У 1998

НАЧАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
ДВА АСПЕКТА БЫТИЯ ВЕЩЕЙ

Ю.Г.Марков

 

В работе рассматриваются два тесно связанных между собой аспекта обусловленности явлений: исторический и экологический. Показывается, что единство этих аспектов имеет место не только в области социальных и биологических явлений, но и в физическом мире. Соотношение исторического и экологического трактуется с позиций соотношений пространственного и временного аспектов, что дает возможность по-новому взглянуть на проблему развития природы и общества. Подчеркивается, что социальная история должна быть управляемым процессом, иначе она обязательно зайдет в экологический тупик.

 

Введение

Противопоставление человека, общества природному окружению, космосу – характерная черта многих мировоззренческих систем, особенно если иметь в виду западную философско-мировоззренческую традицию последнего тысячелетия. Даже мелькавшая у многих философов идея всеобщей одушевленности природы (гилозоизм) уже была бессильной приблизить человека к первобытному синкретическому состоянию. Более того, можно думать, что даже античный гилозоизм – это уже своего рода попытка человека (возможно, подсознательная) навязать природе те или иные особенности своей физиологической организации, отдельные черты своей психики и чувственного аппарата. В пантеизме мы видим пример возвышения природы до божественной сущности. В рамках этого философского учения природа пронизана высшим разумом, но она по-прежнему, и даже в еще большей степени, остается сферой бытия, противостоящей человеку.

Создается впечатление, что, выделившись из природы, человек зафиксировал данный факт как бы на уровне генетического кода, и это нашло отражение в сознании в форме особого рефлексивного акта, обозначаемого понятием “Я”. Проще говоря, Я – это демаркационная линия, отделившая человека от природы в его сознании, и при этом характерная черта самого этого сознания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человек всю свою историю в той или иной форме противостоял и по мере накопления сил противоборствовал природе, мучительно думая о том, как ее победить, как навязать ей свои законы.

Но вот сегодня, пока еще исподволь, началась перестройка мировоззрения. Во все сферы нашей жизни властно вторгается фактор окружающей среды, и мы все чаще говорим об экологии с тревогой и болью. Более того, мы все настойчивее говорим об экологизации производства, науки, просвещения, культуры в целом, об экологическом мышлении, экологическом сознании и мировоззрении. На наших глазах рождается целая экологическая философия, которой предстоит сыграть фундаментальную роль в следующем тысячелетии. То традиционное философское мировоззрение, которое захватило в свою орбиту значительную часть современной человеческой культуры и которое на протяжении долгих веков задавало нам определенную шкалу ценностей в системе общество – природа, не смогло защитить человечество от угрозы глобального экологического кризиса, и уже в этом видна его ущербность. Значит, мировоззрение это должно измениться, не может не измениться, если человечество хочет выжить. Ниже мы обозначим лишь некоторые штрихи экологического мировоззрения, его философские основания. Само же здание нового мировоззрения еще предстоит строить.

 

Экология как наука об условиях бытия вещей

Как известно, слово “экология” греческого происхождения. В греческом языке oikos означает “дом, жилище, родина”, logos –“понятие, учение”. Так что “экология” в буквальном переводе – это “учение о доме” или, если угодно, “учение о родине”. Последний вариант представляется даже более предпочтительным. В самом деле, ведь биосфера – не просто дом, в котором человечество живет, но часть природного космоса, где оно родилось и прошло все ступени своего становления. Это особенно важно подчеркнуть, чтобы не создавалось обманчивого впечатления, будто Дом, в котором мы проживаем, является обычной “гостиницей”.

Сам термин “экология” возник и использовался примерно с середины прошлого столетия. Но лишь в конце XIX в. этот термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Э.Геккелю, издавшему в 1886 г. труд “Всеобщая морфология организмов”. В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов к окружающей среде. Причем окружающую среду Геккель понимал как совокупность всех условий существования организма. Вне окружающей среды, считал он, организм существовать не может.

Хотя такое представление об окружающей среде родилось в недрах биологической науки, оно без особого труда может быть обобщено до уровня общенаучного принципа. Действительно, всякий раз мы обнаруживаем, что любой предмет или вещь может существовать лишь в определенном окружении, при определенных внешних условиях. Например, вода существует в жидком состоянии лишь в определенном диапазоне внешних температур, кристаллическая структура минералов – лишь при определенных (не слишком высоких) давлениях. Известно, в частности, что земное ядро под тяжестью вышележащих слоев теряет кристаллическую структуру и переходит в особое пластическое состояние. Сама Земля как планета существует лишь потому, что в окружающем ее космическом пространстве находится Солнце, удерживающее планету своим тяготением. Элементы техносферы поддерживают свое существование и функционирование благодаря человеку, который обеспечивает надлежащий уход и своевременный ремонт сооружений и конструкций.

Таким образом, можно сформулировать следующий обобщенный экологический принцип: всякий объект сохраняет свои структурные и функциональные свойства лишь при определенных значениях параметров внешней среды. В этом смысле существование оказывается относительным. Оно определено относительно данной среды.

В свое время известный физик и философ Э.Мах (1838 – 1916) утверждал, что массы тел обусловлены взаимодействием этих тел с остальными телами Вселенной (так называемый принцип Маха). А.Эйнштейн долгое время пытался найти подтверждение этому принципу в своей теории гравитации (общей теории относительности), но так и не сумел этого сделать. Позднее было установлено, что эйнштейновская теория гравитации не содержит в себе принцип Маха. А между тем этот принцип весьма любопытен. Он, по существу, указывает на фундаментальную значимость фактора окружающей среды для любого физического объекта. Мы видим здесь попытку использования экологического принципа в физике при объяснении явления инерции (инертной массы). Хотя существует мнение, что пересмотр общей теории относительности в направлении физических идей Маха нецелесообразен, по крайней мере, сейчас [1], попытки этого рода в перспективе могут оказаться успешными. Не исключено, что физическая теория, в которой будет реализован принцип Маха, не только станет более точной моделью гравитационных явлений, но и прольет, наконец, свет на сущность понятия массы.

В квантовой физике близким по духу к принципу Маха (а точнее, к экологическому принципу) является принцип дополнительности Бора, утверждающий органическую зависимость поведения микрообъекта от макрообстановки (средств наблюдения), которая, в сущности, выступает фактором окружающей среды для данного микрообъекта. В большинстве своих работ Н.Бор рассматривал дополнительность как проявление специфической целостности квантовомеханических явлений, когда “взаимодействие между измерительным прибором и объектом составляет нераздельную часть явления” [2]. В этой нераздельности легко просматривается фундаментальный характер отношений частица-среда (см. об этом также нашу работу “Функциональный подход в современном научном познании” [3]).

Как видим, экологический принцип выходит далеко за пределы биологии, захватывая в свою орбиту мир неорганической (неживой) природы. Мы можем, по-видимому, утверждать, что любой физический объект (макро- или микро-) существует за счет взаимодействия с окружающей средой. Более того, можно предположить, что та особая субстанция, которую мы называем физическим полем, как раз и есть проявление упомянутого взаимодействия. Единство вещества и поля, которое мы обнаруживаем в реальном мире физических процессов, – это, следовательно, специфическая форма проявления единства объектов и окружающей среды в неживой природе. Таким образом, если биологический объект живет за счет обмена веществ с окружающей средой, то физический объект существует за счет “обмена полей” с окружающей средой. В этом состоит существенное отличие биологического объекта от физического, живой материи – от неживой. Различной оказывается природа обменного взаимодействия. Если бы физику удалось сконструировать как экологию физических объектов, то мы, по существу, открыли бы ворота новой парадигме. Физическая теория обрела бы новое дыхание.

В свою очередь, экологию можно было бы понимать как науку об отношении объектов любой природы с окружающей их средой, как науку об условиях существования этих объектов, или, говоря философским языком, об условиях бытия вещей.

 

Экология и история – два аспекта бытия вещей

Вопрос о том, как и почему существуют те или иные вещи, какими факторами поддерживается их бытие и функционирование, имеет, вообще говоря, два аспекта. Один аспект – пространственный. О нем, собственно, и шла речь в предыдущем разделе. Физические и биологические объекты существуют, поскольку для этого имеются необходимые условия, соответствующая (благоприятная) окружающая среда, обменные процессы с которой обеспечивают выполнение требований существования. Описывая отношения интересующего нас объекта с другими объектами (окружающей средой), мы описываем, по сути дела, пространственные условия бытия объекта.

Другой аспект – временной. Объект существует, поскольку он сформировался в ходе определенных процессов. Описывая отношения интересующего нас объекта с прошлыми событиями и процессами, мы описываем временные (исторические) условия, породившие данный объект, интересуемся, так сказать, его генезисом. Например, существование гор мы объясняем тектоническими процессами в земной коре, имевшими место в геологической истории планеты. В биологии мы можем интересоваться происхождением видов и таким путем объяснить их нынешнее существование. Даже космические объекты могут быть предметом изучения с точки зрения естественной истории. Например, существуют космогонические представления о возникновении Солнечной системы и планеты Земля. На вопрос, почему существуют планета Земля и другие планеты Солнечной системы, мы можем ответить, обращаясь к какой-либо из разработанных в свое время космогонических теорий, например к теории О.Ю.Шмидта или В.Г.Фесенкова. В этом случае мы остаемся в рамках временного аспекта, пытаясь понять исторический ход процесса. Переход к пространственному аспекту совершенно меняет характер ответа на вопрос, почему существует Солнечная система. Теперь мы будем говорить о гравитационной связи планет с Солнцем, об условиях, обеспечивающих движение планет по устойчивым орбитам вокруг Солнца, и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что экология и история изучают два аспекта бытия вещей: пространственный и временной. У нас нет оснований отдавать предпочтение одному из этих аспектов. Всякая вещь существует в пространстве и времени. Изучая экологические и исторические условия и причины существования вещей, мы достигаем необходимой полноты в описании картины бытия.

Вопрос об условиях и причинах существования становится неразрешимым лишь в одном случае – если речь идет о всей Вселенной, о мире в целом. Кажется поразительным, что хотя в этом случае нельзя говорить ни об окружающей среде (ее не может быть по определению), ни об истории происхождения мира (если не обращаться к идее Бога), тем не менее мир существует как данность. Наука, философия, логика бессильны объяснить сам феномен существования мира. Поэтому с равным основанием можно было бы принять утверждение о его несуществовании. С логической точки зрения мы даже обязаны это сделать. И это, кстати, очень хорошо понимал Гегель, который, подчиняясь требованиям диалектики, вынужден был ввести в оборот категорию небытия (ничто) сразу же, как только заявил о бытии своей абсолютной идеи.

Существование и несуществование – две логически равноправные возможности для мира как такового, независимо от его сущности (материальной или идеальной). Но в таком случае эти же две возможности автоматически будут редуцироваться и на уровень конкретных вещей, ведь мир представляет собой их совокупность. И мы оказываемся перед необходимостью допустить одновременно существование и несуществование вещей. Допустить это – значит ввести в оборот новое представление, предполагающее совмещение, одновременную реализацию этих возможностей. Таким представлением является представление об изменении, движении. Как видим, оно появляется неизбежно, как следствие допущения противоречивости бытия мира как такового. И потому оно в самой своей основе тоже является противоречивым. Представление об изменении, движении – это и есть фиксация факта одновременного существования и несуществования. Факт этот легко устанавливается при анализе фразы “объект A движется”. Объект At существует, поскольку мы признаем, что изменившийся объект – это все же прежний объект (At є At+1). И объект At не существует (исчезает), поскольку мы признаем факт изменения (At є At+1). Здесь индексом t обозначается момент времени, индексом t+1 – “следующий” момент.

На эти соотношения можно посмотреть и с другой стороны. Тождество At є At+1 есть, в сущности, постулирование пространственного бытия вещей. А соотношение At є At+1, напротив, есть постулирование временного их бытия. Принятие обоих этих принципов равносильно принятию принципа движения. Отсюда, собственно, и вытекают понятия пространства и времени: первое констатирует самотождественность вещей, их сохранение, второе – самоотрицание вещей, их переход в иное состояние. Отсюда и два аспекта (пространственный и временной) в осмыслении условий существования объектов и соответственно два типа обусловленности существования – экологический и исторический.

Хотя в философии тезис о взаимосвязи пространства и времени давно уже стал привычным и почти наглядным (особенно после создания релятивистской механики с ее пространством Минковского), обусловленность объекта историческим процессом и обусловленность объекта окружающей средой – это разные типы обусловленности, связь между которыми уже не столь привычна и наглядна. Историческая обусловленность объекта проявляет себя в форме своеобразной “генотипической” характеристики объекта. Эта обусловленность действует жестко (как и подобает генотипу), поскольку в прошлом ничего изменить нельзя: оно уже состоялось и сделало свое дело. Образно говоря, прошлое – это “замкнутая система”, на которую ничем нельзя воздействовать. Окружающая среда объекта, напротив, всегда является открытой системой и потому непредсказуемо меняет свои параметры. Соответственно меняются экологические условия существования объектов. Рано или поздно исторически обусловленные характеристики объекта, его “наследственная основа” перестают быть совместимыми с новыми условиями существования. И тогда объект перестает существовать. Иными словами, двойственный характер обусловленности существования любого объекта (физического или биологического) делает время его существования конечным. Любой конечный (в пространстве) объект существует конечное время.

И только мир в целом, где нет ни экологической, ни исторической обусловленности, существует вечно. А если говорить более точно, то придется признать, что к этому случаю попросту неприменимо понятие времени существования. С равным основанием его можно было бы принять равным нулю, что как раз соответствует логической альтернативе – “мир не существует”. Нуль, как известно, есть обратная сторона бесконечности и, подобно последней, не является количественной мерой вещей.

 

Социальная экология и социальная история

Мы хорошо знаем, что существование любого типа общества обусловлено исторически. Никакое общество не появляется вдруг. Существует исторический процесс, приводящий общество к тому состоянию, в котором мы его находим. С другой стороны, столь же несомненным представляется тезис, что существование общества обусловлено окружающей средой, обусловлено экологически. Нельзя себе представить общество вне биосферы. И дело здесь не просто в необходимости выделения определенной части пространства для проявления социальной жизни. Внимательный исследователь обнаруживает сложную систему отношений и связей с окружающей природной средой, позволяющую человеку и обществу в целом сохранять жизнеспособное состояние, не деградировать.

Если представить себе общество как целостный организм с некоторым заданным социальным генотипом, то исторический процесс рано или поздно приведет к возникновению и все большему нарастанию противоречий между обществом и окружающей природной средой. В конечном счете создается ситуация, когда необходимые условия существования общества, которых требует его социальный генотип, не совпадут с реальными экологическими условиями существования. В этом случае общество в соответствии с общим законом конечности бытия всякого конечного объекта оказывается нежизнеспособным и обреченным на гибель. Удлинить сроки своего существования оно может лишь в условиях нежестко определенного социального генотипа, т.е. при отсутствии жесткой исторической предопределенности общественного бытия.

Уже сама возможность корректировать сроки своего существования обязывает нас вплотную заняться изучением условий общественного бытия во всей их полноте. Этим как раз и занимается особая, недавно возникшая наука – социальная экология, которую можно было бы для краткости называть также экосоциологией. Иногда экосоциологию отождествляют с экологией человека. Это не совсем правильно. Это все равно, что смешивать аутоэкологию (экологию особи) с синэкологией (экологией популяций, сообществ). Экология человека – это экология человеческой особи, т.е. наука об условиях существования индивида, тогда как экосоциология – это экология человеческих популяций, обществ, т.е. наука об условиях существования социальных систем. Вещи, как видим, разные.

Сделаем еще одно важное замечание. Экосоциология и экология человека несводимы к экологии биологических и тем более физических систем. Если в неживых системах единство со средой обусловливается, как уже говорилось ранее, факторами полевого обмена, а в живых системах к этому добавляется фактор обмена веществ, то в системах, наделенных сознанием, появляется еще один фактор – информационный обмен, и вся картина резко усложняется.

Как бы то ни было, есть все основания полагать, что историческая обусловленность общественного бытия в сознании людей почти всегда доминировала над его экологической обусловленностью, что находило отражение в принятых системах ценностей. На первый план всегда выдвигались экономические и политические интересы. Общество стремилось сохранить и преумножить накопленные богатства. Всегда казалось, что это важнее, чем сохранение и воспроизводство природной среды. Более того, ради этого природа подвергалась непрерывному преобразованию, замещалась искусственной, техногенной средой. Никто не догадывался, что тем самым систематически подрывалась экологическая основа бытия.

Если бы люди были подобны муравьям и действовали сообразно биологической генетической программе, то положение общества было бы менее рискованным. Срок его существования был бы отмерен медленно протекающими процессами естественной эволюции в окружающей природной среде. Теперь же мы, преобразуя природу на свой лад, сделали экологический фактор более динамичным и тем создали предпосылки для более ранней своей гибели.

В принципе общество способно заниматься корректированием своего исторического генотипа (чего не может делать биологическая система), и в ходе эволюции не однажды пользовалось этой своей способностью – меняло тип своего устройства. Но происходило это опять-таки под давлением экономических и политических интересов, а не под влиянием экологического фактора. Роль экологического фактора, как правило, недооценивалась общественным сознанием. Лишь в XVIII – XIX вв. в работах Ш.Монтескье, Г.Т.Бокля и их последователей, образовавших известную школу географического детерминизма в социологии, была предпринята массированная попытка привлечь внимание исследователей к анализу природных условий общественного бытия [4]. Взгляды представителей этой школы подвергались решительной критике со всех сторон, в том числе со стороны марксизма. Лишь сегодня мы стали понемногу понимать, что, создав общество определенного типа, мы можем заложить основы для будущих экологических потрясений. Если формирование общественных укладов происходит стихийно под влиянием каких-то иных факторов, не связанных с экологией, то возникновение экологических противоречий становится практически неизбежным, причем они возникнут тем скорее, чем выше техническая оснащенность общества.

В реальной исторической практике, по существу, так и было (и во многом продолжает быть). Социальная история не считается с социальной экологией. Более того, она устами многих ученых провозглашает свои законы объективными, забывая о том, что экологические законы являются не менее объективными. А разве не объективны законы, по которым живет человеческий организм? И разве это мешает человеку подчинить свое поведение сознательным установкам? Так же обстоит дело и с социальной историей. Даже если допустить, что тот или иной тип общественного устройства складывается под влиянием прежде всего экономических факторов, то отсюда вовсе не следует, что эти факторы не могут быть изменены сознательными установками человека. Социальная история должна быть управляемым процессом, иначе она обязательно зайдет в экологический тупик.

Экономический детерминизм в понимании социальной истории возникает из абсолютизации особенностей прошлой истории, которая действительно имела стихийный характер (в силу стихийного роста производительных сил) и потому казалась чуть ли не фатальной. Конечно, упомянутые особенности можно возвести в ранг объективных законов, но это нисколько не мешает человеку сознательно строить свое историческое поведение, и в частности выбирать историческую траекторию, огибающую экологические или какие-то иные препятствия.

Марксизм, взяв на вооружение концепцию экономического детерминизма, придал ей более утонченный характер, позволив людям активно воздействовать на экономические отношения в определенные моменты истории. Но и теперь природа оставалась всего лишь экономическим ресурсом. За ней не признавалось права выставлять свои требования к организации экономического базиса. Да никто толком и не знал, в чем, собственно, состоят эти требования. Всякие социальные перестройки, с точки зрения марксизма, возникают из разлада, нарушения соответствия между производительными силами и производственными отношениями, но не из разлада с природой. Сознательная (планомерная) перестройка становится возможной лишь в условиях социализма, но и она нацелена лишь на достижение соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. При этом сами признаки соответствия (или несоответствия) оказываются весьма неотчетливыми. Исторический же опыт свидетельствует о том, что один и тот же уровень производительных сил может быть совместимым с довольно широким спектром производственных отношений. Причем на всем протяжении этого спектра возможны относительно стабильные, долговременно существующие общественные уклады.

Тот же опыт свидетельствует и о другом: в недрах экономического базиса мы не находим объективно действующих механизмов, контролирующих уровень экологической напряженности. Как это ни странно, но мы не знаем закона, требующего приведения во взаимное соответствие производственных и социоприродных (экологических) отношений. Производительные силы биосферы могут истощаться на фоне разрастающихся производительных сил общества. Как это предотвратить, марксизм, к сожалению, не знает, если не считать расплывчатого положения о том, что преодоление антагонистических противоречий в обществе снимет некоторым образом и противоречия между обществом и природой. Увы, 70 лет социализма в СССР не оправдали этой надежды.

Надо сказать, что в социальной истории был довольно длительный период, когда человек во многих своих действиях ориентировался на природные факторы, согласовывал свои устремления с явлениями в природе, свою хозяйственную деятельность – с сезонной цикличностью, состоянием природных ресурсов. Природные силы и стихии человек обожествлял, сознательно им поклонялся. Все это способствовало сохранению природы, установлению с ней гармоничных отношений, – разумеется, в меру накопленных знаний о природе. Это был период языческой культуры, элементы которой сохранились до сих пор у многих народов Восточной Азии и Африки.

Радикальный переворот в ценностных установках произошел с возникновением и широким распространением монотеистических вероучений, а в Европе – с принятием христианства. Согласно принятому догмату боговоплощения, Иисус Христос совмещает в личностном единстве как божественную, так и человеческую сущность во всей их полноте. Тем самым христианство как бы приблизило человека к Богу, вознесло человека над остальным тварным миром. Поклонение природным силам было заменено поклонением Богу как личности, по образу и подобию которой сотворен и сам человек. В рамках христианской культуры природа ставится как бы в услужение человеку, его потребностям. Покорение природы становится естественным правом человека, а развитие науки и техники дает ему в руки и необходимые для этого средства.

Как видим, противоречия между обществом и природой закладываются не столько в производственных отношениях, сколько в мировоззренческих установках, которые могут затем переводиться на язык экономики, превращаясь таким образом в материальную силу. Сила эта многократно умножается техническим прогрессом.

 

Примечания

1. См.: Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1979. С. 163.

2. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 144.

3. См.: Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск, 1982. С. 29 – 32.

4. См.: Марков Ю.Г. Экоразвитие: концептуальные предпосылки. Новосибирск, 1994. С. 11 – 15. (Препринт).

 

Институт философии и права СО РАН
630090 Новосибирск
пр. Акад. Лаврентьева, 17