От редколлегии

Разного рода предисловия и введения пишутся обычно, чтобы оправдать издание либо разъяснить авторскую позицию для тех, кто не имеет терпения прочитать издание полностью и предпочитает поверхностно ознакомиться с ним. Для данного предисловия справедливым, видимо, будут оба замечания. Мы хотим “оправдать” необходимость издания нового журнала и в то же время (что вполне естественно) изложить свое отношение к той познавательной ситуации, сложившейся в науке в целом и в естествознании в частности, в соответствии с которой необходимо издание именно такого журнала.

Анализ современного состояния науки, и прежде всего таких ее фундаментальных разделов, как физика и математика, приводит нас к выводу, что она стоит на пороге новой научной революции: от неклассической науки мы переходим к науке постнеклассической. Признаками этого являются не только и не столько новые теоретические концепции, идеи и даже теории (типа теорий и концепций великого объединения, космомикрофизики и т.п.), сколько проблемы, принципиально не решаемые в рамках обычных, неклассических, методов и подходов, в рамках существующего мировоззрения. Разного рода расходимости, сингулярности, логические и математические противоречия и проблемы множатся с каждой новой гипотезой, с каждым новым предположением.

Существование проблем, не решаемых сложившимися методами, только один из признаков приближающейся научной революции. Другим признаком являются попытки решить эти проблемы нестандартными методами, да и сами поиски таких методов, красноречиво свидетельствующие об их необходимости.

Однако вправе ли мы говорить о научной революции, говоря только о физико–математических науках? Разумеется, нет: аналогичные по степени фундаментальности, а порой и по содержанию, философские, методологические и методические проблемы стоят перед социальными и биологическими науками, перед химией и экологией. И, пожалуй, самая общая проблема, характерная для всего научного познания, — проблема интеграции научных теорий и самих наук, с новой силой вызванная сегодня к жизни традиционной для развития научного познания тенденцией к обобщенному описанию (описанию единым языком, единым формализмом) разных областей реальности. В физике это проявляется в концепциях великого объединения и в попытках построить космомикрофизику, объединяющую в единую теорию физику микро– и мегамира, в цикле социальных наук — во все более усиливающемся стремлении создать такую теорию развития человеческого общества, человеческой цивилизации, которая не только объяснила бы особенности современного этапа развития цивилизации, но и позволила бы выявить закономерности, знание которых дает возможность обеспечить устойчивость развития общества, сформулировать соответствующую устойчивому развитию систему ценностей, разработать отвечающие такой системе ценностей экономические и политические системы. Поиск адекватных данным проблемам и целям методологии и методов — одна из важнейших задач современных философских и философско–методологических исследований, без удовлетворительного решения которой продвижение остальных исследований по меньшей мере затруднительно. Однако решение данной задачи  осложнено тем, что традиционно методологические проблемы той или иной отрасли научного знания решались в лучшем случае одновременно с проведением конкретно–научных исследований, но чаще всего рассматривались post factum — в период или даже после завершения формирования теории. Сейчас же последний вариант совершенно неприемлем.

Дело в том, что на всех предшествующих этапах развития науки, и прежде всего естествознания, характер методологии принципиально не менялся — он оставался аристотелевским, соответствующим логике обыденного опыта. Формулировки базовых методологических принципов могли меняться и менялись в своей содержательной части, оставаясь по духу теми же самыми и в случае классической, и в случае неклассической науки. Выявлялись, конечно, и новые принципы, но и они были духовно аристотелевскими, лучше сказать — линейными. Это позволило использовать их (явно или неявно — зависело от научной культуры исследователя) при разработке новой теории, уточняя лишь по мере необходимости, а чаще — по мере развития теории, их содержательную часть. Разумеется, и здесь были свои исключения, особенно с принципом причинности, но сути дела это не меняло.

Мы обращаем особое внимание на философию, логику и методологию естествознания, так как именно эти “обслуживающие” дисциплины являются одновременно и тормозом, и залогом прогресса современных научных исследований, тем условием, фактором, без успешного и приоритетного развития которых развитие науки стало сейчас весьма затруднительным: без выяснения и уяснения исходных философских и методологических оснований и принципов невозможен последовательный пересмотр концептуальных конкретно–научных оснований (особенно с учетом нарастающей абстрагированности их от “очевидных”, т.е. основанных на непосредственных перцепциях, представлений).

Но кроме этого следует обратить более пристальное внимание на достижения наших предшественников, поразительно перекликающиеся с современной наукой и предвосхищяющие ее методологию именно в той части, которая приближается к постнеклассическим представлениям. Близкое знакомство с ними не с целью современной их переинтерпретации и поиска простых параллелей, а с целью поиска того, что может быть использовано в современном научном познании, в решении проблем современной науки, представляется актуальным и просто необходимым — известно, что многие мысли и идеи предшественников, не получившие по тем или причинам дальнейшего развития, оказываются весьма современными, не просто созвучными духу нашей эпохи, но и способствующими получению ответов на стоящие перед нами вопросы.

Исследование наблюдаемой эволюции науки, в том числе и естествознания, к постнеклассицизму предполагает анализ самой эволюции и тех факторов, которые связаны с развитием и общества, и человека. Дело в том, что со всей очевидностью такая эволюция меняет традиционную систему ценностей, опирающуюся на идею удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека и общества и определяющую уровень развития общества уровнем потребления: чем выше потребление материальных продуктов (независимо от их вида), тем выше и уровень развития общества. Такой подход в условиях ограниченности ресурсов особенно опасен, когда потребление измеряется не в абсолютных, а в относительных или средних величинах. Он приводит к усилению дифференциации в обществе, но еще и замедляет развитие фундаментальных научных исследований, исследований на перспективу, не дающих сиюминутного прикладного результата. Финансирование таких исследований все более сокращается, и не только в России, но и в мире в целом. Между тем без этих исследований устойчивое развитие цивилизации становится весьма проблематичным.

Постнеклассическая наука, по нашему мнению, — прежде всего наука фундаментальная, по–новому трактующая проблемы пространства–времени, структуры реальности и т.д. Ясно, что сиюминутных прибылей от нее не получить. Но ясно также, что она явится базой будущих конкретных, прикладных исследований и разработок, могущих иметь решающее значение для действительно устойчивого развития человеческой цивилизации хотя бы в смысле обеспечения ее новыми источниками так недостающей нам сейчас энергии. Для развития же самой постнеклассической науки необходимо переосмыслить существующий сейчас философский и методологический фундамент научного знания в направлении его нелинейности, дальнейшего отхода от аристотелевского духа, в сторону его толерантности и дополнительности.

Однако существующие сейчас издания, в том числе и периодические, в лучшем случае мало связаны с анализом философских и методологических проблем современной науки, тем более — формирующейся постнеклассической науки, а изданий по философии, методологии и логике естествознания практически нет. Трудности с публикацией результатов исследований общеизвестны. Они гораздо более велики при попытках изданий, которые не могут принести коммерческую прибыль, а именно таковы прежде всего материалы по методологии естествознания. В связи с этим мы решили предпринять попытку выпуска самостоятельного издания с привлечением самого широкого круга как российских, так и зарубежных исследователей, продолжающих интересоваться философией и методологией современной науки.

Кроме обычных материалов, редколлегия считает необходимым включать в наше издание статьи, имеющие несомненно дискуссионный характер, статьи и фрагменты работ классиков науки, информацию о новых изданиях, о семинарах, конференциях и конгрессах по философии и методологии науки и др.

Наше издание имеет некоммерческий характер и выпускается благодаря добровольной материальной поддержке организаций и частных лиц, а также за счет энтузиазма организаторов. Редколлегия будет благодарна всем, кто сможет оказать как идейную, так и финансово–материальную помощь и поддержку выпуску единственного в России издания по философии, методологии и логике науки, и прежде всего —  естествознания.