С.Н.Еремин

 

СТУДЕНТЫ НГУ О СВОЕЙ УЧЕБЕ, ЖИЗНИ И ЦЕННОСТЯХ*

 

Новосибирский государственный университет был изначально организован в качестве структурного подразделения Новосибирского научного центра и является его основным воспроизводственным механизмом. Положенное в основу университета органическое единство процессов познания и обучения обеспечило, с одной стороны, прогрессирующее и эффективное воспроизводство научного сообщества, с другой - исключительно высокий уровень общей и научной подготовки молодежи, максимально возможное развитие ее творческого потенциала. Университет объективно приобрел статус одного из лучших в стране интеллектуально-элитарных вузов, поставляющего наиболее способных молодых людей в науку, а также дающего всем другим своим выпускникам исключительно качественную профессиональную подготовку.

Разумеется, происходящие в России перемены, объективно поставившие и науку, и систему высшего образования на грань выживания, а также смена в обществе символов престижа, поколебавшая в глазах молодежи ценность научного познания, - все это не могло так или иначе не сказаться и на университете. Многое из его нынешней жизни известно в качестве эмпирически фиксируемой реальности. Вместе с тем, говоря словами Гегеля, известное еще не значит познанное. В этом аспекте предлагаемые здесь результаты социологического исследования, проведенного в НГУ в марте-апреле 1998 г., являются одной из попыток исходной рефлексии университета, учебы, жизни и ценностей его студентов.

Опрос по 30%-й выборке проводился на четвертом курсе шести традиционных факультетов НГУ (физического, математического, геологического, экономического, гуманитарного и факультета естественных наук). Опрос студентов именно четвертого курса оправдан двумя обстоятельствами: они имеют достаточно полное и адекватное представление об НГУ и жизни студенчества; они уже находятся в позиции рефлексии по поводу своего социального и трудового самоопределения, в т.ч. и по поводу занятий научной деятельностью. Анализ последнего важен для оценки состояния университета как механизма воспроизводства научного сообщества ННЦ.

Полученные в ходе исследования результаты приведены в тезисной форме, содержащей в себе потенциальную возможность дальнейшего системного и концептуального анализа всего массива информации.

 

НГУ как жизненный выбор

1. Основной контингент опрошенных студентов сформирован из молодежи, окончившей школу в Академгородке (46%), а также лиц, окончивших школу в других городах России и Сибири (28%). Значительную долю составляют также школьники из различных районов Новосибирска (20%). Молодых людей, поступивших в НГУ по окончании поселковых и сельских школ немного (4 и 1,3% соответственно). В целом контингент студентов сформирован, прежде всего, из жителей Новосибирска (66%). В этом аспекте университет менее открыт для жителей других городов и почти «закрыт» для жителей сельской местности.

2. В составе студентов превалируют лица, окончившие различного типа специализированные школы (36%), выпускники ФМШ при НГУ (26%). Обычную школу окончили 38%. По составу поступивших на учебу университет является интеллектуально-элитарным учебным заведением, пополняющимся за счет выпускников наиболее сильных и продвинутых школ, прежде всего специализированных.

3. Среди причин, обусловивших выбор университета среди других вузов, превалирует его высокий престиж (значение фактора относительно максимального уровня, равного единице, составляет 0,5), затем следует возможность получить конкурентоспособную профессиональную подготовку (0,4), возможность разностороннего развития себя как личности (0,4) и возможность получить любимую специальность (0,3). Другие причины менее существенны, равно как не велика доля тех, кто выбрал НГУ в принципе случайно (0,13). Университет, таким образом, рассматривается многими как учебное заведение, в котором почетно учиться и которое надежно обеспечивает и профессиональное и личностное самоопределение молодых людей.

4. Подавляющее большинство студентов (98%), по истечении 4 лет учебы считают, что сделанный ими в свое время выбор НГУ был правильным. Лишь исчезающая группа в 2% сомневается в правильности этого выбора. Тем самым фиксируется предельное соответствие обучения в университете потребностям студентов, исключительно высокая степень реализации их исходных ожиданий.

 

Оценка состояния и перспектив НГУ

1. Оценивая отношение российских государственных органов к высшему образованию в стране, большинство студентов (76%) считают, что государство недооценивает значение высшего образования и фактически бросило его на произвол судьбы, более того, около 9% усматривают проведение в стране политики, направленной против развития его. Лишь 8% опрошенных склоняются к выводу о том, что государство предпринимает все возможные ныне усилия для сохранения и развития высшего образования. Распределение ответов не оставляет сомнения в наличии у студентов гражданской по своему характеру и, очевидно, адекватной оценки состояния дел в системе «Российские государственные органы – высшее образование».

2. Всего около 16% оценивают нынешнее состояние НГУ оптимистично, как «нормальное, хорошее». Для всех остальных это состояние выглядит по иному: превалирует мнение о том, что университет находится в тяжелом состоянии (41%). Однако из тех, кто оценил это состояние как тяжелое, почти 30% усматривают наличие и положительных тенденций в развитии университета, против 11% считающих, что таковых тенденций нет вовсе. К группе, не склонной к оптимистической оценке, относятся и те, кто находит состояние университета как нестабильное и с неясными перспективами (39%).

3. Основная функция, которую должен, согласно мнению студентов, выполнять НГУ в настоящее время это «подготовка интеллектуально развитых культурных людей», т.е. высокообразованных специалистов широкого профиля с сильной общеобразовательной и творческой составляющей (46%). Следующая по своему весу функция – это подготовка специалистов-практиков (32%). Подготовка научных кадров занимает лишь третье место.

4. Наибольшая доля студентов, признавая неизбежность изменения НГУ, вместе с тем затрудняется с конкретным определением его перспектив, находит их неясными, не поддающимися просчету (36% ответов). Менее всего ожидается трансформация университета в обычный хороший вуз (11%). Университет по-прежнему будет развиваться как элитарный вуз (51%), но в таком качестве он будет ориентироваться скорее на подготовку кадров для всего рыночного хозяйства, чем на воспроизводство научного сообщества (28 против 23% ответов).

 

Состояние компонент учебного процесса

1. Оценки уровня развития в университете интеллектуальных, информационных и материально-технических составляющих учебного процесса (1 - очень низкий, 4 - средний, 7 - очень высокий уровень) таковы: студенты признают хорошее качество лекций (4,9 балла), а также практических занятий и семинаров (4,6); считают неплохой обеспеченность учебной литературой и современными информационными сетями, используемыми в учебных целях (4,4); на среднем уровне оцениваются организация практики в институтах Академгородка и общее соответствие обучения запросам работы и жизни (4,0); не вполне удовлетворительна обеспеченность зарубежной научной литературой (3,6); самая низкая оценка, указывающая на слабую удовлетворенность, дана уровню общего материального обеспечения учебного процесса (3,0).

2. По мнению почти половины студентов (49%), их система ценностей существенно расходится с системой ценностей преподавателей, и студенты ощущают себя группой, у которой с преподавателями могут быть только учебные отношения. Вместе с тем каждый третий считает, что особого разрыва в системе ценностей нет и можно говорить о единой университетской корпорации преподавателей и студентов. Остальные (21%) отмечают неоднозначный характер двух систем ценностей и взаимодействия преподавательского и студенческого составов.

3. Университет дает профессиональную подготовку на уровне лучших мировых стандартов. Так считают более 40% студентов. Несколько выше доля тех, кто находит эту подготовку одной из лучших в России, хотя и несколько уступающей в сравнении с отмеченными стандартами (47%), и лишь 8% не склонны выделять университет в ряду других вузов, придают ему статус обычного, не элитарного (рис. 1).


 


Рис 1. Оценка уровня получаемой в НГУ профессиональной подготовки: 1 - на уровне лучших мировых стандартов; 2 - ниже мировых стандартов, но один из лучших в России; 3 - обычный средний уровень, многие другие вузы дают подготовку не хуже; 4 - другое.

 

 

4. С полной отдачей учатся фактически немногие (16%), и их доля заметно уступает тем, кто учится без особого старания или даже «делает вид, что учится» (24%). Основная группа студентов (60%) учатся в спокойном ритме, «сильно не напрягаясь».

5. Почти отсутствуют студенты, которые учатся без особых внутренних или внешних стимулов, что называется «плывут по воле волн» в состоянии волевой и ценностной анемии. Основным стимулом к учебе выступает понимание того, что без качественного образования не найти достойного места в жизни (значение фактора относительно max=1 составляет 0,7). Этот стимул заметно опережает стремление к успешной карьере (0,4) и почти вдвое превосходит такой практический стимул, как стремление получить конкурентоспособную профессию (0,4). Еще слабее стимулы идеального характера, такие как интерес к процессу познания и желание реализовать свое призвание (0,3 и 0,2 соответственно). Наименее значим в сравнении с другими, но интересен в аспекте не только личностного предпочтения, но перспективного поведения и его социальных последствий стимул, связанный с ориентацией на работу за рубежом (0,14).

6. Наряду со стимулами к учебе существует и ряд отрицательно влияющих на нее факторов. Характерно то, что среди таковых уверенно лидируют факторы, вызванные к жизни современными кризисными явлениями в обществе и в системе высшего образования. Так, основное негативное влияние на учебу, по мнению студентов, оказывает неопределенность будущего, в т.ч. в плане работы, когда не вполне ясно, пригодится ли в жизни то, чему учат в университете, и вообще, удастся ли найти работу по получаемой профессии (значение фактора относительно max=1 составляет 0,5). Ненамного меньшее негативное влияние признается за необходимостью зарабатывать себе на жизнь (0,4). И, наконец, важен абсолютно «современный» фактор - бытовые неудобства, связанные с перебоями в тепле, свете и т.д. (0,24). Другие факторы менее значимы, хотя указаний на каждый из них больше, чем ответов, согласно которым отрицательных влияний на учебу нет вообще (15%) (рис. 2).

 

 


Рис. 2. Значение факторов, отрицательно влияющих на учебу в НГУ:
1 - особо отрицательных влияний нет; 2 - неопределенность будущего, в т.ч. в плане работы; 3 - отсутствие реальных перспектив профессиональной карьеры; 4 - слабая востребованность в обществе интеллектуального труда; 5 - бытовые неудобства (тепло, свет и т.д.); 6 - необходимость зарабатывать на жизнь; 7 - другое.

 


7. Отмечая динамику в отношении студентов к учебе, большинство респондентов указывает, что здесь ничего особенного не происходит и интерес к учебе остается, в принципе, без особых изменений (60% ответов). Но вместе с тем довольно значительно указание на падение данного интереса, которое почти в два раза превосходит указание на его рост (27 против 14%).

8. По мнению студентов, наиболее приемлемой для НГУ является классическая пятилетняя модель высшего образования. Отдающих ей предпочтение почти в два раза больше тех, кто склоняется к четырехлетнему обучению с последующей магистратурой (50 против 29% ответов). Значительна доля и тех, кто не сделал выбора в пользу той или иной из указанных моделей (21%).

 

Материальная сторона жизни студентов

1. По оценке студентов почти половина их сокурсников (41%) вынуждена в настоящее время подрабатывать на жизнь тем или иным способом.

2. Единственной по-настоящему важной причиной, заставляющей студентов искать работу и работать, признается необходимость обеспечить средства к существованию (значение фактора относительно max=1 составляет 0,9). Другие причины признаются ничтожными, и только еще одна причина, наряду с материальными соображениями, - работа как способ получения опыта по специальности - представляется довольно заметной (0,3).

3. Для студентов вполне очевидно негативное влияние подработок на учебу. Так считает более 80% респондентов, причем более 30% из них находят это негативное влияние весьма существенным. Лишь 10% не находят связи между подработками и успешностью учебы и еще 4% находят это влияние даже положительным, что против 80% имеющих противоположное мнение, указывает лишь на некоторое исключение из главной причинно-следственной связи.

4. Наиболее приемлемыми признаются подработки, которые связаны с простой и разовой работой, чрезмерно не отвлекающей своим напряжением от учебы, а также, что особенно важно, с собственно интеллектуальной деятельностью в русле приобретенной специальности. Так, по предпочтительности лидируют простые разовые работы (значение фактора относительно max=1 составляет 0,5), любая работа в летние месяцы (0,5) и постоянная простая работа (0,4). Почти также приемлема работа в НГУ и академических институтах и работа по студенческим грантам (0,42 и 0,43 соответственно). Всем этим видам подработки значительно уступает коммерция, она явно не пользуется особой популярностью (0,16).

5. Для большинства студентов источником средств к существованию выступает, прежде всего, помощь родителей (значение фактора относительного max=1 составляет 0,7). Из других источников достаточно важными являются стипендия (0,5), разовая простая работа (0,2), а также работа в НГУ и академических институтах (0,2). Существенно менее значимыми в структуре источников доходов выступают постоянная простая работа и работа в коммерческой фирме (0,1). Минимальное значение имеют здесь студенческие гранты.

6. По уровню дохода студенты делятся на несколько неравнозначных групп. К модальной группе следует отнести лиц с доходом от 300 до 500 руб. в месяц - таковых треть среди всех респондентов. Значительна также группа с доходом менее 300 руб. (26%). Таким образом, более половины студентов живет в крайне стесненных материальных условиях. Другая группа студентов, живущих выше порога 500 руб., представлена: группа, имеющая доход от 500 до 700 руб. - 17% и от 700 до 1000 руб. - 15%. Остальных студентов (около 13%) можно отнести к группе с очень высоким доходом. Они имеют в месяц 1000-1500 руб. (4%), 1500-2000 руб. (2%), 2000-2500 руб. (2%), более 2500 руб. (3%).

7. Положение на студенческом, как и на всем городском, рынке труда довольно напряженное. Спрос на работу со стороны студентов, желающих подработать, по мнению большинства респондентов, критически превышает предложение работы, так что найти возможность соответствующего приложения сил непросто, тяжело (72% ответов). Остальные (за исключением затрудняющихся с ответом) не видят здесь особых проблем. Но их лишь 17%.

8. По мнению студентов, материальное положение родителей, так или иначе, оказывает влияние: на поступление в НГУ (68%); на успешность учебы (87%) и на возможность трудоустройства по окончании учебы (84%). В то же время это влияние, как отмечается, скорее слабое (естественное), чем существенное при поступлении и скорее существенное, чем слабое при учебе и трудоустройстве. Основное здесь то, что, согласно мнению более трети студентов, поступление в НГУ никак не зависит от материального положения родителей, а если и зависит, по мнению других, то зависимость эта все же не носит выраженного, тревожного характера, т.е. на входе в университет по-прежнему достаточно эффективно работает академический критерий отбора.

9. В условиях перманентной коммерциализации высшей школы и усиления социальной роли личного богатства мнения студентов о возможности трансформации НГУ из интеллектуально-элитарного (учатся наиболее способные) в социально-элитарный (учатся наиболее богатые) вуз разделились так: большая часть респондентов находит это маловероятным и даже невозможным (55%), признают высокую вероятность и даже неизбежность данной трансформации 40% (при 5% тех, кто не составил по этому поводу своего суждения).

10. Удовлетворенность уровнем (качеством) жизни у студентов довольно низкая. По отдельным составляющим только психологический климат в университете, возможность занятия спортом, культурный досуг и общественная жизнь университета более или менее удовлетворяют молодых людей (3,8, 3,7, 3,2 балла по пятибалльной шкале). Удовлетворенность же остальными составляющими, кстати, являющимися наиболее важными, системообразующими в структуре жизни, весьма незначительна: удовлетворенность питанием 2,6 балла; медицинским обслуживанием - 2,9; общими условиями жизни и учебы (тепло, свет, комфортность) - 2,7; обустроенностью общежития - 2,2 балла.

11. 61% студентов отмечают, что их родители живут на среднем уровне материального благополучия. На уровне ниже среднего находятся родители 25% студентов. Только 5% признают, что уровень жизни их родителей выше среднего и еще 9% - что этот уровень близок к черте бедности.

 

Мир студенческих ценностей

1. Высокая степень интереса (по шкале «высокий, средний, низкий интерес, интереса нет вообще») превалирует у студентов лишь к двум проблемам жизни общества: это молодежные проблемы, связанные с работой и досугом и спорт. Средняя степень интереса превалирует в отношении интимной жизни и секса, международной жизни, жизни и работы за рубежом, политики, экономики и бизнеса, культуры и искусства, проблем семьи и брака, проблем армии. Низкая степень интереса превалирует в отношении проблем науки и реформирования науки и криминала. По полному отсутствию интереса абсолютно лидируют проблемы паранаук (астрология, уфология и т.п.) и проблемы религии.

Если говорить не об интенсивности интереса, а об его объеме, то здесь на первом месте оказываются проблемы интимной жизни, в разной степени, но они интересуют 99% студентов; молодежные проблемы (работа, досуг) - 98%; культура и искусство (95%); международная жизнь, вопросы экономики и бизнеса, проблемы науки и реформирования науки (94, 92 и 92% соответственно). Незначительно отстают от них спорт (91%) и политика (88%), а также жизнь и работа за рубежом (88%) (рис. 3).

2. Более трети студентов не выказывают каких-либо политических симпатий и, очевидно, аполитичны вообще. Демократическому движению симпатизирует более 40% всех опрошенных, т.е. демократических ориентаций придерживается чуть ли не половина студентов. Симпатии к левому и народно-патриотическому движению составляют в сумме около 10%, что почти равно сумме различного рода эклектических и экзотических политических пристрастий.

 


 

 


Рис. 3. Структура и объем духовных интересов студентов:
1- политика, 2 - экономика и бизнес, 3 - международная жизнь, 4 - культура и искусство, 5 - религия,
6 - спорт, 7 - криминал, 8 - жизнь и работа за рубежом, 9 - наука и реформирование науки, 10 - проблемы армии, 11 - интимная жизнь, вопросы секса, 12 - проблемы семьи и брака, 13 - молодежные проблемы (работа и досуг), 14 - астрология, уфология и т.п.

 

3. Современные преобразования в России воспринимаются студентами с большим пессимизмом. Почти половина из них (48%) разделяют точку зрения, согласно которой вовсе неясно, куда движется Россия; 22% считают, что ее нынешние преобразования - это упадок и разрушение страны. Только 18% оптимистично оценивают происходящие в обществе процессы как возрождение России, а немногие оставшиеся в своих ответах демонстрируют скорее растерянность, чем какую-то определенность.

 

Взгляд на работу и жизнь по окончании НГУ

1. В своей будущей работе студенты выше всего ценят возможность интеллектуального роста (4,3 балла по пятибалльной шкале). Почти также высоко оцениваются: высокая заработная плата, профессиональная карьера и творческий характер деятельности (4,2). Минимальное значение в общей структуре различных сторон будущей работы придается такой характеристике, как ее важность для людей и России (3,2).

2. Почти у половины студентов (48%) их будущее после окончания НГУ не вызывает психологического напряжения, они чувствуют себя спокойно, а у 18% состояние оптимистическое и уверенное. В то же время треть студентов находится в напряжении и беспокойстве, некоторые при этом испытывают даже тревогу и страх (4%).

3. Более 60% студентов ощущают серьезные трудности с адаптацией к самостоятельной жизни, причем небольшая их часть высказывает сильное сомнение в собственной способности адаптироваться достаточно полно. Лишь приблизительно каждый третий выражает твердую уверенность в том, что он сможет приспособиться к новым условиям существования достаточно легко, без особых проблем.

4. Два из трех студентов (впрочем, с разной степенью уверенности) считают возможным реализовать в современной России свои способности и полученную в НГУ подготовку. Остальные (кроме затруднившихся с ответом 11%) не уверены в этой возможности, хотя сильная неуверенность характерна лишь для крайне небольшой доли студентов (4%).

 

Отношение к науке, ориентации на будущее

1. Более двух третей студентов проявили интерес к науке еще при поступлении в университет (62%), причем около 20% из них были твердо, без колебаний ориентированы на профессию ученого. Оставшаяся треть никак не связывала свое будущее со сферой науки.

2. Почти половина студентов (49%) оценивает состояние науки в Академгородке как тяжелое, в т.ч. и без каких-либо положительных тенденций; 40% - как нестабильное, с неясными перспективами. Лишь 8% считают его вполне нормальным.

3. По мнению большинства студентов (почти 80%), государство явно недооценивает науку и бросило ее на произвол судьбы или даже проводит политику, направленную против ее развития. Оптимистов в этом аспекте немного: лишь около 6% считают, что государство прилагает все возможные усилия для сохранения и развития науки.

4. Оценивая престиж науки у студентов НГУ, респонденты определили его как «средний» (60% ответов). Вместе с тем почти втрое больше тех, кто находит этот престиж скорее низким, чем высоким (29% против 11).

5. По оценке почти половины респондентов (47%), престиж науки в глазах студентов продолжает падать; 40% придерживаются мнения, согласно которому этот престиж, в принципе, заметно не изменяется, и лишь 4% оптимистов отмечают рост престижа науки у студентов НГУ.

6. Основной фактор, препятствующий ориентации студентов на науку, - низкий уровень доходов (зарплаты) в науке (4 балла по пятибалльной шкале). Следующие, равные по важности, факторы - жилищные проблемы и появившиеся у молодежи новые возможности преуспеть вне науки (4,2), и, наконец, как своего рода интегральный от других негативных явлений фактор, общий кризис науки и ее неопределенное будущее (3,9). Имеет заметное значение также падение престижа науки в России (3,4). Другие факторы менее значимы (рис. 4).

 


 


Рис. 4. Оценка факторов по степени их негативного влияния на ориентацию студентов на науку
(1 - минимальное, 5 - максимальное влияние): 1 - отсутствие вакансий в науке; 2 - низкий уровень доходов; 3 - жилищные проблемы; 4 - ограниченность профессиональных перспектив; 5 - ограниченность перспектив личностного самоутверждения; 6 - общий кризис науки и ее неопределенное будущее; 7 - падение престижа науки в России; 8 - появившиеся у молодежи новые возможности преуспеть вне науки.

 

7. Основные причины, которые стимулируют ориентацию студентов на науку, - это тяга к познанию (призвание) (4,2 балла по пятибалльной шкале), возможность использовать науку в качестве «канала утечки» за рубеж (3,9), желание жить и работать в творческой профессиональной группе, а также уход от службы в армии (3,6).

8. Исключительно высоко оценивается потенциальная способность малого инновационного бизнеса в науке стимулировать ориентацию студентов на работу в сфере науки. Более 90% респондентов определенно видят в этом бизнесе фактор увеличения доли тех выпускников, что будут готовы связать свою жизнь с новой деятельностью в сфере науки.

9. Соответствующую привлекательность науки для молодежи может обеспечить заработная плата в размере 1500-2000 руб. (28% модальная группа), 100-1500 руб. (26%), 2000-2500 руб. (21%), т.е. основная масса студентов не принимает заработную плату в науке менее 1000 руб., но и не претендуют на какое-то чрезмерное вознаграждение (в ценах на март-апрель 1998 г.).

10. Сильным стимулом для повышения привлекательности научного труда выступает возможность получения молодыми учеными бесплатного (льготного) жилья. На это указали фактически все студенты, причем большая часть из них (72%) считает, что в данном случае повышение привлекательности науки будет заметным, весьма существенным.

11. Относительно перспектив профессионального роста в науке студенты делятся на две примерно равные группы: видящих эти перспективы и тех, кто сомневается в таковых (48 против 43%). Однако тех, кто признает наличие данных перспектив безоговорочно почти в три раза больше, чем тех, кто столь же жестко отрицает их (16 против 5%).

12. Для успешного профессионального роста в науке главное - это творческое мышление (значение фактора относительно max=1 составляет 0,8), трудолюбие (0,7), а также смелость в выдвижении идей и умение их отстаивать (0,5). Другие качества, в т.ч. коммуникабельность, высокая общая культура и т.д. признаются существенно менее значимыми.

13. В качестве условий, наиболее важных для профессионального успеха в науке выделяются: хорошая материально-техническая база исследований (значение фактора относительно max=1 составляет 0,7), наличие авторитетного и компетентного руководителя (0,7), устойчивое финансовое положение коллектива (0,5). Остальные условия заметно уступают указанным.

14. Число планирующих работать по окончании НГУ вне науки в три раза превосходит тех, кто выбрал науку (48 против 16%). Значительна доля тех, кто еще не определился с выбором окончательно, оставив это на более поздний срок (36%). Эта группа является потенциальным резервом науки, но ее выбор во многом будет зависеть от развития ситуации в обществе и в самой научной сфере.

 

Планы студентов, ориентирующихся на работу вне науки

1. Две трети студентов планирует работать по специальности, полученной в НГУ (61%), из них почти половина считает это решение окончательным. Остальные студенты (треть) не планируют работать по специальности,  хотя твердо уверены в своем решении немногие (3%).

2. По степени уверенности в том, что после окончания НГУ они найдут работу по специальности вне науки студенты делятся на три примерно равные группы: со стойкой уверенностью в возможности найти работу (33%), высказывающие некоторое сомнение в этом (35%) и, наконец, с сильной степенью сомнения в благоприятности поиска работы по приобретенной специальности (27%).

3. Наиболее привлекательными сферами трудовой деятельности для лиц, планирующих работать вне науки, выступают следующие: банковские, финансовые, страховые и т.п. структуры (40%); промышленность, производственные фирмы (29%); малые наукоемкие производства (23%). Невелика, в сравнении с ажиотажем прежних лет, привлекательность коммерции (14%) и вовсе непривлекательны система высшего образования (9%) и культура (7%).

4. Наиболее притягательна для выпускников работа в частном секторе, особенно с участием зарубежных партнеров. Так, в смешанной российско-зарубежной фирме желают работать 35%, в частной фирме - 32%, в филиале зарубежной фирмы в России - 20%. Желающих работать на государственном предприятии (в учреждении), в сравнении с частным сектором, непропорционально мало - почти в 7 раз меньше (13 против 87%).

5. Трудности с получением работы ожидают более половины студентов (56%), однако твердо уверены в этих трудностях лишь 18%, в то время как другие из этой группы менее категоричны в своем суждении («скорее да, чем нет»).

6. Более половины (55%) студентов, планирующих работать вне науки, считают, что в их будущей профессиональной деятельности пригодится многое из полученной в НГУ научной подготовки. Еще 38% видят возможность использовать кое-что, немногое из этой подготовки, и всего 5% высказывает сомнение относительно пользы для их будущей работы специфического для НГУ обучения.

 

Проблемы миграции за рубеж

1. Главным побудительным мотивом поиска выпускниками НГУ работы за рубежом признается стремление к приемлемому материальному достатку (значение фактора относительно max=1 составляет 0,9). Другие мотивы существенно менее важны. Это поиск новых возможностей для преуспевания в жизни в целом (0,6), желание обрести уверенность в завтрашнем дне (0,5), желание лучшей судьбы своим детям (0,4). Такой «гражданский» побудительный мотив, как стремление приобрести, а по возвращении использовать на благо России новые знания и опыт, ничтожно мал (рис. 5).

 


Рис. 5. Причины поиска выпускниками НГУ работы за рубежом:
1 - стремление к приемлемому материальному достатку; 2 - поиск лучших возможностей для профессионального роста; 3 - поиск новых возможностей для преуспевания в жизни в целом; 4 - стремление почувствовать свою востребованность, престижность своего дела; 5 - тяга к новому образу жизни; 6 - желание жить и работать в более спокойной социально-психологической обстановке; 7 - желание обрести уверенность в завтрашнем дне; 8 - желание лучшей судьбы своим детям; 9 - стремление приобрести, а по возвращении использовать на благо России новые знания и опыт.

 


2. Студентов, которые считают, что стремление выпускников НГУ к выезду за рубеж будет нарастать, более чем в два раза больше, чем тех, кто склоняется к выводу о возможном снижении этого стремления (50 против 20%).

4. Принципиально не желают выезжать на работу за рубеж немногие (16%). Более половины (58%) не исключают такой возможности в будущем в качестве варианта, т.е. испытывают миграционные настроения. Для части студентов (13%) эти настроения уже трансформировались в соответствующие планы и даже усилия по поиску работы за рубежом, а некоторые (порядка 3%) возможность выезда уже нашли и в свое время начнут ее реализацию (рис. 6).

 

 


Рис. 6. Объем и структура миграционных настроений студентов:
1 - желания работать за рубежом нет в принципе; 2 - не исключаю возможности работы за рубежом в будущем в качестве варианта; 3 - планирую выезд за рубеж, хотя активности в этом еще не проявляю; 4 - планирую и уже ищу возможность осуществить это; 5 - возможность выезда уже нашел, осталось ее осуществить; 6 - считаю, что надо набраться знаний и опыта в институтах Академгородка (по возможности, защитить диссертацию) и лишь затем решать вопрос о выезде; 7 - другое.

 


5. Студенты вполне отдают себе отчет о социальных последствиях миграции молодых специалистов за рубеж: 88% признают, что это явление ослабит наше общество (в т.ч. науку), поскольку выезжают перспективные работники и многие из них не вернутся в Россию. Лишь 12% склонны принять оптимистическое суждение, что последствия миграции усилят наше общество за счет возвращения многих из мигрантов с новыми знаниями и опытом.

 

Проблема организации трудоустройства выпускников

1. Почти половина студентов сталкивалась с деятельностью структур, занимающихся подбором выпускников вузов для работы за рубежом.

2. Многие (46%) затрудняются дать какую-либо оценку деятельности такого рода структур, остальные в своей оценке делятся на две фактически равные группы: признающих их полезность с позиций с позиций решения проблем людей (30%) и признающих их дело сомнительным с точки зрения общественных интересов, «Поскольку они стимулируют “утечку мозгов” из России» (24%).

3. Студенты единодушны в признании необходимости создания в НГУ единой специализированной службы содействия трудоустройству выпускников в России (96%), а также за рубежом (83%).

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 97-03-04411).