ПОНЯТИЕ СУБСТАНЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
НАУЧНОГО  ЗНАНИЯ

Н.О. Лосский

Мой доклад1 стоит в связи с моею статьей “Физика и метафизика”, напечатанною в газете Русская Мысль 3 декабря 1959 г. Она написана мною по поводу книги французского физика–философа Луи де Бройля. Де Бройль говорит, что открытия современной физики требуют пересмотра учений о времени, пространстве, причинности и отказа от детерминизма. Поэтому исследования физиков должны быть дополнены работою философов.

Моя статья, а также и этот доклад посвящены главным образом утверждению, что если ученые введут в свои теории понятия субстанции, тогда не нужно будет производить пересмотра понятий времени и пространства, но нужно пересмотреть понятие причинности.

Позитивистическое понятие причинности имеет в виду только порядок событий во времени. Иной характер имеет метафизическое понятие причинности: метафизик разумеет под причинностью творение события, порождение его. В самом деле, события не сами собою вспыхивают во времени: всегда есть кто–то или что–то, творящее события. Это абсолютно очевидный закон, не терпящий исключения. Занимаясь этим вопросом, метафизик приходит к мысли, что кроме событий, возникающих и исчезающих во времени, существует еще более основное бытие, именно субстанции, то есть сверхвременные и сверхпространственные существа, творящие события во времени и пространстве. В дальнейшем я не буду пользоваться термином субстанция; чтобы подчеркнуть активность субстанций, я буду называть их субстанциальными деятелями.

Современные ученые обыкновенно не пользуются понятием бытия, сверхвременного и сверхпространственного. Они занимаются только изучением событий, будто в мире “все течет”, как думал древний мудрец Гераклит.

В моей книге Общедоступное введение в философию2 первая глава содержит в себе указание на то, что содержание событий крайне раздроблено во времени и пространстве, и такое строение мира было бы невозможно, если бы раздробленность, присущая времени и пространству, не преодолевалась существованием невременного и непространственного бытия, именно наличием идей, – идей в смысле философии Платона, например, математических идей. В философской литературе есть много возражений против учения бытия идей. В моем Общедоступном введении в философию показано, что эти возражения несостоятельны. Однако надо заметить, что такие идеи как, например, математические, суть абстрактно–идеальное бытие: они пассивны и сами по себе не могут объединять содержание событий. Кроме них существует еще конкретно–идеальное бытие, именно сверхвременные и сверхпространственные субстанциальные деятели, творящие события во времени и пространстве сообразно абстрактным идеям. Платон понимал это: в его метафизике есть понятие души как деятеля, использующего абстрактные идеи.

Образцом конкретности субстанциального деятеля для каждого из нас может служить наше я, сверхвременное и сверхпространственное. Кто умеет анализировать свою душевную жизнь, чтобы добраться до самого своего я, тот непосредственно наблюдает, что я не имеет формы времени: оно не возникает и не исчезает во времени. Мало того, всякое я сверхвременно и сверхпространственно в том смысле, что творя событие, оно творит также и его временную и пространственную формую. Благодаря своей сверхвременности и сверхпространственности я творит эти формы так, что в каждой из них все части их соотнесены друг с другом.

Так же и сами субстанциальные деятели не обособлены друг от друга вроде того как представлял себе атомы Демокрит или монады Лейбниц, говоривший, что у монад “нет окон и дверей”: наоборот, бытие всех субстанциальных деятелей интимно связано друг с другом. Ведь даже электроны производят акты отталкивания и притяжения сообразно математическим идеям: эти идеи в составе всех деятелей не только сходны, а буквально тожественны. Следовательно, этою стороною своего бытия все деятели всего мира слиты в одно целое, они единосущны. Понятие единосущия выработано в христианском богословии в отношении к Трем Лицам Св. Троицы.

Но, конечно, единосущие Бога–Отца, Сына и Духа Святого – полное, конкретное, а единосущие сотворенных Богом субстанциальных деятелей – частичное: это единосущие только некоторой стороны их бытия, – отвлеченное. Однако и такое частичное единосущие создает столь интимную связь бытия всех деятелей, что переживания каждого из них существуют не только для него, но подсознательно и для всех других деятелей: поэтому можно сказать, что “все имманентно всему”. Все существа хотя бы подсознательно чувствуют друг друга. Отсюда становятся понятными многие своеобразные свойства мира. Я приведу три примера. Вследствие имманентности всего всему становится понятным, как возможно взаимодействие, например, толчок. Загадочность толчка рассмотрена в моей статье, поэтому я не буду останавливаться на этом вопросе.

Вследствие единосущия всех деятелей становится понятным, как возможно метафизическое знание, то есть знание не о том, какими нам кажутся предметы (учение Канта), а о том, какие подлинные свойства принадлежат им. Если все имманентно всему, то мы способны познавать непосредственно в подлиннике не только свои чувства и желания, но также и предметы внешнего мира. Такое знание есть интуиция в том смысле, как я употребляю этот термин в своей гносеологии.

Благодаря тому, что все имманентно всему, становится понятным, как возможно внечувственное восприятие. О нем ничего не сказано в моей статье, – поэтому я остановлюсь на этом вопросе. В наше время произведены эксперименты в Лондоне и в Соединенных Штатах Америки (в Duke University профессор Rhine) такого рода. Экспериментатор берет пять карточек, на которых изображены весьма простые чертежи, например, круг, квадрат, треугольник, крест, волнистая линия. Испытуемый субъект сидит перед экраном: экспериментатор кладет позади экрана одну из карточек чертежом вниз, притом не зная, какой чертеж он положил. Испытуемый субъект сосредоточивает свое внимание на карточке и сообщает, какой чертеж изображен на ней.

Таких опытов производят десятки тысяч. Если бы правильные ответы получались случайно, их было бы одна пятая: в действительности у многих испытуемых субъектов правильных ответов значительно больше, чем одна пятая. Таким образом существование внечувственного восприятия статистически доказано3.

Физик–философ де Бройль говорит, что нужно пересмотреть понятие времени и пространства. В действительности, так как эти формы творятся субстанциальными деятелями, понятие их не нужно изменять: единство времени и пространства вполне понятно, если они творятся сверхвременными и сверхпространственными деятелями. Что же касается понятия причинности, современной науке необходимо вернуться к метафизическому понятию причинности, которое так решительно отверг Джон Стюарт Милль в своей Системе Логики. Причинность как творение событий субстанциальными деятелями есть абсолютно необходимый закон. Но подчинение всех событий этому закону не есть детерминизм: события творятся волею сверхкачественных деятелей, придающих событиям определенную качественность, и ничто не заставляет волю деятеля в одинаковых условиях всегда действовать одинаково. Одна и та же причина, – говорит де Бройль, – может производить одно или другое из возможных действий4 .

 

Примечания

1  Доклад, прочитанный 15 января 1960 года в Парижском Научно–Философском Обществе под председательством профессора Д.П.Рябушинского, основателя Общества.

2  [YMCA–Press, 1956. В сборнике “Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция” (М., Республика, 1995) приведены только отдельные главы из этой книги. Практика наших издателей публиковать отрывки из цельных, выверенных авторами трактатов (ср. вышеупомянутую книгу Уайтхеда) достойна сожаления.]

3 [Эти опыты подверглись жесткой критике, и сейчас вряд ли их можно считать достоверными (см. Хэнзел Ч. “Парапсихология”. М., Мир, 1970; Рузе М. // Наука и жизнь, 1981, № 6. С. 152). Однако никакими опытами, разумеется, невозможно опровергнуть сам феномен ясновидения.]

4 См. мою книгу Свобода воли.