М.Новицкая

К вопросу о современном бытовании русской духовной поэзии

Всякий раз, когда наступает новый этап в развитии национального сознания, меняются формы и интенсивность бытования русской духовной поэзии, ее содержание и поэтика. Задача статьи – обратить внимание на некоторые особенности современного бытования русской духовной поэзии, на проявившие себя тенденции развития ее в 90-е годы ХХ века.

Русская духовная поэзия – область поэтической словесности, осмысляющая мироздание, бытие человечества и человека, мировую историю и историю своего народа через христианские сюжеты, образы, мотивы. Именно это общее назначение – осмыслять взаимоотношение "мир – человек" в соотнесении с Высшим Началом – позволяет объединить в единое развивающееся целое два пласта русской духовной поэзии: авторское поэтическое творчество христианского содержания и народные духовные стихи  произведения анонимных авторов, чаще всего эпические1.

И тот, и другой пласты находятся в сложной связи с канонической и апокрифической христианской литературой и во взаимной связи друг с другом. Создателями, носителями, исполнителями, слушателями, читателями русской духовной поэзии в прошлом были и профессиональные авторы, творившие плоть и душу русской литературы, и поэты-дилетанты, простые миряне и священнослужители, монахи, крестьяне и городские жители – все, кто чувствовал душевную потребность воплотить в поэтическом слове великие нравственные истины христианства. Так, если обратиться к авторской духовной поэзии XVIII – нач. ХХ вв., то в числе ее создателей мы найдем имена известных русских поэтом М.Хераскова, Г.Державина, М.Ломоносова, А.Хомякова, П.Вяземского, М.Лермонтова, А.Майкова, Я.Полонского, Ф.Тютчева, С.Надсона, А.Апухтина, К.Романова (К.Р.) и многих, многих других. Наряду с творчеством этих поэтов мы находим и произведения Святителя Дмитрия Ростовского, Митрополита Московского Филарета, игуменьи Парфении, архиепископа Херсонского Иннокентия, епископа Гермогена2.

Наше время тоже дает впечатляющую картину духовных исканий, в связи с чем усилился интерес к духовной поэзии, появилась душевная потребность в ней у многих людей и старшего, и младшего поколений. Это по-разному проявляется сейчас в разных слоях народа*.

* При этом надо уточнить само понятие "народ". В связи с изменениями в стратификации общества нельзя в это понятие вкладывать ограничительный смысл, когда народом называется крестьянство или городское "простонародье". Народ – общность людей и поколений, осознающих и свободно принимающих базовые нравственные, эстетические, социальные ценности, лежащие в основании самоосознания, самоопределения ими своего места в мире. Благодаря этому создается преемственность, позволяющая сознанию народа и сохранять крепкий духовный стержень, и развиваться во времени.

Результатом работы в Павлово-Посадском, Щелковском и Шатурском районах Московской области стали записи духовных стихов традиционного типа. Среди них – и стихи о расставании души с телом, и сюжеты о двух братьях Лазарях, об Алексее, человеке Божьем и многие другие. Комментарии певцов позволяют сделать вывод о том, что исполнительская традиция по существу никогда и не прерывалась окончательно. Духовным стихам учились "друг от дружке", их "так в тетрадках друг дружке передавали", "где приходилось, там и списывали". При этом исполнители утверждают, что произведения передавались друг другу во время общения вне храма, то есть обслуживали духовные потребности людей в повседневном быту.

Особенно устойчив корпус поминальных стихов, которые поются и сразу после похорон, и на девятый день, и в "беседе на шесть недель", на сороковой день по кончине: "На всех светит солнце", "Незаметно век проходит", "Пришли душу проведать на сороковой ее денечек" (две редакции), "Ой вы, голуби, ой вы, сизые", "Не унывай, душе", "Скоро праздник мой настанет". Если духовный стих не могли исполнить "на голос" (спеть), его читали по тетрадке те же, кто ходил читать по покойникам3.

Необходимо отметить отношение к собиранию и записи духовных стихов у участников экспедиции, особо внимательное, взволнованное – как к личностно важному для них открытию той стороны народной жизни, которая до этого оставалась для них темной, смутной, неосознаваемой.

Поворот в жизни общества обратил осознанное внимание на духовные стихи в с. Грешнево Тверской области. Живая традиция их исполнения то вспыхивала (30-40-е годы нашего века), то угасала, но все же была донесена до наших дней старыми жительницами села.

Теперь эту традицию перенимает и фиксирует Галина Михайловна Сазонова, заведующая клубом. Для нее, руководителя фольклорного коллектива, это сейчас – не обычная подготовка к концертным выступлениям, как велось раньше, а личное, глубоко выверенное внутренним нравственным чувством желание сохранить и передать потомкам произведения, которые "учат жить по правде"4.

Духовные стихи и канты – песни на стихи русских поэтов XVIII-XX вв. были записаны в подмосковном с.Заозерье от настоятеля храма Рождества Христова о.Сергия (Николаева)5.

О.Сергий – один из продолжателей той традиции духовного музицирования, которая была характерна для среды священнослужителей и их семей, церковного притча, близких к церкви мирян. Она тоже практически не прерывалась, хотя долгое время продолжала существовать в скрытом виде по вполне понятным причинам. Думается, что в этой среде происходило органичное объединение двух пластов русской духовной поэзии – "народного", "низового", постоянно развивавшегося, впитывающего в себя особенности культуры того или иного времени (воздействие романса, городской песни), и направления интеллектуализированного, утонченного, авторского.

Традиция духовного музицирования сейчас постепенно возрождается в современной городской среде. В сложении обиходного репертуара значительную роль играет творческое общение между собой отдельных певцов, авторов, камерных любительских ансамблей и коллективов, для которых исполнение духовных стихов стало профессиональным. В числе первых по глубокому эмоциональному воздействию на слушателей, перенимающих духовные песни, можно назвать московский ансамбль "Сирин" (худ. рук. Андрей Котов). Через концертное исполнение некоторые старообрядческие духовные стихи их репертуара вошли в повседневное пение "для себя" и "для других", в том числе и в сопровождении на колесной лире. Таковы духовные стихи "Грешный человече" (Смоленская обл.), "Я умом ходила", "Страсти Христовы", пение которых автор непосредственно слышал от людей в возрасте 20-50 лет. Свидетельство тому – и исполнение духовного стихи "Грешный человече" в "сириновской" стилистической манере о.Андреем (Ворониным). Исполнение его входит в аудиокассету о.Андрея и м.Анны Ворониных ("Мой духовный сад". – М., 1997).

Воздействие концертного исполнения сильно в городской среде.

Еще более глубоким оно становится благодаря тиражированию записей на аудиокассетах. Магнитофонная запись помогает передаче духовной поэзии устно-письменным способом – "друг от дружки" и в школьных тоненьких тетрадках, не отменяя этот способ, а сопутствуя ему, комбинируясь с ним. Тетрадки, но уже толстые, общие, по-прежнему, как старинные рукописные сборники, фиксируют для исполнителя те произведения, которые отвечают его глубинным духовным запросам. В них попадают для памяти и письменные фиксации поэтического текста, звучащего с магнитофонной ленты.

Настоятельной потребности слушать и расширения возможности исполнять духовные стихи и канты способствуют издания аудио- и видеокассет. Так, непрерывавшаяся деятельность Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря позволила сложиться репертуару духовных стихов и песен, бытующих среди его насельниц. Часть их издана в аудиокассете "Есть в далекой земле небольшой монастырь".

Православное братство "Споручницы грешных" готовит и издание сборника "Духовные стихи и песни Пюхтицкого монастыря". Такого рода издания в дальнейшем могут способствовать решению вопроса о роли воздействия монастырских центров на сложение и бытование репертуара духовных стихов среди мирян в близлежащих и удаленных от них селах и городах. Общение мирян с монастырской средой издавна было источником освоения духовной поэзии для пения вне храма, дома, для себя6.

Православный Свято-Тихоновский институт (Москва) выпустил запись духовных стихов старообрядцев верховьев Малого Енисея в исполнении детского этнографического ансамбля "Октай" (аудиокассета "Жизнь плачевну провождаю", респ. Тыва, рук. Н.Пономарева). Институтом изданы духовные стихи в исполнении гусляра Андрея Байкальца (аудиокассета "Раю, мой раю").

Репертуар Андрея Байкальца, так же, как состав духовных стихов в исполнении о.Андрея и м.Анны (Ворониных) – пример отбора и закрепления в составе индивидуального репертуара определенных сюжетов русской духовной поэзии, выполняющих очень важную роль – выражения чувств современного молодого человека, ставшего на путь поиска смысла жизни. В формировании активно исполняющегося ядра произведений большую роль играют мелодия, легко ложащаяся на современный слух, возможность инструментального сопровождения (в обоих случаях здесь – гусли) и ясно выраженная мысль о настоящем и будущем России. Эти три фактора, на мой взгляд, – последействие и развитие результатов предшествовавшего этапа активного бытования авторской, бардовской песни, в свое время заполнившей нишу, ранее принадлежавшую бытовому народному городскому пению, в том числе и произведений русской духовной поэзии. Наряду с традиционными духовными стихами Андрей Байкалец поет и авторское произведение – "Добрынюшку" иеромонаха Романа (Матюшина). Вряд ли певец не знает, кому принадлежит текст, но законы процесса фольклоризации вступают в силу: автор в перечне произведений не указан.

Значительное явление в современном городском бытовании русской духовной поэзии – издания Свято-Данилова монастыря: аудиокассеты "Праздник. Канты (духовные стихи) Х1Х-ХХ вв.". М., 1993; "Дорога. Духовные стихи. Канты. М., 1997"; видеокассета "Духовные канты" с записью беседы и духовных песен в исполнении архидьякона Свято-Данилова монастыря о.Романа (Тамберга), настоятеля храма Рождества Христова в московском микрорайоне Митино о.Алексея (Грачева) и уже упоминавшегося о. Сергия (Николаева).

В составе этих аудио- и видеосборников органично, как единое целое, представлены народные духовные стихи ("Святая земля", "Духовная беседа", "Праздник") и авторская поэзия, положенная на музыку: "Ночь" А.Хомякова, "Теперь на молитву мы встанем", "Кофейная молитва", "Осень", "Ангелу-хранителю", "Соловей" Л.Сидорова, "Когда уйду навеки" Д.Соколова, "Слава Богу" иеромонаха Романа (Матюшина). Часть песен не атрибутирована. Все произведения идут с инструментальным сопровождением (гитара, синтезатор), звучат одухотворенно, современно и искренне. Исполнители с большим тактом относятся и к старинным, и к современным текстам, не играют в "народность", не копируют манеру народных певцов. А сделав духовные стихи и канты фактом личного, глубокого переживания и способом осмысления своей жизни, порождают новую аутентичность произведений, отражающую особенности музыкального мышления, взыскательной требовательности к качеству поэтического текста, характерных для современного высокообразованного городского человека, впитавшего в свое эмоционально-эстетическое сознание художественные достижения как классической русской культуры, так и авторской песни 60, 70, 80-х годов нашего века.

Состав аудиосборников Свято-Данилова монастыря, качество и форма исполнения духовной поэзии свидетельствуют, на мой взгляд, об укреплении тенденции, проявившейся в особенностях репертуара А.Байкальца и о.Андрея (Воронина). Это отбор произведений из старинного народного пласта духовной поэзии, развитие его за счет авторской духовной поэзии (классической и современной), фольклоризация этого материала (возможно, отсутствие атрибуции именно отсюда), расширение практики духовного музицирования на новом уровне, отражающем эстетические потребности нового времени. Это необходимо для адекватного воплощения в новой словесно-музыкальной форме традиционных для духовной поэзии тем – покаяние, память о смерти и осмысление временной жизни в свете предстоящего каждому перехода к вечности; страсти человеческие и борьба с ними. Другими словами – настоятельная потребность в духовной, исповедальной лирике наряду с традиционными эпическими сюжетами духовных песен.

Аудиосборники "Праздник" и "Дорога" удовлетворяют эту потребность. Молодые люди и люди постарше, воцерковленные и невоцерковленные, слушают кассеты через наушники. Так восприятие духовной поэзии входит в повседневный обиход самым современным образом. Слушатели подпевают исполнителям, напевают сами, постепенно подготавливая переход от слушания к собственному исполнению.

И, наконец, острой современной потребности в исповедальной песенной лирике, отражающей индивидуальный путь личности к духовному возрастанию, отвечает творчество Владимира Волкова (аудиокассета "С молитвой о России". Пение в собственном сопровождении на гитаре), инока Псково-Печерского монастыря иеромонаха Романа (Матюшина), концертная и авторская деятельность петербургской певицы, сибирячки по происхождению, Евгении Смольяниновой. Вся система поэтических средств, темы, образы, мотивы творчества этих авторов глубоко укоренены в русской литературной и музыкальной традициях. Но анализ их творчества – тема отдельной работы. Для настоящего обзора пока достаточно отметить несколько особенностей, способствующих широкому вхождению их произведений в практику слушания и восприятия духовной поэзии и постепенно – в практику современного народного музицирования. Это, на мой взгляд, создание индивидуализированного образа лирического героя (в противовес подчеркнуто надындивидуальному, типизированному образу в традиционных духовных стихах), человека, грешного грехами именно нашей эпохи, страдающего за Россию-Святую Русь, болеющего ее болью. Современная мелодическая ткань произведений, сопровождение на излюбленном современном музыкальном инструменте – гитаре или камерным ансамблем, характерным для домашнего музицирования в XIX – нач. XX вв. в концертах Е.Смольяниновой, сотворчество о.Романа в исполнении своих песен с Жанной Бичевской, певицей, внесшей в свое время значительный вклад в открытие для себя народных песен несколькими современными поколениями, давшей этим песням новое звучание и новую жизнь в обиходном пении, – все это очень существенно для укоренения тем и образов современной авторской духовной поэзии в сознании соотечественников.

Таким образом, наше время дает яркую картину сосуществования старинных духовных стихов, классических и современных произведений авторской духовной поэзии в практике музицирования, слушания и восприятия. Для людей воцерковленных – это продолжение молитвы, способ выражения чувств и переживаний вне храма, в обыденной и праздничной обстановке. Для нецерковного человека – это глубокий посредник для вхождения в культуру Православия. Для тех и для других – это способ постижения смысла жизни, очень характерный для традиционной русской словесности и в целом – для отечественной культуры, способ, ныне вновь набирающий силу. Для исследователей русской литературы – это возможность решать на новом материале проблемы взаимодействия устной и книжной словесности, в том числе – и в наше время.

Примечания

1 О носителях, исполнителях, среде и форме бытования духовных стихов в дооктябрьский период истории России. // Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. – М.: Прогресс-Гнозис, 1991.

2 См., например: Русская духовная поэзия. – М.:Изд-во Православного Братства "Споручницы грешных", 1996.

3 Материалы фольклорно-этнографической экспедиции студентов и преподавателей Московского педагогического колледжа 12. Работа 1995, 1996, 1997 гг. (в дальнейшем: МПК-12.)

4 См.: "Держите светильник в сердцах" // Видеокассета "Песнь о России". – М.: Киностудия "Отечество", 1993.

5 МПК-12. Экспедиция 1996 г.

6 См.: "Держите светильник в сердцах..."