© 1996 г.

ПРОБЛЕМА ЭФИРА: ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ
В ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ ФИЗИКИ

Симанов А.Л.

I.

Фундаментальные исследования в физике всегда были связаны с проблемами пространства и времени. Даже в классический период развития физики, когда, казалось бы, господствовало ньютоновское видение пространства как трехмерного бесструктурного вместилища вещей и процессов, исследователи, решая проблему распространения сигналов, пытались “оструктурить” пространство. Да и “очевидная” трехмерность пространства требовала более глубокого обоснования своей природы, чем просто ссылки на теоретическое описание реальности, вполне удовлетворительное в своем трехмерном варианте. Введение представлений об эфире – один из вариантов такого “оструктуривания”, которое вполне согласовывалось с трехмерностью, однако вызвало значительные трудности в интерпретации ряда физических проблем, так что в итоге пришлось пересмотреть основания самой физики. Такой пересмотр привел к созданию специальной теории относительности (СТО).

Создание СТО “сняло” проблему эфира, попросту отказав ему в праве на существование. И до сих пор любые попытки ввести в научный обиход представления об эфире в какой бы то ни было форме считаются, по меньшей мере, антинаучными, подобно попыткам разработать вечный двигатель. Но, тем не менее, эти попытки повторяются вновь и вновь. Чем же так привлекательна идея эфира в любых ее ипостасях? Здесь, на мой взгляд, можно указать на несколько моментов, определяющих у современных исследователей интерес к нему. Прежде всего – его очевидная субстанциональность и определенная наглядность. Кроме того, эфир можно попытаться представить как некую первосубстанцию, первоматерию. Но основное, конечно, то, что создание непротиворечивой модели эфира, по мнению сторонников этого направления, позволит не только переформулировать теорию относительности, а, возможно, и отказаться от нее, создав теорию более фундаментальную и более “физическую”. Очевидно, что все эти положения требуют дополнительных разъяснений.

Действительно, в борьбе идей вокруг эфира забывают об одном важном моменте: есть эфир и ... эфир. В физике понятие эфира получило гражданство с развитием оптики, в процессе противоборства корпускулярной и волновой концепций света. Для корпускулярной теории камнем преткновения оказалось открытое в 1665 г. явление дифракции. В свою очередь, волновая теория того времени не могла объяснить прямолинейного распространения света в пустоте.  

Известно, что волновой процесс представляет собой распространение колебаний в какой–либо среде. Гук, современник Ньютона, сторонника и одного из авторов корпускулярной теории, предположил, что и свет распространяется в некой среде. Эту идею поддержал Гюйгенс, который и дал этой среде название “эфир”.  Свой труд – “Трактат о свете”– он начинает с критики теорий Декарта, Гримальди и Ньютона. Отмечая, что “доказательства, приводимые в этом трактате, отнюдь не обладают той же достоверностью, как геометрические доказательства (выделено мною – А.С.), и даже весьма сильно от них отличаются, так как в то время, как геометры доказывают свои предложения с помощью достоверных и неоспоримых принципов, в данном случае принципы подтверждаются при помощи получаемых из них выводов. Природа изучаемого вопроса не позволяет, чтобы это происходило иначе” [1]. Гюйгенс утверждает, что в принципе для высокой степени правдоподобия  достаточно того, что “вещи, доказанные с помощью... предполагаемых принципов, совершенно согласуются с явлениями, обнаруживаемыми на опыте, особенно когда таких опытов много и, что еще важнее, главным образом, когда открываются и предвидятся новые явления, вытекающие из применяемых гипотез, и оказывается, что успех опыта в этом отношении соответствует нашему ожиданию” [2]. Этот познавательный принцип, к обсуждению которого я еще вернусь, и послужил методологической основой, определившей обоснование существования эфира и определение его свойств. Если свет состоит из корпускул, то как он может распространяться прямолинейно, не испытывая отклонений, особенно в телах? И как это может быть, чтобы два пересекающихся пучка лучей, то есть два потока частиц, не возмущали друг друга путем взаимных соударений? Поскольку свет возникает, например, от огня и пламени – от тел, находящихся в очень быстром движении, этот же свет, сконцентрированный зеркалом, способен сжигать предметы, то есть разъединять их на части, постольку “нельзя сомневаться в том, что свет состоит в движении какого–то вещества” [3]. Но что это за вещество?

Ответ на этот вопрос Гюйгенс искал, сопоставляя движения звука и света, определяя, в каких отношениях они похожи друг на друга и в чем они расходятся. Показав таким образом, что веществом, движением которого мог бы быть свет, не может быть воздух, так как свет распространяется и в безвоздушном пространстве, Гюйгенс утверждает, что это должно быть некой эфирной материей – “утонченной материи частиц”. Такие частицы, по его мнению, должны “сколь угодно приближаться к совершенной твердости и сколь угодно быстро восстанавливать свою форму” [4]. Интерес представляет его замечание, что частицы эфира, несмотря на свою малость, могут состоять из еще более мелких частиц и благодаря своей упругости обеспечивать распространению света одну и ту же скорость. Эта материя заполняет всю Вселенную, проникает во все тела, чрезвычайно разрежена, так что она не проявляет свойств тяжести, но очень жесткая и упругая. Подобную идею выдвигал и Декарт, но Гюйгенс пошел значительно дальше. Он утверждал, что такие свойства вполне обеспечивают механизм распространения света – от частицы к частице через посредство вторичных сферических волн. Это волнообразное движение, вызываемое столь малыми частицами и движениями, способно распространяться на большие расстояния, потому что “бесконечное число волн, исходящих, правда, из различных частичек светящегося тела, на большом расстоянии от него соединяются для нашего ощущения только в одну волну, которая, следовательно, и должна обладать достаточной силой, чтобы быть воспринятой” [5]. Интересен тот факт, что именно это и представляет собой известный принцип построения огибающей волны, вошедший во все учебники физики как принцип Гюйгенса. Он истинен, несмотря на то, что основания для его формулировки считаются ложными. Именно с помощью этого принципа Гюйгенс блестяще объяснил частичное отражение, преломление и полное внутреннее отражение, корпускулярный подход к которым вынуждал создавать крайне сложные теории с массой дополнительных гипотез. Объяснение и экспериментальное подтверждение двойного лучепреломления в кварце явилось триумфом теории Гюйгенса. Однако считая колебания эфира продольными, хотя Гук уже выдвигал предположение о поперечности световых волн, Гюйгенс не смог объяснить ряд оптических явлений и отметил, что “по–видимому, нужно принять еще другие предположения сверх сделанных мною, хотя последние и сохраняют все свое правдоподобие, будучи подтвержденными столькими доказательствами” [6].

Дальнейшее развитие представления о физическом эфире получили, в частности и, прежде всего, в исследованиях Френеля, экспериментально обосновавшего волновой характер света и слившего воедино три принципа волновой теории: принцип элементарных волн, принцип огибающей и принцип интерференции. В отличие от геометризированной оптики Гюйгенса Френель придал распространению света физический смысл, используя для описания этого процесса понятие импульса элементарной световой волны [7]. Тем самым было окончательно согласовано прямолинейное распространение света с его волновым механизмом. При изучении поляризации Френель пришел к выводу, что световая волна совершает поперечные колебания [8], и этим самым поставил перед эфирной гипотезой света неразрешимую проблему: из поперечности колебаний следует, что эфир, будучи тончайшим и невесомым, должен в то же время быть и наитвердейшим, ибо только твердые тела передают поперечные колебания. Пытаясь разрешить эту проблему, Френель построил свою модель эфира, согласно которой эфир, заполняя всю Вселенную, пронизывает и все тела, которые вызывают изменение механических свойств и характеристик эфира. Из–за этих изменений при переходе упругой волны возбуждения в эфире из свободного эфира в эфир, содержащийся в веществе, на поверхности раздела часть волны проникает в вещество, а часть – поворачивает обратно. (Этим обосновывалось и явление частичного отражения, долгое время бывшее непонятным физикам). Скорость распространения волновых колебаний в среде зависит от длины волны, а при заданной длине волны она тем меньше, чем более преломляющей является среда. В результате было закончено построение волновой оптики, объяснившей все известные тогда световые явления на основе гипотезы о светоносном эфире. И, хотя и главное противоречие в свойствах эфира не было устранено, представления об эфире утвердились в физике до конца XIX в.

Но не только оптические исследования в физике определяли интерес к эфиру. Весь стиль мышления того времени фактически требовал развития представлений о нем. В значительно мере он был обусловлен философскими и методологическими взглядами, оказывающими воздействие на развитие науки. Здесь можно выделить два интересующих нас момента: во–первых, проблема эфира связывалась, как я уже отмечал, с проблемой структуры пространства, во–вторых, идея эфира могла способствовать решению проблем первовещества и структуры Вселенной.

В первом случае существовали два варианта решения. Первый, который в данном случае менее интересен, но к его анализу мне придется возвратиться при обсуждении противостояния идеи эфира и СТО, “геометризации” и “физикализации” пространства, сводился к отождествлению пространства и пустоты, в которой двигаются атомы (корпускулярно–пустотный вариант). Казалось, что успех ньютоновской механики, основанной в том числе и на идее абсолютного пространства, обосновал истинность такого решения. Отождествление пространства с пустотой казалось очевидным и из самых общих соображений. Действительно, пространство существует везде, в то время как вещественные предметы находятся лишь в отдельных областях пространства, которые отделяют эти предметы друг от друга и позволяют их идентифицировать и дифференцировать. Пространство от материи, таким образом, не зависит, как не зависит отсутствие материи (пустота) от ее наличия. Пространство не зависит и от времени, потому как благодаря отсутствию материальной сущности не имеет качеств, способных изменяться. Само движение возможно только потому, что существует пустое пространство. Ньютон полагал, что он доказал существование такого пространства возникновением центробежных сил при вращательном движении, которое является абсолютным. А абсолютное движение возможно в абсолютном пространстве. Таким образом, пространство предстает перед нами как необходимое условие существования материи, не зависит от последней, является пустым и абсолютным [9]. Это пространство, как и движение в нем, можно с легкостью “геометризировать”, что и было проделано Ньютоном и его последователями. Потому, видимо, “Математические начала натуральной философии” так напоминают геометрический трактат [10]. Казалось бы, в таком пространстве и в такой физике эфиру места нет.

Второй вариант связан с интерпретацией пространства в контексте расположения друг относительно друга реальных объектов, что идет еще от Аристотеля. В таком пространстве нет места пустоте, оно объединено с веществом. Наиболее отчетливо это выражено в картезианской философии и физике. Как известно, Декарт сводил бытие к протяженности: “...природа материи, или тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно – вещь твердая, весомая, окрашенная или каким–либо иным образом воздействующая на наши чувства, но лишь в том, что оно – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину” [11]. Обосновывая данный тезис, он приходит к выводу, что нечто является телом только тогда, когда оно обладает трехмерной протяженностью. Тем самым тело объективно не отличается от внутреннего места тела, а внешнее место – это поверхность тел, соприкасающихся с данным телом.  Но как же быть тогда с разряжением тела? Дается ответ и на этот вопрос: между частицами тела находится не пустота, а другие тела, как вода в губке [12]. Таким образом, “пространство, или внутреннее место, также разнится от тела, заключенного в этом пространстве, лишь в нашем мышлении. И действительно, протяжение в длину, ширину и глубину, образующее пространство, образует и тело. Разница между ними только в том, что телу мы приписываем определенное протяжение, понимая, что оно вместе с ним изменяет место всякий раз, когда перемещается; пространству же мы приписываем протяжение столь общее и неопределенное, что, удалив из некоторого пространства заполняющее его тело, мы не считаем, что переместили и протяжение  этого пространства, которое, на наш взгляд, пребывает неизменным, пока оно имеет ту же величину и фигуру и не изменяет положения по отношению к внешним телам, которые мы определяем это пространство”  [13].

Телесность, с точки зрения Декарта, неограниченна в своей протяженности, потому пространство бесконечно. “... Этот мир, или протяженная материя, составляющая универсум, не имеет никаких границ, – утверждал философ, – ибо, даже помыслив, что они где–либо существуют, мы не только можем вообразить за ними беспредельно протяженное пространство, но и постигаем, что они действительно таковы, какими мы их воображаем. Таким образом, они содержат неопределенно протяженное тело, ибо идея того протяжения, которое мы постигаем в любом пространстве, и есть подлинная и надлежащая идея тела” [14]. Кроме того, поскольку не могло быть всеобщей бестелесной пустоты для создания мира, постольку мир, а, следовательно, и пространство вечны. Но какова структура пространства? Видимо, она определяется взаимным расположением примыкающих друг к другу материальных тел, не имеющих пор, то есть тел, мыслимых мельчайшими. Однако это только первый, совершенно очевидный для Декарта вывод. Он идет дальше и глубже: структура пространства определяется еще и движением материальных тел. Действительно, утверждает он, “во всем универсуме существует одна и та же материя и мы познаем ее единственно лишь в силу ее протяженности” [15]. Все свойства, которые воспринимаются в материи, сводятся к ее делимости и подвижности в своих частях. Стало быть, “материя способна принимать различные состояния, которые, как мы видели, могут вытекать из движения ее частей” [16]. Тем самым движение есть не что иное, как действие, посредством которого данное тело переходит с одного места на другое, а в более общем смысле – “есть перемещение одной части материи, или одного тела, из соседства тех тел, которые с ним соприкасались и которые мы рассматриваем как находящиеся в покое, в соседство других тел” [17]. Если пустоты нет и все частицы примыкают друг к другу, то движение одной из них вызывает движение всех других. В итоге “нигде нет ничего неизменного”, всюду царит вечное изменение. Это приводит к изменению плотности и появлению пластичности материи, то есть возникают локальные возмущения ее, а, следовательно, и протяженности – пространства. Пространство, таким образом, анизотропно и неоднородно.

В физике Декарта взаимодействие тел сводится к соударениям, в результате чего траектории движения искривляются. Каждое соударение не превращает прямолинейное движение в криволинейное, оно лишь меняет одно прямолинейное направление на другое, также прямолинейное. Но большое число соударений всегда дает замкнутую траекторию, образуя тем самым вихрь, так как тело может двигаться в заполненном пространстве только в том случае, когда одно тело уступает место, дорогу другому, то – третьему и т.д., пока последнее из захваченных вихрем тел не займет внешнее место первого тела. Возникающие завихрения перемещающихся масс определяют криволинейный характер геометрии движения материальных тел, в частности планет [18]. Эту концепцию вихрей Декарт связывает с представлениями об абсолютной упругости тел и абсолютно упругом ударе. Иначе и быть не могло – все дело в представлении о форме и размерах тела, его сущности как о свойствах, сохраняющихся при движении и гарантирующих тождественность тела самому себе. Фактически, мы имеем здесь физикализацию геометрии (или геометризацию физики?).

Эти идеи Декарта оказались настолько общими и фундаментальными, что последующее развитие физики во многом сохранило их. Для классической физики существование тождественных себе тел остается исходным постулатом. В квантовой механике, в том числе и в релятивистской квантовой механике, существование таких тел является необходимой компонентой теории, без которой квантовые представления о трансмутациях частиц теряют смысл. Известно также влияние идей Декарта на Эйнштейна, и, как можно легко увидеть, в общей теории относительности приведенный здесь тезис Декарта получил соответствующую интерпретацию.

Все тела по Декарту состоят из мельчайших частиц (“... деление необходимо следует из природы материи”), но это не атомы в традиционном их понимании. Существует три рода таких частиц, определяющих структуру мира. Отличие этих частиц определяется характером их движения [19]. Частицы первого рода – осколки, отделившиеся от остальной материи и движущиеся с такой скоростью, которой достаточно для их деления на бесконечное число более мелких частиц, приспособленных к точному заполнению мельчайших уголков и промежутков. Вторые – форма всей остальной материи, которая делится на округлые частицы, но и эти частицы могут делимы на еще более мелкие. Третий род частиц – это грубые частицы, имеющие форму, малопригодную для свободного движения, каким обладают частицы двух первых родов. Именно из частиц второго рода, по Декарту, и состоит эфир, в котором распространяется свет. Среда, состоящая из таких частиц, подобна жесткому стержню, который смещается под действием движения частиц светящегося тела и воздействует на глаз. Таким образом, мы видим здесь эфирный, но ярко выраженный корпускулярный характер света. В связи с этим отмечу, и далее воспользуюсь этим, что и в эфирной волновой  теории света последний является волной, связанной с колебательным движением  частиц эфира. Следовательно, и волновая теория света носит корпускулярный характер?

Лейбниц, критикуя картезианство и картезианскую физику с тех же континуалистских позиций, ставил своей целью перестроить картезианскую систему кинетического объяснения процессов на динамическую их интерпретацию. Но сама логика динамического представления механических и математических понятий, которые он использовал, ломала рамки лейбницевской философской и физической схем и с неизбежностью приводила к идее атомизма, противостоящей континуализму.

Исходный пункт критики Лейбницем картезианства – невозможность индивидуализации тела, лишенного других свойств, кроме протяженности. Действительно, если вещь обладает только протяженностью, то в мире не может быть движения [20]. “... Всякое действие тела есть движение” – утверждал философ [21]. Не может быть в этом случае ни разнообразия, ни сцепления частей тела, ни их непроницаемости. В конце концов, сама протяженность тела не имеет смысла, если тело не обладает динамическими свойствами. Тело проявляет свою протяженность благодаря непроницаемости, в то время как по Декарту непроницаемость связана с частями самого пространства (что представляет собой физикализацию пространства). Иными словами, по Лейбницу непроницаемость является выражением динамических непространственных свойств тела. Протяженность же – результат действия непротяженной динамической субстанции, вернее, множества таких субстанций, которые Лейбниц назвал монадами. Эти монады, по его словам, создают само пространство [22]. Поскольку монады, в отличие от атомов, непротяженны, постольку пространство можно представить как порядок явлений, наблюдаемых в один и тот же момент времени. Тем самым пространство, фактически, объявляется феноменологической категорией. И поскольку монады относились к метафизическому миру духовных сущностей, постольку они не оказали какого–либо влияния на развитие физики, хотя некоторые сторонники концепции монад приписывали им характеристики непротяженных силовых центров. Однако эта концепция вела к представлению о протяженности атомов и к иерархии дискретных частей материи, что казалось крайне привлекательным, а также к концепции пространства, свободного от материальных тел и в то же время имеющего определенную структуру, обусловленную монадами. Ясно, что здесь много противоречий, но само по себе это было достаточно привлекательным с точки зрения попыток объяснить структуру и природу пространства не некоей пустотой, что вызывало еще большие трудности, но чем–то более конкретным. Тем более что лейбницевский вариант вводил в научный оборот представления о специфической форме актуальной бесконечности – такой бесконечности, которая может быть сосчитана, но практически такой пересчет невозможен и ненужен. Появляется принципиально пересчитываемое конечное множество, но рассматриваемое в качестве бесконечно большого, так как пересчитываемые элементы не сравнимы с ним, поскольку их поведение определяется другими законами, чем поведение множества. Таким образом, осуществляется логический переход к атомистике как иерархии протяженных тел. Но это было реализовано гораздо позже. Пока же монады использовались в физике как некое основание для существования разного рода первичных субстанций, типа электрической жидкости Франклина, в том числе и эфира.

Итак, какие же уроки можно извлечь из этого этапа развития физики и ее философии? Сначала выскажу очевидное и общепризнанное: шла борьба между сторонниками дискретного и континуального представлений, между атомистами и субстанционалистами. И тот, и другой подходы стремились объяснить одни и те же явления с разных позиций, но в обоих случаях возникали трудности, для разрешения которых необходимо было привлечение взглядов своих противников. И в представлениях об эфире и распространении света это нашло свое, пожалуй, наиболее яркое воплощение. Действительно, только корпускулярные представления о свете, распространяющемся либо в виде особого рода частиц – световых корпускул, в пустоте, либо в некой среде – эфире (в этом случае свет представлял собой смещение, изменение положения, места частиц эфира), не объясняли такие явления, как, например, интерференция или двойное лучепреломление.

В свою очередь, волновые представления, объясняющие то, что выходило за пределы понимания корпускулярных, требовали обязательного наличия среды, в которой эти колебания распространяются. И здесь примечательно то, что только один вариант объяснения световых явлений предполагал существование пустоты – условно говоря, ньютоновский. Отсюда удивительно, что не были замечены и объединены два варианта – корпускулярный и волновой, связанные с эфиром как средой, в которой распространяется свет. Такое объединение могло бы до определенной степени снять остроту борьбы двух линий. Но было ли такое объединение возможным? Многие скажут, что нет, хотя бы потому, что оно не произошло. Может быть, и так. Однако такое объединение могло бы существенно изменить направление развития физических исследований. Собственно, на мой взгляд, неявные, слабо выраженные попытки такого объединения были, что мы и покажем далее.

Другой важный урок связан с проблемами пространства, его природы и структуры, а также движения. Пустое пространство при всей своей очевидности большинству исследователей того времени казалось нонсенсом. Его пытались заполнить и оструктурить, сделать не только вместилищем, ареной событий, но и агентом, ответственным за физические процессы не только кинематически, но и динамически. Как мы увидим далее, это нашло свое выражение во введении понятия поля и в общей теории относительности. Пустое пространство облегчало решение физических задач, но только феноменологическое решение. Процессы фактически описывались, но не объяснялись. Их природа по большей части оставалась в стороне. Любые попытки объяснить явления приводили к субстанциальности пространства и к необходимости введения представлений о разного рода и разной формы материальных агентах. Проблема эфира в этом отношении является наиболее ярко выраженным феноменом и приобретает более широкое звучание, чем в контексте борьбы между сторонниками СТО и ее противниками. Она символизирует собой, прежде всего, борьбу между кинематистами–феноменологами и сторонниками, скажем так, объяснительной, в известной степени – динамической физики. И если для сторонников феноменологической физики описание процессов – единственная задача физики, то для желающих действительно понять мир задача физики – объяснение природы процессов, что первым кажется принципиально невозможным, а потому и не нужным. В дальнейшем, в эпоху формирования и расцвета квантовой механики и специальной теории относительности, казалось бы, сторонники первого взгляда одержали решительную победу. Но она оказалась пирровой. Мы потеряли не только наглядность в описании мира – мы потеряли, прежде всего, дух фундаментальности.

Во всяком случае, попытки описать мир динамическим, объясняющим образом всегда имели и будут иметь место. Разумеется, в этом случае мы не должны придерживаться мнения, что возможен только один какой–то вариант описания – либо динамический, либо кинематический. Они должны быть взаимодополняемыми. Надо всегда помнить, что сведение физики к набору эмпирически подтверждаемых либо получаемых формул, описывающих процесс, необходимо, но не достаточно для понимания мира. В связи с этим сторонники феноменологии должны принять, что нельзя довольствоваться общераспространенными и общепринятыми представлениями о мире, его природе и его законах.

В истории физики можно проследить две тенденции, которые на первый взгляд выглядят противоположными и которые, на мой взгляд, привели к делению физики на феноменологическую и объясняющую. Первая тенденция выражена в том, что физики открывают все новые объекты, явления и процессы, новые связи между ними. Они не находят места в уже устоявшихся теориях и концепциях, порой приводят к принципиальному их пересмотру. То, что ранее казалось простым, видится сейчас сложным. Многое из этой путаницы новых фактов остро воспринимается начинающим исследователем, но становится обыденным для исследователя–профессионала, занятого чаще всего решением более узких, конкретных (но не менее значимых и необходимых) задач. Физики–теоретики всегда были крайне консервативными в своих научных пристрастиях. И если мы получаем экспериментальное подтверждение наших выводов, то с такой ситуацией вполне можно смириться. Мы просто опишем новое, подберем для него формулы, проверим их эмпирически, и если результаты расчетов совпадают с результатами вычислений, то, можно сказать, мы имеем вполне удовлетворительную теорию этого нового. Однако такая ситуация мало приемлема для исследователя, желающего объяснить мир, и он ищет выход в том, что в истории физики существует и вторая тенденция.

Эта вторая тенденция выражена в том, что постоянно выявляются новые связи между объектами, явлениями и процессами, которые должны были, кажется, всегда оставаться отдельными, независимыми друг от друга. Это приводит к тому, что одна теория, одно описание охватывают разнородные, а порой и разнокачественные, объекты, явления, процессы. Как следствие, происходит объединение теорий и упрощение описания: одна формула охватывает описание широкого класса объектов, явлений и процессов. Иными словами, физика стремится к единству. А идея единства мира делает возможным и стимулирует поиск объяснения природы этих объектов, явлений и процессов. Очень долго считалось, что идея эфира позволит этой тенденции реализоваться в полной мере, поэтому во все времена она играла столь значительную роль в физических теориях.

Действительно, как я уже отмечал, эфир рассматривался как первоматерия, и даже более – как единственная истинная первооснова всего сущего. Более умеренные исследователи считали материю конденсированным эфиром. Третьи видели в материи только геометрическое место особенностей состояния эфира. “Например, – писал А.Пуанкаре, – по лорду Кельвину, то, что мы называем материей, есть лишь место точек, где эфир испытывает вихревое движение; по Риману, это – место точек, в которых эфир постоянно уничтожается; у других, более современных авторов, Вихерта или Лармора, это – место точек, где эфир подвергается кручению совершенно особого рода” [23]. Такое разнообразие точек зрения, опираясь на которые исследователи получали конкретные результаты, вполне согласующиеся с экспериментом и друг с другом, несмотря на различные исходные посылки, – постоянное состояние физики. Оно вызвано к жизни как особенностями физического познания, так и, видимо, особенностями самого мира.

Действительно, постоянно убеждаясь в несовершенстве наших кажущихся едиными теориях, мы, тем не менее, лелеем надежду, что еще одно усилие, и знание о мире, выраженное в наиболее общей форме, наконец–то будет получено. Охватывая своим разумом бесконечность мира, неужели мы не можем создать такую теорию, которая описывала бы эту бесконечность единым образом, так что мир казался бы нам неким единым целым? Но всякий раз нечто новое разрушало наши мечты, которые возрождались снова и снова, ибо мы интуитивно чувствуем, что мир все–таки един. Но что ответственно за это единство? Что его порождает, порождая одновременно все многообразие объектов, явлений и процессов? И мы снова возвращаемся к идее эфира, в которой находим новые противоречия, приводящие к новым открытиям. В этом отношении весьма показательна история электромагнетизма, связанная с реализацией идеи единства всех физических явлений.

Фундаментальный вклад в изучение электромагнетизма внес Фарадей, который был буквально вынужден результатами своих эмпирических исследований обратиться к проблеме строения материи. Начал он с традиционной критики атомизма. Если атомы и пространство, рассуждал Фарадей, представляют собой два различных структурных компонента мира, то следует признать непрерывность только пространства, так как атомы представляют собой различные и отделенные друг от друга объекты. Пространство, таким образом, должно пронизывать все тела, отделяя атомы друг от друга. Возьмем какой–нибудь изолятор, например, сургуч. Если бы пространство было проводником, то изолятор должен был бы проводить ток, потому что пространство служило бы как бы металлической сеткой. Следовательно, пространство является изолятором. Но возьмем какой–нибудь проводник. И здесь все атомы окружены пространством, но если пространство – изолятор, то ток не может проходить от атома к атому. Получается, что пространство должно быть проводником. Мы имеем, таким образом, теорию, противоречащую самой себе, и такой теории не место в системе физического знания [24].

Но если атомистическая теория не выдерживает критики, то ее необходимо заменить. И Фарадей выдвигает и обосновывает гипотезу, которая в дальнейшем привела к понятию поля. “Мы знаем силы и наблюдаем их присутствие в каждом явлении, но отвлеченной материи мы не встречаем ни в одном из них, – утверждал он. – Почему же мы должны признавать существование некоей вещи, о которой мы не можем составить себе никакого представления, вещи, представление о которой вовсе не является необходимостью для нашего мышления?” [25]. Таким образом, материю можно представить как систему сил, исходящих из центров сил, представляющих собой физические материальные точки. Такая материя существует повсюду, нет такой области пространства, где ее не было бы.

“Такой взгляд на строение материи, – продолжает Фарадей, – с необходимостью приводит, очевидно, к заключению, что материя заполняет собой все пространство или по крайней мере все пространство, в которой действуют гравитационные силы, потому что гравитация – это свойство материи, зависящее от определенной силы, а эта сила как раз и представляет собой материю. При таком понимании материи она не только взаимопроницаема, но и каждый ее атом простирается, так сказать, через всю солнечную систему, сохраняя, однако, свой собственный центр силы (выделено мною – А.С.)” [26]. Такой вариант объяснения структуры материи, по мнению Фарадея, позволяет обойтись без идеи эфира, который был переносчиком световых колебаний. Колебания света могут быть представлены как дрожание силовых линий.

Но не видим–ли мы здесь объяснение одного неизвестного через другое неизвестное? Да, нам непонятная сущность эфира, обладающего противоречивыми свойствами, но не понятна и сущность силы, а сами силовые линии – материальны–ли они? Существуют–ли некие реальные объекты, которые мы можем определить как силовые линии, как центры сил? Отсутствие ответов на эти вопросы вернуло исследователей на какзалось–бы проторенные, а потому понятные хотя бы на интуитивном уровне тропы классического механицизма или эфира, в зависимости от их пристрастий и склонностей, что мы видим на первых этапах развития электродинамики.

Первые этапы развития электродинамики в ее объяснительном варианте, казалось бы, подтверждали существование эфира. Свет, электричество и магнетизм, ранее представлявшиеся совершенно независимыми друг от друга, объединились в одно – электромагнетизм. Максвелл пытался объединить их механическим образом, создав механическую модель электромагнитных явлений. “В различных местах этого трактата, – пишет Максвелл, приступая к изложению электромагнитной теории света, – делалась попытка объяснения электромагнитных явлений при помощи механического действия, передаваемого от одного тела к другому при посредстве среды, занимающей пространство между этими телами. Волновая теория света также допускает существование какой–то среды. Мы должны теперь показать, что свойства электромагнитной среды идентичны со свойствами светоносной среды... Мы можем получить численное значение некоторых свойств среды, таких, как скорость, с которой возмущение распространяется через нее, которая может быть вычислена из электромагнитных опытов, а также наблюдена непосредственно в случае света. Если бы было найдено, что скорость распространения электромагнитных возмущений такова же, как и скорость света, не только в воздухе, но и в других прозрачных средах, мы получили бы серъезное основание для того, чтобы считать свет электромагнитным явлением, и тогда сочетание оптической и электрической очевидности даст такое же доказательство реальности среды, какое мы получаем в случае других форм материи на основании совокупности свидетельств наших органов чувств” [27].

Но в конечном итоге выяснилось, что уравнения Максвелла оказались неинвариантными относительно преобразований Галилея и неприменимыми к телам, движущимся по отношению к эфиру. Все более очевидным казалось, что реально поле, но не эфир. Тем более, что экспериментально подтвержденная Герцем электромагнитная теория Максвелла  привела, в контексте идеи эфира, к опытам Физо и Майкельсона, результаты которых полностью противоречили этой идее. Но само поле оставалось “вещью в себе”. Герц пытался спасти идею эфира, приняв гипотезу Стокса о полном увлечении эфира. Он нашел систему уравнений, инвариантных по отношению к галилеевским преобразованиям и превращающимся в частном случае покоящегося тела в уравнения Максвелла, но полученные им уравнения противоречили опыту Физо [28].

Лоренц пытался разрешить эти проблемы, не используя механического истолкования – он считал, что в последнем случае (и это действительно так) есть противоречие с третьим законом Ньютона – законом действия и противодействия. Им была выдвинута идея ввести в уравнения Максвелла дискретную структуру электричества. Лоренци принял существование эфира как единого, геометрически неизменного диэлектрика, лишенного внутренних движений, не подверженного внешним механическим воздействиям. Вещество же, по его мнению, состоит исключительно из элементарных частиц электричества. По этой гипотезе каждый движущийся электрон создает вокруг себя электромагнитное поле, а при изменении своего движения он излучает электромагнитные волны. “Таким образом, уравнения Максвелла являются усредненными статистическими уравненями электромагнетизма, вытекающими из “лоренцевской тонкой структуры” [29]. Исходя из таких предпосылок, Лоренц получил пять основных уравнений, из которых, по его мнению, вытекали все законы электромагнетизма. Хотя эта теория и была воспринята с известной долей скептицизма, тем не менее А.Пуанкаре отмечал, что “эта теория..., бесспорно, лучше всех истолковывает известные нам факты, освещает больше реальных отношений, чем любая другая, и свойственные ей черты войдут в наибольшем числе в будущее окончательное построение” [30]. Теория была очень привлекательной, потому что она очень просто истолковывала ряд явлений, которые не могли объяснить в достаточной мере удовлетворительно прежние теории, в том числе и теория Максвелла в ее первоначальной форме. К числу таких явлений относились аберрация света, частичное увлечение световых волн, магнитная поляризация, явление Зеемана.

Но существовали и проблемы, которые не решались в рамках лоренцевской теории. Дело в том, что, по Лоренцу, явления, происходящие в некоторой системе, казалось, должны были зависеть от абсолютной скорости движения этой системы, что противоречило идее относительности пространства, идущей еще от классической механики и казавшейся достаточно очевидной. Действительно, если два заряженных проводника двигаются относительно друг друга с одной и той же скоростью, то они находятся в относительном покое, а электромагнитное взаимодействие между ними таково, что они должны притягиваться друг к другу. Измерив это взаимодействие, говорили противники Лоренца, мы определим абсолютную скорость проводников. Но сторонники лоренцевской теории утверждали, что здесь будет измерена скорость их отсительно эфира, и принцип относительности, таким образом, здесь не нарушается.

Лоренц дал более удовлетворительный ответ, известный как преобразования, названные его именем. В то время как при преобразованиях Галилея время остается неизменным для двух систем, движущихся равномерно и прямолинейно одна относительно другой, при лоренцевских преобразованияхпри переходе от одной системы к другой время изменяется. Поэтому Лоренц ввел понятие местного времени, не приписывая, правда, ему никакого физического смысла, но поиском которого некторые исследователи пытаются заниматься и сейчас. Уравнения Максвелла оставались инвариантными относительно преобразований Лоренца, но неинвариантными оказывались уравнения классической механики. Так что расхождение между классической механикой и уравнениями Максвелла не было устранено.

Оставалась, таким образом, нерешенной проблема согласования электродинамики, классической механики и результатов опытов Физо и Майкельсона–Морли. И хотя при всем том, что электродинамика, как и классическая механика, удовлетворительно описывала реальность в контексте исследуемого ею предмета, стремление к единству физики требовало в обязательном порядке согласования двух этих отраслей физического знания. Такое согласование стало возможным при отказе от идеи эфира, но при полной потере ясности в понимании природы и структуры материи, пространства и времени. Оно было осуществлено с созданием специальной теории относительности, решившей эту проблему, но обострившую проблему структуры материи.

(Продолжение следует)

 

Литература

1. Гюйгенс Х. Трактат о свете, в котором объяснены причины того, что с ним происходит при отражении и при преломлении, в частности при странном преломлении исландского кристалла // Голин Г.М., Филонович С.З. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX в.): Справ. пособие. М.: Высшая школа, 1989. С. 131.

2. Там же, с. 131 – 132.

3. Там же, с. 132.

4. Там же, с. 133.

5. Там же, с. 135.

6. Там же.

7. См.: Френель О. Избранные труды по оптике. М.: Гостехиздат, 1955.

8. См.: Там же, с. 630.

9. См.: Мостепаненко А.М. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л.: Наука, 1969. С. 38 – 39.

10. См.: Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Крылов А.Н. Собр. трудов. Т.VII. М.–Л., 1936.

11. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 350.

12. См.: Там же, с. 351.

13. См.: Там же, с. 353.

14. Там же, с. 359.

15. Там же.

16. Там же, с. 360.

17. Там же.

18. Там же, с. 360 – 366.

19. См.: Там же, с. 396 – 398.

20. См.: Лейбниц Г.–В. Сочинения в 4–х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 80 –102.

21. Там же, с. 84.

22. См.: Там же, с. 421.

23. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука. С. 107.

24. См.: Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970. С. 275 – 276.

25. Цит.по: Льоцци М. История физики, с. 276.

26. Там же.

27. Максвелл Дж.К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. М.: Гостехиздат, 1954. С. 550 – 551.

28. См.: Льоцци М. История физики, с. 320.

29. Там же, с.321.

30. Пуанкаре А. О науке, с. 110.

 

Институт философии и права
Сибирское отделение
г. Новосибирск