал в этом номере большую статью о теоретических аспектах развития механики в XX в. и об основных направлениях работы и достижениях института. В декабре 1969 г. в Постановлении Президиума СО АН СССР № 495 говорилось о денежном поощрении В.В.Струминского “за достигнутые успехи в теоретической разработке ряда разделов по кинетической теории газа, за расширение экспериментальной базы института и создание новых уникальных аэродинамических труб, позволяющих начать проведение фундаментальных исследований по аэрогазодинамике”19.

Успехи руководимого В.В.Струминским института вызвали ревность у некоторых видных сибирских ученых. Попытка создать новую мощную аэродинамическую базу в Академгородке натолкнулась на сопротивление самого М.А.Лаврентьева и части его окружения. Удалось найти противников этого проекта и в Москве. В Новосибирск приехала представительная комиссия, которая прониклась скептическим отношением к проекту под влиянием общения с местными научными лидерами. В.В.Струминский был чрезвычайно напорист в достижении намеченной цели, и его деятельность вызвала неоднозначные оценки у сибирских коллег. В результате закулисных действий В.В.Струминский в 1971 г. не был избран директором института на новый срок.

После возвращения в Москву В.В.Струминский стал работать зав.отделом физической аэромеханики в Институте проблем механики (ИПМ) АН СССР20. Финал сибирского периода жизни не вызвал в нем пессимизма. Ученый, как всегда, был полон идей и новых замыслов. В том же 1971 г. он организовал конференцию в Мозжинке, на которую пригласил механиков и химиков с целью обсуждения проблем внедрения оборонных технологий в гражданские отрасли промышленности. На конференции развернулись бурные дискуссии, касающиеся перехода от малых лабораторных установок к крупномасштабным и роли проблемы турбулентности. Конференция пришла к решению, что достижения аэродинамики, полученные в институтах оборонной промышленности, имеют прямое отношение к решению проблемы перехода к крупномасштабным установкам на химико-технологических производствах.

Для развертывания этого цикла работ В.В.Стру­минскому были выделены немалые средства. Но создание специальной организации для решения проблем конверсии – сектора механики неоднородных сред АН СССР, организованного на базе отдела ИПМ АН СССР, – стало возможным лишь в 1976 г. С 1977 по 1989 г. В.В.Струминский являлся заведующим этим сектором. В 1974 г. он создал в МФТИ кафедру механики гетерогенных сред, выпускники которой пришли в новый сектор. Получив долгожданную самостоятельность, В.В.Стру­минский развернул работы по кинетической теории газов, теории дисперсных средств, аэродинамике летательных аппаратов, проблеме ламинаризации обтекания крыла для увеличения дальности полета самолетов, проблеме турбулентности21.

Сектор механики неоднородных сред АН СССР установил тесную связь с промышленностью, став связующим звеном между фундаментальной и отраслевой наукамой. Учеными сектора был выполнен ряд важнейших работ по проблемам двухфазных сред, по кинетической теории газов. В начале 1989 г. на базе сектора был образован отдел “Механико-математические методы в технологических и экономических разработках”, организационно подчиняющийся Президиуму РАН. Научным руководителем отдела стал В.В.Струминский. Отдел взял на себя нелегкую задачу проведения регулярных конференций по механике технологических процессов.

В середине 80-х годов В.В.Струминский неоднократно выступал в печати, высказывая тревогу по поводу существующих барьеров между академической и отраслевой наукой, мешающих внедрению новых технологий в массовое производство22. Много писал он и о накопившихся проблемах в развитии советской науки: монополизме отдельных научных школ, имитации деятельности вместо напряженного научного поиска. Видимо, с этими проблемами ученый был знаком не понаслышке.

До последних дней своей жизни В.В.Струминский оставался верен избранной в молодости научной стезе и все силы и помыслы отдавал науке. За многолетнюю плодотворную научно-организационную деятельность он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и “Знак Почета”.

Несомненно, что сибирская пятилетка в биографии В.В.Струминского стала одной из ярких страниц как в его жизни, так и в деятельности института, который он возглавлял. В ИТПМ работают многие сотрудники, чья научная карьера начиналась при этом незаурядном человеке, кто слушал его лекции в Новосибирском университете и кто писал первые научные труды под его руководством.

 

Примечания

1 Личное дело В.В.Струминского // Научный архив Сибирского отделения РАН, ф.10, оп.2, д.492, 62 л.

2 Владимир Васильевич Струминский. – М., 1993.

3 См.: Седов Л.И., Яненко Н.Н. Академик Владимир Васильевич Струминский // Аэромеханика: Сб. статей, посвящ. 60-летию со дня рождения В.В.Струминского. – М., 1976.

4 Личное дело В.В.Струминского.

5 См.: Владимир Васильевич Струминский.

6 Струминский В.В. Механика XX века // За науку в Сибири. – 1969. – 12 февр.

7 См.: Седов Л.И., Яненко Н.Н. Академик Владимир Васильевич Струминский.

8 Научная элита: Кто есть кто в Российской академии наук. – М., 1993.

9 Личное дело В.В.Струминского.

10 Академия наук СССР. Сибирское отделение: Персональный состав. 1957-1982. – Новосибирск, 1982.

11 Струминский В.В. Механика XX века.

12 Струминский В.В. От рычага до межпланетной станции. Современная механика, ее рубежи и горизонты // Сов. Сибирь. – 1969. – 9 февр.

13 Струминский В.В. Механика XX века.

14 Личное дело В.В.Струминского.

15 Струминский В.В. Механика XX века.

16 Струминский В.В. От рычага до межпланетной станции…

17 Личное дело В.В.Струминского.

18 Струминский В.В. Механика XX века.

19 Личное дело В.В.Струминского.

20 См.: Научная элита…

21 Владимир Васильевич Струминский.

22 Струминский В. Атака на барьеры: о путях развития и резервах НТР // Лит. газ. – 1985. – 18 сент.

 

 

                                                      630090, Новосибирск,
                                                      пр. Академика Лаврентьева, 17,

                                                      Институт истории СО РАН